Проблемы правового регулирования накопленного экологического ущерба в Российской Федерации

Круглый стол «Проблемы правового регулирования накопленного экологического ущерба в Российской Федерации» состоялся 16 декабря 2011г. в Общественной палате Российской Федерации в г.Москва. Представитель ИнЭкА принял участие в круглом столе.

В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы РФ, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, члены Общественной палаты Российской Федерации, эксперты и учёные научных учреждений, представители исполнительной и законодательной власти регионов РФ, представители общественности.

Участники круглого стола отметили следующие первоочередные задачи, стоящие перед Государством в вопросах ПЭУ:

  1. Разработка чёткой нормативно-правовой базы, регламентирующей понятие «накопленный экологический ущерб», порядок его учёта, ранжирования, возможностей ликвидации, смягчения или компенсаций ввиду технической невозможности ремедиации.
  2. Определение чётких нормативных требований к системам управления ПЭУ и его структуре.
  3. Утверждение механизмов переуступки ответственности.
  4. Создание реестра загрязнённых или имеющих эти признаки территорий, обеспечение публичного доступа к данному реестру.
  5. Создание государственных программ или целевых фондов для осуществления финансирования.
  6. Обеспечение осведомлённости и участия общественности.
  7. Программы, стимулирующие проекты очистки и повторного использования загрязнённых территорий.

Елена Перфильева (ИнЭкА) представила презентацию «Оценка прошлого (накопленного) экологического ущерба». Помимо опыта скрининговых оценок в Кемеровской области также была представлена информация о международном опыте решения проблемы ПЭУ.

По заказу Всемирного Банка ИнЭкА выполняло пилотный проект по оценке накопленного экологического ущерба в Кемеровской области.

Предложения ИнЭкА:

  • Формирование и постоянное совершенствование адекватной законодательной и методической базы для оценки и ликвидации объектов ПЭУ. Отнесение к объектам ПЭУ любого остаточного воздействия/вреда на здоровье человека и окружающую среду, вызванное прошлой хозяйственной деятельностью. Ограничение объектов ПЭУ только территориями государственной и муниципальной собственности не допустимо, так как такой подход не обеспечит адекватной стратегии решения проблемы ПЭУ;
  • Распределение ответственности за ПЭУ среди цепочки бывших и настоящих собственников. Применение общего принципа «загрязнитель платит» в случаях, когда можно определить загрязнителя или его правопреемника.
  • Формирование государственного информационного ресурса об объектах ПЭУ, содержащего интегрированную, актуализированную и систематизированную информацию о природных объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и об уровнях их загрязнения, примерах ликвидации ПЭУ, международном опыте решения проблем ПЭУ;
  • Разработка методик инвентаризации загрязненных территорий, а также их классификации, категоризации, ранжирования;
  • Выполнение пилотных проектов по инвентаризации объектов ПЭУ и их классификации и по ликвидации ПЭУ;
  • Государственное финансирование разработки технологий, оценки участков и проведения информационных кампаний;
  • Использование механизма государственно-частного партнерства для решения проблем ликвидации ПЭУ.

Проблемы правового регулирования накопленного экологического ущерба в Российской Федерации

Круглый стол «Проблемы правового регулирования накопленного экологического ущерба в Российской Федерации» состоялся 16 декабря 2011г. в Общественной палате Российской Федерации в г.Москва. Представитель ИнЭкА принял участие в круглом столе.

В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы РФ, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, члены Общественной палаты Российской Федерации, эксперты и учёные научных учреждений, представители исполнительной и законодательной власти регионов РФ, представители общественности.

Участники круглого стола отметили следующие первоочередные задачи, стоящие перед Государством в вопросах ПЭУ:

  1. Разработка чёткой нормативно-правовой базы, регламентирующей понятие «накопленный экологический ущерб», порядок его учёта, ранжирования, возможностей ликвидации, смягчения или компенсаций ввиду технической невозможности ремедиации.
  2. Определение чётких нормативных требований к системам управления ПЭУ и его структуре.
  3. Утверждение механизмов переуступки ответственности.
  4. Создание реестра загрязнённых или имеющих эти признаки территорий, обеспечение публичного доступа к данному реестру.
  5. Создание государственных программ или целевых фондов для осуществления финансирования.
  6. Обеспечение осведомлённости и участия общественности.
  7. Программы, стимулирующие проекты очистки и повторного использования загрязнённых территорий.

Елена Перфильева (ИнЭкА) представила презентацию «Оценка прошлого (накопленного) экологического ущерба». Помимо опыта скрининговых оценок в Кемеровской области также была представлена информация о международном опыте решения проблемы ПЭУ.

По заказу Всемирного Банка ИнЭкА выполняло пилотный проект по оценке накопленного экологического ущерба в Кемеровской области.

Предложения ИнЭкА:

  • Формирование и постоянное совершенствование адекватной законодательной и методической базы для оценки и ликвидации объектов ПЭУ. Отнесение к объектам ПЭУ любого остаточного воздействия/вреда на здоровье человека и окружающую среду, вызванное прошлой хозяйственной деятельностью. Ограничение объектов ПЭУ только территориями государственной и муниципальной собственности не допустимо, так как такой подход не обеспечит адекватной стратегии решения проблемы ПЭУ;
  • Распределение ответственности за ПЭУ среди цепочки бывших и настоящих собственников. Применение общего принципа «загрязнитель платит» в случаях, когда можно определить загрязнителя или его правопреемника.
  • Формирование государственного информационного ресурса об объектах ПЭУ, содержащего интегрированную, актуализированную и систематизированную информацию о природных объектах и территориях, загрязненных в результате хозяйственной деятельности и об уровнях их загрязнения, примерах ликвидации ПЭУ, международном опыте решения проблем ПЭУ;
  • Разработка методик инвентаризации загрязненных территорий, а также их классификации, категоризации, ранжирования;
  • Выполнение пилотных проектов по инвентаризации объектов ПЭУ и их классификации и по ликвидации ПЭУ;
  • Государственное финансирование разработки технологий, оценки участков и проведения информационных кампаний;
  • Использование механизма государственно-частного партнерства для решения проблем ликвидации ПЭУ.