Центр «Эко-согласие» и рабочая группа Экофорума по ПОДООС приглашают НПО стран ННГ к дискуссии

ПОДУМАЕМ О БУДУЩЕМ ЗАРАНЕЕ

В чем залог успеха НПО в процессе «Окружающая среда для Европы»?

Очередная Пятая конференция министров окружающей среды Европы состоится в 2002 году в Киеве. И хотя до этого события еще три года, официальная подготовка к форуму уже начинается. В конце сентября 1999 года в Женеве состоялось заседание Комитета по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН (КЭП ЕЭК ООН), на нем созданы Специальная рабочая группа и Исполнительный комитет. Их задача – разработка повестки дня и подготовка Конференции министров.

На встрече предполагается обсудить официальную позицию стран по поводу дальнейшего развития процесса «Окружающая среда для Европы», в частности, по вопросам энергетики и окружающей среды, перехода к использованию этилированного бензина, поддержки местных инициатив в области устойчивого потребления, интеграции экологических подходов в политику развития всех отраслей экономики. Особое внимание будет уделено проблемам влияния транспорта на окружающую среду, а также воздействию экологических факторов на здоровье людей.

Коалиции европейских НПО важно как можно раньше включиться в процесс обсуждения вопросов Конференции министров, определить свою позицию и вплотную приступить к лоббированию своих интересов. Чем активнее НПО будут работать на самом начальном этапе подготовки Конференции, тем больше вероятность добиться конкретных результатов во время самого форума.

«Эко-Согласие» и Рабочая группа Экофорума по ПДООС предлагают НПО региона стран ННГ начать дискуссию для определения позиции НПО по вопросам, которые должны быть вынесены на повестку Киевской конференции европейских министров. Мы приглашаем НПО к активному сотрудничеству и убеждены, что эта работа позволит всем нам избежать повторения ошибок прошлых лет. Пассивность, неумение отстаивать свои интересы, безинициативность остались далеко позади. Неправительственные организации многому научились, участвуя в процессе «Окружающая среда для Европы». Теперь дело за главным – заставить официальные круги уважать и считаться с мнением НПО. Чем раньше мы начнем действовать, тем больше у нас шансов победить.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ:

Основные результаты конференций министров

Многолетнее противостояние двух политических блоков негативно сказывалось на состоянии окружающей среды в Европе. Наметить совместные пути решения накопившихся проблем было крайне не просто, а зачастую даже невозможно. Но, начиная с 1989 года, когда рухнуло искусственное разделение Германии на Восток и Запад, Европа начала свой пути к объединению для сохранения природы, открыв перспективы для совместных действий.

Добржиш: Все еще впереди

Первая конференция министров окружающей среды европейских стран, а также Канады, Бразилии, Японии, США и представителя Комиссии европейских сообществ состоялась в июне 1991 года в замке Добржиш, в Чехословакии. Участники форума обсудили пути укрепления сотрудничества в целях сохранения и улучшения состояния окружающей среды. Комиссии европейских сообществ совместно с ЕЭК ООН было рекомендовано подготовить доклад об экологическом состоянии Европы. На ее основе в дальнейшем предполагалось разработать программу по охране окружающей среды в регионе.

Люцерна: Конкретные результаты

Вторая Конференция министров «Окружающая среда для Европы» состоялась в 1993 году в Швейцарии, в Люцерне. На ней были приняты такие важные документы, как Декларация министров, одобрена Программа действий в области охраны окружающей среды в Центральной и Восточной Европы (ПДООС). Была поддержана инициатива проведения в 1995 году Европейского года охраны природы. Участники форума рассмотрели также доклад Комиссии европейских сообществ «Элементы для долгосрочной Европейской экологической программы, в котором выделены важнейшие направления развития европейского сотрудничества в области окружающей среды.

София: Приоритеты отданы ЦВЕ

Третья Конференция на уровне министров в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» состоялась в Софии в 1995 года. На ней были приоритет был отдан страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), рассматривались вопросы финансирования природоохранных мер в этих государствах. Особо отмечалось, что на переходном этапе развития этих стран недостаточно лишь внутренних средств для решения их экологических проблем, поэтому внешние источники финансирования будут оставаться важным фактором. Было признано полезным использовать схемы «долги за природу», согласно которой страна-кредитор отказывается от причитающейся ей задолженности в иностранной валюте при условии, что страна-дебитор предоставит ресурсы в национальной валюте на экологические цели. Одним из важнейших в Софии был вопрос об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к экологической информации. Были одобрены Руководящие принципы ЕЭК ООН по доступу к информации в области окружающей среды и участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений. В Софии была принята Панъевропейская стратегия в – области биологического и ландшафтного разнообразия, одобрена Экологическая программа для Европы.

Орхус: Победы и поражения

Четвертая конференция министров окружающей среды Европы состоялась в Дании, в городе Орхус в 1998 году. На Форуме были открыты для подписания три важнейших документа: Протоколы по уменьшению загрязнения воздуха и Конвенция по доступу к экологической информации, участию общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам окружающей среды. Активно работала на Конференции Коалиция неправительственных организаций Европы – Экофорум. Впервые на официальном мероприятии такого масштаба была проведена сессия «Укрепление демократии для устойчивого развития, организованная неправительственными организациями. Участники Конференции отметили, что процесс «Окружающая среда для Европы» представляет собой эффективную базу для сотрудничества в области охраны окружающей среды в регионе ЕЭК ООН, выполняя роль движущей политической силы для достижения согласия в вопросах обеспечения экологической безопасности на континенте. Этот процесс следует продолжить с учетом меняющихся приоритетов.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Новые региональные приоритеты

Процесс «Окружающая среда для Европы» развивается уже 8 лет. За это продолжительное время изменялись и его региональные приоритеты. Если на Конференции в Софии предлагалось первостепенное внимание уделять экологическим проблемам стран Центральной и Восточной Европы, то на повестке дня форума в Орхусе решено было переместить акцент общеевропейского сотрудничества на Восток, имея ввиду регион стран бывшего Советского Союза. Причем особо подчеркивалось, что Западная помощь может играть важную роль во всех экологических преобразованиях в ННГ, но только в том случае, если сами страны привержены делу реформ в области охраны окружающей среды.

Новые области сотрудничества

С каждым годом сотрудничество европейских государств в области охраны окружающей среды становится все более разнообразным. На Конференции в Орхусе обсуждался широкий круг проблем общеевропейского значения: от оценки состояния окружающей среды в регионе до энергоэффективности; от экологического менеджмента до биоразнообразия; от участия общественности в процессе принятия решений до борьбы с загрязнением воздуха. Предполагается, что многие из этих вопросов будут включены в повестку дня Пятой конференции европейских министров в Киеве в 2002 году.

ДОРОГА В КИЕВ

Вопросы для дискуссии

Успех лоббирования интересов общественности на Конференции министров в Киеве во многом зависит от той работы, которую надо начинать уже сейчас. Первым, а возможно, даже основным ее этапом должна стать разработка приоритетных направлений в области охраны окружающей среды, которые будут предложены министрам европейских стран для обсуждения. Важно выработать единую позицию различных групп общественности по этим вопросам, чтобы в дальнейшем совместными усилиями отстаивать свои интересы во время официальных подготовительных встреч и непосредственно на Конференции. НПО как наиболее организованной части общественности предстоит взять эту работу на себя.

Для начала попробуем определить, какие из ниже перечисленных тем наиболее важны с точки зрения европейского природоохранного сотрудничества. Все комментарии, дополнения и предложения будут учтены при подготовке окончательного текста предложений НПО стран ННГ к повестке дня Конференции «Окружающая среда для Европы».

Темы для дискуссии
Связь экономики и устойчивого развития

Проблема интеграции экологических соображений в процесс принятия экономических решений и в программы помощи для обеспечения устойчивого развития широко обсуждалась в рамках процесса «Окружающая среда для Европы». К сожалению, природоохранным министерствам удалось добиться лишь небольшого успеха в интеграции природоохранных принципов в экономическую политику. Причем в странах ЦВЕ успех был достигнут в тех областях деятельности, где существовали очевидные возможности для реализации проектов «с двойным выигрышем», то есть дающих одновременно экономические и экологические выгоды, например, проектов по эффективному использованию энергии или по применению чистого производства, или по приватизации.

ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы необходимым включить проблему интеграции экологических и экономических вопросов на повестку дня Киева-2002?

Считаем ли мы важным предложить для обсуждения разработку региональной программы экономического развития с учетом экологических приоритетов устойчивого?

В ННГ интеграция принципов охраны окружающей среды в политику различных отраслей экономики оказалась гораздо менее успешной или вообще не наблюдалась. В государствах бывшего СССР отраслевые и экономические министерства часто настроены скептически даже по отношению к самой возможности существования решений «с двойным выигрышем». Это связано с несколькими факторами: с низким приоритетом охраны окружающей среды в странах региона бывшего СССР; с сохраняющейся ролью государства как источника и регулятора экономической деятельности; со слабостью природоохранных министерств в системе правительственных структур, с их неспособностью продемонстрировать экономические преимущества экологических мероприятий: со слабостью контроля за реализацией требований экологической политики.

ННГ: основные проблемы и их решения
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы необходимым уделить особое внимание вопросам совершенствования механизмам финансирования природоохранной деятельности в ННГ?

Считаем ли мы необходимым включить вопросы развития сферы окупаемых экологических услуг, безотходного производства и укрепления экологических фондов?

Считаем ли мы необходимым поставить вопрос о важности институциональных реформ, направленных на устойчивое использование природных ресурсов и развитие рыночных механизмов?

Исследования, подготовленные к Конференции министров в Орхусе, показывают, что в ННГ сложилась чрезвычайно напряженная экологическая ситуация. Среди наиболее острых проблем – загрязнение водных ресурсов и нехватка питьевой воды; высокая концентрация в воздухе опасных веществ; сокращение численности и исчезновение различных видов животных и растений. Поэтому ключевой фактор оздоровления окружающей среды в ННГ – экономические реформы, проводимые в соответствии с принципами устойчивого развития. Приоритетом в регионе ННГ должно стать совершенствование планирования, нормативно-методической базы, децентрализация управления охраной окружающей среды, вовлечение широкой общественности в процесс принятия экологически значимых решений. Для успешного осуществления экологических планов крайне важно заручиться поддержкой других государственных органов, прежде всего, министерств экономики и финансов.

Стратегия энергосбережения: альтернативные источники энергии, ядерная энергетика и безопасность

На IV Конференции министров обсуждались вопросы эффективного использования энергии, возможные политические меры в этой области, а также снижение загрязнения окружающей среды, вызванного неэкономной тратой энергетических ресурсов. Экстенсивное использование энергии – серьезная проблема для окружающей среды. Сжигание ископаемого топлива служит одной из причин выбросов парниковых газов и загрязнения воздуха на местном и региональном уровнях, а также подкисления почв и загрязнения вод. Строительство шахт, бурение скважин и накопление отходов приводят к деградации земель. Тем не менее, именно сжигание топлива до сих пор остается основным методом получения энергии в регионе.

ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы важным включить в повестку дня Киева-2002 вопрос о механизмов международного сотрудничества в области энергоэффективности?

Считаем ли мы необходимым поставить вопрос о повышении безопасности утилизации отходов ядерной энергетики?

Считаем ли мы необходимым обратить внимание министров окружающей среды на необходимость разработки механизмов финансирования научно-исследовательских работ в области альтернативных источников энергии?

Некоторые страны, в частности, Болгария и Франция, активно выступают за развитие ядерной энергетики. При правильной эксплуатации реакторов ядерная энергетика не приводит к загрязнению окружающей среды. В то же время ярыми противниками атомного топлива остаются Дания, Голландия и другие государства, предпочитающие искать более безопасные альтернативы традиционному сжиганию ископаемого топлива. Их мнение основывается не только на потенциальной угрозе, которую несет ядерная энергетика, но и необходимости утилизировать отходы реакторов, которые не менее опасны, чем действующая атомная станция.

Развитие экологически чистого вида транспорта
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы важным включить в повестку дня Киева-2002 вопрос о предоставлении развитыми странами финансовой и технической помощи государствам ННГ для выполнения?

Считаем ли вы необходимым обязать Международные финансовые институты финансировать проекты, которые уменьшают опасность, связанную с тяжелыми металлами, и отказываться поддерживать проекты, которые такую опасность повышают?

На Четвертой конференции «Окружающая среда для Европы» был открыт для подписания Протокол по тяжелым металлам. С его помощью будет создана новая структура для национального законодательства, которая позволит значительно уменьшить выбросы ртути, кадмия, свинца в Европе и Северной Америке. Как известно, одним из наиболее распространенных источников этих веществ считается автомобильный транспорт, работающий на этилированном бензине. Страны, подписавшие этот документ, обязаны, в частности, постепенно прекратить производство этилированного бензина, использовать фильтры и чистые виды топлива.

Генно-модифицированные организмы

Проблема производства и использования пищевых продуктов, изготовленных из генно-модифицированных организмов (ГМО) остро стоит перед всеми европейскими государствами. Их воздействие на состояние здоровья человека постоянно обсуждается. Врачи и экологи в большинстве своем крайне отрицательно относятся к продуктам из ГМО, считая, их не просто вредными, а даже опасными для здоровья человека. Некоторые особо ярые противники ГМО убеждены, что постоянное употребление в пищу продуктов из ГМО приведет к снижению иммунитета.

ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы необходимым вынести на повестку дня Киева-2002 вопрос о разработке европейской программы исследования воздействия ГМО на здоровье людей?

Считаем ли мы важным обратить внимание министров окружающей среды на необходимость широкого информирования жителей стран ННГ о воздействии ГМО на организм человека?

К сожалению, в отличие от стран западной Европы, государства ННГ мало знают о том, содержатся ли ГМО в пищевых продуктах, и если да, то какой вред может быть нанесен здоровью людей. В то время, когда в некоторых европейских странах удалось добиться запрещения производства опасных продуктов, в Москве, например, во всю рекламируют продукты из генно-модифицированной сои как необычайно полезные. О потенциальном вреде товара никто не задумывается.

Изменение структур производства и потребления
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

Считаем ли мы обязательным включение в повестку дня Киева-2002 вопрос необходимости ускорения структурной перестройки экономики стран ННГ в направлении снижения нагрузки на окружающую среду?

Считаем ли мы важным представить на рассмотрение министров проблему внедрения системы экологических налогов, имея ввиду продуктивные налоги, налоги на сырье и потребляемые ресурсы?

Нерациональная структура производства и потребления – одна из основных причин деградации окружающей природной среды. Страны с переходной экономикой имеют особую ситуацию, обусловленную спецификой экономической системы, сложившейся в период господства централизованного хозяйства. К настоящему времени страны ННГ не завершили структурную перестройку экономики. В результате не уменьшается число убыточных предприятий, не вписавшихся в экономику переходного периода. Вместе с тем в ННГ прослеживаются позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса, деконцентрации производства.

ИНИЦИАТИВА УКРАИНЫ

23 сентября 1999 года в Женеве, на шестом заседании Комитета по экологической политике ЕЭК ООН состоялось обсуждение вопросов, связанных с подготовкой к Пятой конференции европейских министров окружающей среды, которая состоится в Киеве в 2002 году.

По мнению министра окружающей среды и ядерной безопасности Украины В.Я. Шевчука, к конференции должны быть подготовлены следующие документы:

  • Хартия «Экономика и окружающая среда»;
  • Хартия «Война и окружающая среда»;
  • Хартия «Образование и окружающая среда»;
  • Конвенция по транспорту, окружающей среде и здоровью.

Широкого обсуждения повестки дня конференции не было. Однако ряд НПО, принимавших участие в сессии КЭП, хотели, чтобы к киевской конференции было разработано больше законодательных документов, обязательных к исполнению – хартии к этой категории не относятся.

По словам В.Я. Шевчука, подготовку к конференции нужно начинать как можно раньше. Однако, как считает Джейм Рейнольдс из министерства окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, опыт подготовки еще к Третьей конференции министров (София, 1995 г.) показал, что многочисленные заседания, встречи, обсуждения нельзя начинать слишком рано – это неоправданная трата денег, времени и сил. Лучше сосредоточиться на осуществлении решений, принятых на предыдущей, Четвертой конференции министров. И все же, по мнению В. Я. Шевчука, о повестке дня нужно начинать думать уже сейчас. Эту точку зрения разделяют и неправительственные организации, они собираются развернуть в самое ближайшее время. Министерство окружающей среды и ядерной безопасности Украины планирует разослать свою позицию по вопросам, связанным с программой Киева-2002, правительствам, международным организациям, НПО и всем заинтересованным лицам и организациям.

Копию доклада о позиции Украины по вопросам Киева-2002 (13 страниц) на английском и украинском языках можно получить в Центре «Эко-согласие». В связи с большим количеством уже поступивших в Центр заявок, материал переводится на русский язык.

Информационная служба «Эко - Согласие»
Над выпуском работали:
Ольга Сперанская - speransk@ntserver.cis.lead.org;
Ольга Понизова - accord@olgapon.gins.msk.su.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов