Общественный мониторинг деятельности международных финансовых организаций

Ю. Кузнецова

Семинар с таким названием при участии Тихоокеанского Центра Защиты Окружающей среды (PERC), был организован ИнЭкА в г. Гурьевске 4-5 ноября.

Семинар вели Дэйв Мартин – координатор программ PERC в Сибири и его коллега Дуг Норлен, возглавляющий программу по мониторингу и реформе американского финансирования проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.

Дуг и Дэйв рассказали на семинаре об основных принципах и формах деятельности Международных Финансовых Организаций (МФО), поделились своим опытом мониторинговой деятельности.

Международные финансовые организации предоставляют различного рода ссуды и страховые полисы государственным и частным корпорациям для осуществления программ и проектов экономического развития и поддержки совместных предприятий. Ссуды и страховые услуги МФО крайне разнообразны, среди них например:

  • ссуды правительствам на выполнение крупных проектов по усовершенствованию инфраструктуры (дамбы, шоссейные дороги и т.п.)
  • ссуды правительствам для оказания помощи в коррекции секторов экономики, пересмотра юридических или прочих нормативных документов, способствующих поощрению притока иностранных инвестиций или для развития экспорта.
  • кредиты на экспорт, которые создают гарантии, что компании, экспортирующие продукцию (напр. бульдозеры, целлюлозный комбинат или вышки для бурения на нефть) в страны повышенного риска получат компенсацию в случае неблагоприятного стечения обстоятельств риска.
  • прямые займы компаниям, предоставляющие необходимый капитал на развитие совместного предприятия в тех странах, обстановка в которых представляет слишком высокий риск для частных банков.
  • гарантии займов, являющиеся, по сути, предоставляемыми частному банку гарантиями возврата займа МФО в критических ситуациях, предусмотренных гарантиями.
  • страхование от политического риска, страхующее частную компанию от риска в случае войны, политических беспорядков, экспроприации, неконвертируемости валюты и т. п.

Под давлением международной общественности, в начале 90-х годов МФО стали готовить природоохранные директивы (требования) к проектам. Однако, даже несмотря на наличие таких требований, зачастую проблематичными являются: доступ общественности и местного населения к отчетам ОВОС, к самой процедуре формирования экологических требований для инвестируемых проектов. И вот несколько российских примеров тому.

В 1994 году две совместные российско-американские компании получили финансирование на ведение лесозаготовок в Хабаровском крае. Компании проводили сплошные рубки в первичных лесах и занимались экспортом круглого леса в Японию. Участие местных жителей в этом проекте было сведено к минимуму. Проекты не прошли экспертизу, которая, согласно российскому законодательству, должна осуществляться в обязательном порядке. Компании также отказались предать гласности материалы ОВОС. Общественники и ученые-лесники, осмотрев места ведения работ, обнаружили, что уничтожены структуры первичного лесного массива и среда обитания животных в прежде девственном уголке Земли.

ОПИК (американская корпорация зарубежных частных инвестиций) вместе с японским банком экспорта-импорта финансировали большой нефтегазовый проект «Сахалин-2» в открытом море вблизи острова Сахалин. В результате недостаточных мер по предотвращению нефтяных разливов возникла угроза исчезновения серого кита и запасов лосося. ОПИК финансировала и золотой рудник Кубака на Дальнем Востоке, на котором в 1997 году были обнаружены токсичные течи.

Практически все индустриально развитые страны имеют Экспортно-кредитные Агентства (ЭКА), которые содержатся правительством и которые страхуют, финансируют и гарантируют частные инвестиции и экспорт в развивающихся странах. Как отмечает известная немецкая защитница окружающей среды Хеффа Шекинг: «…Хотя эти Агентства содержатся на деньги налогоплательщиков, деятельность многих их них совершенно секретна и они участвуют в мероприятиях, являющихся разрушительными для окружающей среды и социальной сферы. Ежегодно через ЭКА проходит около 432 млрд. долларов в виде торговых сделок и инвестиций, что составляет около 10 % от всего мирового экспорта». По мнению Х. Шекинг, важнейшей задачей для НПО сегодня является инициирование выработки единых международных экологических и социальных стандартов для Экспортно-Кредитных Агентств.

В настоящее время Всемирный Банк планирует финансирование 2-х крупных проектов «Россия – Угольный сектор – Частичная Гарантия от рисков» и «Россия – Лесной сектор – Частичная Гарантия от рисков». Российские НПО пока еще могут принять участие в обсуждении экологических политик этих проектов. За информацией можно обращаться к исполнителю проекта – Российскому Агентству Выполнения Гарантий. В настоящее время ИнЭкА направило туда запрос и ожидает ответ. Краткую информацию о проектах, предоставленную PERC, можно получить, отправив запрос в ИнЭкА по e-mail: jineca@nvkz.kuzbass.net. Кроме того, по этому адресу можно заказать Практическое Пособие «Общественный мониторинг Международных финансовых организаций», которое сотрудники PERC подготовили к данному семинару.

Статья подготовлена с использованием материалов PERC.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов