Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 7-8 (42-43) > УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Устойчивое развитие - магистральный путь России в XXI веке

Мы продолжаем публиковать наиболее интересные материалы, подготовленные к II Всероссийскому съезду по охране природы. На этот раз мы предлагаем читателям статью Виталия Феодосьевича Парфенова из его брошюры «Формирование государственной политики по переходу России к устойчивому развитию». Эта статья – краткий историко-аналитический очерк, рассказывающий о основных шагах, предпринятых Россией в направлении к достижению целей, обозначенных на знаменитой встрече в Рио-де-Жанейро. Автор статьи – академик Петровской академии наук и искусств и Академии ноосферы является одним из разработчиков Концепции перехода РФ к устойчивому развитию и проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.
В. Ф. Парфенов

Россия, подписавшая в Рио-де-Жанейро важнейшие документы, взяла и на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе всеобщего согласия.

Однако, для России реализация этой программы оказалась непростой задачей. Начавшиеся еще в 1990 году глубинные преобразования в стране уже успели к середине 1992 года раскрутить «перестроечный механизм», который, являясь по сути антиэкологическим, имел мало общего с избранным в Рио-де-Жанейро новым путем развития земной цивилизации. Это обусловило объективные трудности с реализацией документов Рио-92, поскольку переориентировать за короткий срок в нужном направлении данный механизм преобразований было практически невозможно. Этим обстоятельством можно объяснить произошедшие в России за последние годы деградацию государственных природоохранных структур (понижение их статуса или даже ликвидацию) и резкое снижение в целом природоохранной активности.

Вскоре после возвращения российской делегации из Рио-де-Жанейро стало очевидным, что выход из создавшегося положения следует искать через разработку и утверждение на самом высоком уровне серии концептуальных документов, которые позволили бы целенаправленно изменить подход к перестроечным процессам, постепенно направляя их в заданное русло и подготавливая для этого необходимую законодательную, нормативную, экономическую и социальную базу. Взятый же на вооружение Правительством РФ в 1991 году программно-целевой (взамен планового) подход к распределению финансовых и материальных ресурсов при решении важных государственных задач объективно порождал приоритетность узковедом-ственных и лоббистских интересов, затрудняя возможность государственного управления данным процессом. Именно поэтому, представленный в январе 1993 года Министерством экологии и природных ресурсов РФ (в тот период) проект национального плана действий по реализации решений Конференции ООН в Рио, представлял собой, в основном, свод намечаемых к разработке или уже реализуемых программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды с подробным изложением содержательной их части. Такой стандартно-ведомственный подход к разработке масштабного и многопланового документа оказался неприемлемым, поскольку назревшие экологические проблемы уже стало невозможно решать с помощью лишь природоохранных мер, требовалась коренная реконструкция всех экономических и социальных сфер в нужном направлении. Требовалась разработка документов совсем иного плана, предусматривающих для достижения цели радикальную ломку мировоззренческих устоев.

Переход к устойчивому развитию - весьма сложный, долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой, гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних проблем долгосрочного развития страны, включая структурную и инвестиционную политику, вопросы изменения структуры потребления, охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экономической и экологической безопасности, социальной, научно-технической и региональной политики, а также внешнеполитические аспекты, где экологический фактор играет все более заметную роль в международных отношениях.

Результатом поиска выхода из тупика стал Указ Президента РФ от 4 февраля 1994г. №236 «О государственной стратегии Российской федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», которым одобрялись основные положения данной стратегии, предусматривающей два направления действий:

  • решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;
  • реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.

Принципиальная значимость этого документа состояла в том, что официально на самом высоком уровне была зафиксирована масштабность проблемы перехода России к устойчивому развитию и необходимость принятия государством адекватных мер. В частности, для решения текущих первоочередных задач Правительству РФ поручалось утвердить План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы в качестве первого этапа реализации основных положений указанной стратегии, а для основательной подготовки к перспективным преобразованиям - разработать проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающей сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.

Утвержденный План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы (постановление Правительства от 18 мая 1994 г. № 496) предусматривал реализацию 96 мероприятий по подготовке законодательных и других нормативно-правовых актов, а также целевых программ, необходимых для решения остро назревших экологических проблем. Этот план в основном был выполнен за исключением некоторых незавершенных разработкой программ, перешедших в новый План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы (утвержденный постановлением Правительства от 19 февраля 1996 г. № 155).

Разработка проекта концепции явилась следующим важным шагом в осмыслении проблемы устойчивого развития, поиске путей достижения цели и не имела аналогов в российском документотворечестве. Это был единственный, пожалуй, случай за период осуществления реформ в России, когда к подготовке важного для страны документа широко привлекалось население.

В целях обсуждения сложившейся экологической обстановки и подготовленного рабочей группой проекта концепции Правительство РФ специальным распоряжением (от 13 сентября 1994г. № 1481-р) наметило собрать в Москве в июне 1995 года Всероссийский съезд по охране природы, в рамках подготовки к которому в 87 субъектах Российской Федерации были проведены территориальные конференции по избранию делегатов съезда, обсуждению проекта концепции и местных проблем охраны природы. Параллельно проводились отраслевые подготовительные мероприятия министерствами и ведомствами. Важное значение имела конференция общественных организаций (май 1995г.) с участием 400 представителей, где было избрано 70 делегатов съезда.

Начальные варианты проекта концепции дважды рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию, а также на совместном заседании межведомственных комиссий Совета Безопасности по экологической и экономической безопасности и научного совета при Совете Безопасности (февраль 1995г.), на Всероссийском конгрессе «Рациональное природопользование России в переходный социально-экономический период (современное состояние и перспективы развития)» (март 1995г.), на парламентских слушаниях в Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания (май 1995 г.).

Всего по России в подготовительных мероприятиях и обсуждении проекта концепции участвовали более 20 тыс. человек. На пленарных и секционных заседаниях самого съезда приняли участие 2 тыс. человек, в том числе 993 избранных делегатов с правом решающего голоса. На рассмотрение съезда поступило около 1000 замечаний и предложений по проекту концепции и совершенствованию природоохранной деятельности.

Согласно резолюции съезда, принятой 5 июня 1995 года, Правительство РФ образовало Государственную комиссию по доработке проекта концепции с учетом замечаний и предложений, высказанных на съезде (распоряжение от 7 августа 1995 г. № 1110-р). Подготовленный комиссией с учетом обсуждения проект концепции 4 января 1996 года был рассмотрен и в основном одобрен на заседании Правительства. После окончательной доработки проект направлен Президенту РФ, который утвердил документ своим Указом от 1 апреля 1996г. №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Этот Указ имеет очень важное политическое значение. Помимо утверждения Концепции, констатирующей необходимость изменения в стране курса реформ с учетом решений Рио, он предусматривает четкую установку органам исполнительной власти руководствоваться в своей программно-правовой и хозяйственной деятельности концептуальными положениями устойчивого развития. Одновременно перед Правительством РФ была поставлена очередная задача - расширить диапазон поиска новых путей преобразований и на основе положений утвержденной Концепции разработать проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. А это свидетельствует о том, что все-таки «процесс пошел», и хотя медленно, с трудом, больше пока в теоретическом плане, но в стране вызревают уже прогрессивные тенденции грядущих перемен.

Сегодня можно критиковать (и справедливо) исполнение данного Указа, особенно в части использования органами власти в своей деятельности положений Концепции. Но для получения здесь положительных результатов предстоит еще многое сделать: создать необходимую законодательную и нормативную базу, утвердить государственную стратегию устойчивого развития и, что самое главное, изменить коренным образом сознание людей в нужном направлении, для чего потребуется комплекс специальных мер и немало времени. И все же важно уяснить, что даваемая указом установка руководствоваться утвержденными положениями устойчивого развития - это социально-нравственный прорыв в будущее, позволяющий природоохранным органам и общественности уже сейчас ужесточить требования по соблюдению норм экологической морали.

Что касается самой Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, то она достаточно широко растиражирована: опубликована в «Собрании законодательства Российской Федерации» (от 8 апреля 1996г. № 15), «Российской газете» (от 9 апреля 1996г.), «Лесной газете» (от 13 апреля 1996 г.), «Зеленом мире» (№ 12, 1996 г.) и других изданиях, поэтому содержательная часть ее в особом комментарии не нуждается. Существенно то, что несмотря на огромное количество и зачастую резкую полярность мнений, выявившихся при подготовке и обсуждении проекта концепции, удалось выработать документ, устраивающий, судя по отзывам, подавляющее большинство. Вот лишь одна характерная его оценка, сделанная мэром Москвы Ю.М. Лужковым в докладе на Международном конгрессе «Экологические проблемы крупных городов: инженерное решение» (от 14 мая 1996г.): «... я хотел бы остановиться на важнейшем, на мой взгляд, Указе, который подписал Борис Николаевич Ельцин полтора месяца назад. Указ утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию с тем, чтобы: «Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры личного и общественного потребления». Так записано в Указе. Если серьезно думать о будущем новых поколений наших детей и внуков, это сейчас главная социально-экономическая и инженерная задача...!».

Более сложной и непредсказуемой пока остается судьба последующего документа - проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, хотя поручение Президента РФ о его разработке было выполнено.

Правительство РФ определило шаги решения этой задачи своим постановлением от 8 мая 1996 г. № 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», во исполнение которого Минэкономики России подготовило с участием заинтересованных организаций и в декабре 1996 года представило в Правительство РФ первый вариант проекта стратегии. Поручением премьера В.С. Черномырдина (от 30 декабря 1996 г. №ВЧ-П9-43119) поступивший документ был направлен министерствам и ведомствам для подготовки по нему замечании и предложений.

В ноябре 1997 года Минэкономики России представило в Правительство РФ проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, доработанный совместно с Госкомэкологией России, Миннауки России, МПР России, другими федеральными и региональными органами исполнительной власти. Российской академией наук и с привлечением представителей органов законодательной власти, общественных организаций, видных ученых и специалистов. Предварительно проект стратегии обсуждался на парламентских слушаниях (от 14 октября 1997г.) и расширенном заседании коллегии Минэкономики России (от 27 октября 1997 г.).

Правительство РФ 11 декабря 1997 года на своем заседании рассмотрело и в основном одобрило подготовленный с участием 15 научных учреждений проект стратегии. Окончательно доработанный с учетом обсуждений, а также дополнительно поступивших замечаний и предложений, документ в апреле 1998 года был направлен на рассмотрение в Администрацию Президента РФ. Однако решение по нему еще не принято в силу, прежде всего, политических причин, и в частности, из-за смены состава Правительства, которое в 1998 году обновлялось трижды.

Разработанный на основе положений Концепции проект стратегии сориентирован на выполнение задач, поставленных Конференцией ООН в Рио перед мировым сообществом. Он базируется на общепланетарных аналитических выводах, а также на согласованной установке, что устойчивое развитие - категория общечеловеческая и в отдельно взятой стране возможно только в качестве компоненты устойчивого развития всей цивилизации, однако в среднесрочном, тем более краткосрочном планах переход к устойчивому развитию должен решаться каждой страной самостоятельно.

Проект государственной стратегии состоит из 11 разделов, посвященных важнейшим направлениям осуществления перехода России к устойчивому развитию, и включает в себя:

  • концептуальные основы стратегии устойчивого развития с определением целей, основных принципов, критериев и показателей устойчивого развития, а также этапов и специфики перехода страны к такому развитию;
  • стратегические задачи и предложения по формированию внешней эколого-экономической политики России, с учетом сокращения масштабов использования ограниченной хозяйственной емкости биосферы;
  • содержание внутренней экологической политики на ближайшую перспективу по обеспечению стабилизации экологической ситуации в процессе вывода страны из экономического кризиса, исходя из сложившейся экологической обстановки, эколого-экономического районирования территории России и оценки допустимого антропогенного воздействия на ее экосистемы;
  • предложения по формированию экономической и макроэкономической политики государства с учетом факторов дальнейшего экономического роста и перехода к устойчивому развитию;
  • цели и задачи стратегии природопользования, основные направления государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
  • социальный аспект стратегии устойчивого развития, предусматривающий повышение качества жизни населения, определение стратегических задач на рынке труда и в сфере трудовых отношений, в области развития социальной активности и улучшения социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и культуры;
  • финансово-экономический механизм экологизации производственной и непроизводственной деятельности с предложениями по совершенствованию в этом направлении законодательной базы управления экономикой;
  • стратегию научно-технического развития с определением основных целей и задач, стратегических приоритетов и этапов развития данной сферы, роли в этом процессе государства, фундаментальной науки, образования и инновационной сферы;
  • региональный аспект стратегии устойчивого развития, предусматривающий (с учетом местных экологических и социально-экономических условий) развитие региональных и локальных производственных систем, производственной и социальной инфраструктуры, решение на местах социальных и других проблем, постановку задач региональным органам власти по реализации стратегии устойчивого развития, формы и методы оказания регионам государственной поддержки;
  • формирование открытого общества с учетом роли демократии в общественном развитии и ее трансформации при переходе к устойчивому развитию, проблем формирования правового государства и его взаимодействия с гражданским обществом, особенностей развития рыночных отношений;
  • предложения по реализации стратегии устойчивого развития с отражением роли государства и особенностей государственного управления на различных этапах перехода к устойчивому развитию, а также роли науки и образования в этом процессе.

В общем плане, переход к устойчивому развитию предусматривает вывод страны из нынешнего кризиса (что является обязательным условием), коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности и последовательного введения этой деятельности в пределы емкости экосистем с ориентацией на потребности будущих поколений. Решение этих задач намечается осуществить поэтапно за счет динамично сбалансированного функционирования триады «природа - общество - хозяйство».

На начальном этапе (после выхода из кризиса - краткосрочная перспектива, 5-7 лет) предусматривается решить первоочередные задачи стабилизации социально-экономического развития и создать нормативно-правовую базу по экологизации хозяйственной деятельности и оздоровлению окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. На следующем этапе (среднесрочная перспектива, 20 лет) - реализовать основные элементы перехода к устойчивому развитию и на этой основе вывести страну на нормативный уровень состояния окружающей среды. В последующем (долгосрочная перспектива, десятки лет вперед) должна постепенно решаться проблема гармонизации развития общества и природы, создания основ ноосферной цивилизации.

В целом проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации можно рассматривать как широкомасштабный документ, имеющий стратегический характер и позволяющий определить линию государственной политики по важнейшим направлениям общественного развития на длительную перспективу.

Впервые у России появляется возможность заглянуть на несколько десятков лет вперед и подумать, что может ожидать наших потомков от результатов нашей нынешней деятельности, которая строится пока на правительственных программах исключительно краткосрочного действия. По большому счету переход России к устойчивому развитию может стать той самой объединяющей «национальной идеей», которую по заданию Президента РФ уже несколько лет, как известно, ищут, но безуспешно, демократические партии и движения. В то же время вполне очевидно, что нет более сильного стимула для общенационального объединения, чем самая реальная угроза существованию людей в предстоящем веке от надвигающегося экологического кризиса. То есть, для такой постановки вопроса имеются все объективные предпосылки.

Механизм реализации разработанной стратегии намечается заложить в последнем из серии концептуальных документов - Плане действий по реализации Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, в котором должны быть определены исполнители и сроки по подготовке к принятию большого блока конкретных документов и решений, необходимых для осуществления перехода страны к устойчивому развитию, и который должен обновляться с учетом углубления процесса такого развития. Потребуется на научной основе определить, а затем и разработать отвечающие принципам устойчивого развития основополагающие нормативно-правовые, программные и организационные документы по всем сферам жизнедеятельности государства.

В этой широкомасштабной работе должны найти свое место все структуры нашего общества: государственные, законодательные и исполнительные органы власти, академическая и прикладная наука, предпринимательские структуры, неправительственные организации и общественные движения. При успешном исходе дела Россия в начале грядущего тысячелетия получит возможность выйти на новый магистральный путь своего развития.

Однако, в поиске путей устойчивого развития еще много неясного, спорного, многое предстоит еще исследовать, продумать и осознать. Но состояние биосферы - природной основы жизнедеятельности человека - становится повсеместно настолько критическим, что начинать этот поиск надо уже сейчас, постепенно углубляясь в проблему устойчивого развития и принимая необходимые первоочередные меры и решения на государственном уровне.

Состоявшаяся 23-29 июня 1997 года в Нью-Йорке Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН подвела первые итоги выполнения странами рекомендаций, записанных в документах, принятых мировым сообществом в Рио-де-Жанейро в 1992 году. А за день до открытия сессии, состоялась встреча «большой восьмерки» в Денвере, на которой был обстоятельно рассмотрен вопрос: как реально содействовать максимальной результативности по выполнению решений этого всемирного форума.

В своем выступлении на Специальной сессии глава делегации Российской Федерации В. С. Черномырдин отметил, в частности: «Россия в нынешних непростых условиях делает максимум возможного для поддержания усилий мирового сообщества в решении приоритетных глобальных проблем, выполняет взятые на себя обязательства Весной 1996 года принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В настоящее время продолжается интенсивная работа над проектом государственной стратегии, направленной на реализацию целей, сформулированных в программных документах Конференции ООН в Рио.

В утвержденной Концепции и проекте государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации в целом изложена идеология государственной экологической политики и сформулирована главная задача этой политики на ближайшие несколько лет. Это - преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экологического кризиса, создание эффективного механизма государственного управления охраной окружающей природной среды. Важнейшим положением стратегии является обязательность достижения на начальном этапе стабилизации в обществе, связанной с решением острых экономических и социальных проблем.

Выполнением этой задачи предусматривалось обеспечить в среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», принятой в новой редакции 26 февраля 1998 года. Программа должна была обеспечить создание предпосылок для роста производства и повышения благосостояния людей, без чего продвижение к устойчивому развитию практически невозможно и реализация данной программы должна была стать первым реальным шагом в этом направлении. Однако затянувшийся кризисный процесс в России свел фактически на нет предпринятые усилия, подтвердив в очередной раз со всей очевидностью, что решение проблемы устойчивого развития находится в сфере большой политики.

Тем не менее, эта 4-х летняя программа (в отличие от всех предыдущих одно- и двухлетних реформистских правитель-ственных программ), малоизвестная к сожалению широкой общественности, представляет несомненный интерес как первая реальная попытка высших органов исполнительной власти начать поступательное развитие российского общества с учетом принципиальных положений утвержденной Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Помимо решения первоочередных экономических и социальных проблем, программой предусматривались, в частности, следующие направления деятельности по осуществлению государственной экологической политики (до 2000 года):

  • совершенствование природоохранительного законода-тельства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  • совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды, в том числе системы платежей за ее загрязнение;
  • разработка и внедрение эколого-экономических показателей, характеризующих эффективность природоохранной деятельности в стране;
  • достижение нормативного качества окружающей природной среды посредством ужесточения экологических требований к природопользователям - источникам негативных воздействий на природу с целью предотвращения экологического ущерба;
  • проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
  • последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
  • государственная поддержка реконструкции действующих производств, при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды;
  • обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
  • осуществление работы по разграничению полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и ее субъектами, направленной на рационализацию природопользования, при усилении координирующей роли соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Несмотря на острый дефицит финансовых ресурсов, общий объем капитальных вложений на реализацию природоохранных мероприятий за счет всех источников финансирования на предстоящий (до 2000 г.) период прогнозировался в объеме 55-60 млрд. руб. (в ценах 1998 г.), в том числе 6-9 млрд. руб. по системе Госкомэкологии России.

Реализация намеченных мероприятий до 2000 года предполагала сокращение объемов выбросов в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод на 8-10 процентов. При этом предусматривалось на этапе реструктуризации экономики добиться сокращения удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

В рамках реализации государственной экологической политики намечалось осуществить масштабные исследования по наиболее актуальным проблемам охраны окружающей среды и природопользования. Среди них - проблемы, связанные с глобальным изменением климата вследствие выбросов газов, создающих «парниковый эффект», вопросы образования и распространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, а также проблемы, связанные с разработкой и внедрением новых технологий неистощительного природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий.

Основным инструментом реализации экологической политики в 1997-2000 годах становилось выполнение уже принятых многочисленных экологических программ различного уровня. Одновременно важное значение уделялось разработке новых программ, направленных на предотвращение деградации крупных природных комплексов межрегионального значения, оказывающих заметное влияние на устойчивость биосферы в пределах территорий Российской Федерации, и программ, обеспечивающих основную деятельность по охране окружающей среды.

Таким образом, запущенный в Рио-де-Жанейро процесс преобразований постепенно становится в России все более привычным и вполне реализуем. Задача состоит лишь в том, чтобы создать для этого процесса благоприятные условия, которые пока в стране отсутствуют из-за кризисных явлений.

Этот вывод, в частности, подтверждается тезисом Президента РФ Б.Н. Ельцина из направленного им в 1999 году Послания Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»: «Вступая в новую эпоху, мы должны расстаться со старым взглядом на природу, как на свою «мастерскую». Ее ресурсы не бесконечны. Нужны новые правила поведения человека на Земле: защищать природную среду - значит защищать саму жизнь на Земле. Ключевая роль в этой сфере принадлежит государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс «Экологического поведения». Экономическая политика государства должна, наконец, всерьез считаться с экологическими ограничителями.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов