Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3-4 (50-51) > УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ

Проблемы ТБО и действия общественности

(Окончание. Начало в №№ 48, 49)
М. А. Зайцев

4. Программа управления отходами г. Саратова: обсуждение и принятие решений

4.1. Аннотация

Численность населения г. Саратова составляет 898,6 тыс. чел. , а вместе с г. Энгельсом он образует одну из крупнейших городских агломераций Европы. Официально ежегодный вывоз ТБО составляет 25% от запланированного объема. Основная часть отходов попадает на городские полигоны нелегально либо пополняет несанкционированные свалки. В городе нет системы управления отходами, количество ТБО неизвестно, потоки не регулируются. Город прошел через этап проектирования мусоросжигательного завода, обсуждалось предложение японской фирмы по сортировке и утилизации ТБО, было начато и заморожено строительство нового полигона. Один из последних бизнес-планов поступил от фирмы «Волга-ресурс», которая предлагает принять разработанную ею региональную программу переработки отходов со строительством мусоросжигательного завода. В августе 1998 года в г. Саратове состоялись общественные слушания «Нужна ли нам программа управления отходами и какой ей быть?», на которых были обсуждены различные аспекты проблемы ТБО.

4.2. Проблема ТБО в г. Саратове.

Всего по городу по данным 2ТП (токсичные отходы) в 1997 г. размещено на санкционированных свалках 684,0 тыс. м3 ТБО (от 536 тыс. жителей). Вместе с тем, общее количество ТБО, согласно расчетам, должно составлять 2646 тыс. м3 (от 905 тыс. жителей) (таб. 4.1, 4.2).

Таблица 4.1. Численность населения г. Саратова
РайоныМуниц. и ведом. жильеЧастная застройкаВсего жителей
Волжский 729631000082963
Заводской17585530300206155
Кировский 11238040500152880
Ленинский25320019500272700
Октябрьский52197240054597
Фрунзенский11742411000128424
Всего784769113700898600
Таблица 4.2. Фактический вывоз ТБО по районам
РайоныДоля вывоза ТБО от расчетных норм СаратоваДоля вывоза ТБО от расчетных российских норм
Волжский 118,1%236,2%
Заводской 13,4%26,1%
Кировский 92,0%192%
Ленинский 61,0%121,8%
Октябрьский 96,5%192,9%
Фрунзенский 107,9%215,7%

Нормы накопления ТБО от жилого сектора г. Саратова были утверждены постановлением администрации города от 19.01.94 № 40 в результате проведенной УЖКХ работы по уточнению норм накопления ТБО по жилому фонду города.

  • для благоустроенного фонда – 2 м3/чел. в год
  • для неблагоустроенного фонда – 3 м3/чел. в год.

Установление норм накопления ТБО проводится согласно «Рекомендациям по определению норм накопления твердых отходов», разработанных Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова.

В 1997 г. в полном объеме согласно норм накопления ТБО от жилого сектора г. Саратова были вывезены отходы от жилого сектора, стоящего на балансе ЖКХ Волжского. Октябрьского, Фрунзенского и Кировского районов. От жилого сектора Ленинского района управлениями ЖКХ вывезено 50-80% ТБО от расчетного образования, принятого по нормам накопления г. Саратова, за исключением МУПЖКХ №4, территориально ближе расположенного к свалке Александровского сельсовета, которые вывезли на городской полигон ТБО 20% от расчетного образования по нормам г. Саратова.

МП ЖКХ №1, 2, 3 Заводского района вывезено 19%, 10,2%; 14,8% (соответственно) ТБО от расчетных объемов образования г. Саратова и 38,8%, 18,6%; 27,0% от расчетного объема по российским нормам накопления. В общем по району вывезено 14,7% ТБО от расчетного по нормам г. Саратова (в 1996 г. вывезено – 8% ТБО – 69154,0 м3).

Численность населения Саратова, проживающего в жилфонде, стоящем на балансе районных ЖКХ, намного меньше общей численности населения, проживающего в районах г. Саратова. Нет информации, каким образом накапливается и вывозится ТБО от жилого сектора, не стоящего на балансе ЖКХ – ведомственном жилье и частном секторе.

По данным управления ЖКХ по состоянию на 1994 г. в Саратове около 114 тыс. чел. проживает в частных домовладениях, причем планово-регулярной системой вывоза обслуживается сравнительно небольшое количество. Часть отходов, которые из этой категории жилого фонда не вывозятся, сжигается на месте, часть закапывается на приусадебных участках, но в большинстве случаев попадает на соседние территории и способствует загрязнению земель и поверхностных вод.

На настоящий момент отсутствие четкой, слаженной работы всех свалок, ЖКХ и спец. АТХ привело к вышеизложенному дисбалансу размещения ТБО Заводского, Ленинского и центральных районов города, появлению большого количества несанкционированных свалок и, как следствие, возникновение неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в г. Саратове.

По данным Госинспекции на настоящий момент на территории г. Саратова имеет место следующее количество несанкционированных свалок (таб. 4.3.).

Таблица 4.3. Количество несанкционированных свалок на территории г. Саратова по данным Госинспекции
РайоныКол-во несанкционированных свалокПримерный объем, м3
Волжский125340
Заводской 171600
Кировский 9930
Ленинский 71570
Октябрьский 6720
Фрунзенский н. д.н. д.
итого по городу5110160

Сложившаяся в г. Саратове практика работы с бытовыми отходами несовершенна и требует реорганизации. Нет единого хозяина, нет единой технической организации и экономической политики в организации работы.

4.3. Состояние полигонов

Основной организацией, осуществляющей вывоз ТБО, является «Спецавтохозяйство» г. Саратова, которое обслуживает все районы города за исключением Заводского. Вывозом ТБО в Заводском районе занимаются МП ЖКХ Заводского района. В г. Саратове функционируют 2 объекта по захоронению ТБО. Основная часть ТБО поступает на городской полигон ТБО, расположенный около пос. Гуселка-2. ТБО от жилого сектора Заводского района, частично от Ленинского района размещается на санкционированной свалке пос. Александровка, расположенной в Саратовском районе.

4.3.1. Городской полигон ТБО

Находится на балансе УЖКХ, территориально полигон расположен в Волжском районе около пос. Гуселка-2. Проект на строительство полигона ТБО № 5117 имеет положительное заключение экологической экспертизы. Горполигон ТБО имеет разрешение Горкомэкологии г. Саратова на прием и складирование бытовых отходов и «малотоксичных промышленных отходов, согласно которого ежегодно представляет отчет. Тем не менее, эксплуатация полигона ведется с нарушением – отсутствует контроль над состоянием окружающей среды.

4.3.2. Свалка Александровского сельсовета

Территориально свалка относится к Саратовскому району, который контролируется районным комитетом экологии. Свалка осуществляет прием и захоронение бытовых и промышленных отходов всего Заводского и части Октябрьского и Ленинского районов Саратова.

Работу по нормированию, проработке заявок, оформлению и выдаче разрешений на размещение отходов предприятиям, вывозящим отходы на свалку, осуществляет Госкомэкологии г. Саратова.

Согласно разрешениям на Александровской свалке в 1997 г. должно быть размещено от жилсектора Заводского района 250 тыс. м3 ТБО. ПО отчету 2ТП (токсичные отходы) на Александровскую свалку поступило 40 тыс. м3 ТБО.

Сумма, которая должна была пойти на содержание Александровской свалки от размещения занормированного объема ТБО (без учета платежей за загрязнение окружающей среды) должна составлять 250 х 2,64 = 660 тыс. руб. (2,64 руб. – плата за размещение 1 м3 ТБО от жилсектора). Фактическая сумма за размещение отходов ТБО от жилсектора Заводского района составила 40 х 2,64 = 105,6 тыс. руб. (это без учета оплаты за размещение промышленных и бытовых отходов от предприятий), т. е. составляет 84%. Платежи за загрязнение окружающей среды включаются в стоимость талонов и поступают на счет Экофонда Саратовской области. Недобор в Экофонд Саратовской области за загрязнение окружающей среды также составит 84%. От занормированного объема сумма за загрязнение ООС должна составить 2 300 тыс. руб. Фактически составила – 370 тыс. руб.

4.3.3. Свалка Октябрьского района

Свалка находится на балансе Муниципального предприятия благоустройства Октябрьского района. Согласно постановлению Администрации Октябрьского района 24.11.93 г. № 505 и согласования ЦГСЭН Октябрьского района 1.06.93 №77.121 разрешено использовать песчаный карьер по ул. Силикатной для отсыпки строительным мусором, грунтом, сметом с улиц без бытового мусора.

В действительности на свалку кроме указанных выше отходов вывозятся бытовые и промышленные отходы, что является грубейшим нарушением эксплуатации свалки.

В 1997 г. по представленному в Горкомэкологии списку предприятий вывозивших отходы на свалку, принят мусор от 56 предприятия, из них в Горкомэкологии состоит на учете 31 предприятие, из них получили разрешение на вывоз строительного мусора, грунта, смета с улиц без бытового мусора 7 предприятий. То есть 49 предприятий вывозили мусор неизвестного состава без разрешения Горкомэкологии, несмотря на предписание Госинспекции принимать отходы на Октябрьскую свалку только при наличии у предприятий разрешения комитета экологии.

На МП благоустройства Октябрьского района неоднократно составлялись протоколы и накладывались санкции за содержание в принимаемом мусоре отходов, не разрешенных к приему на свалке.

4.3.4. Свалка Ленинского района

Были начаты работы по обустройству свалки:

  • проведена обваловка территории полигона;
  • частично выкопаны котлованы;
  • построено административное здание с гаражом;
  • подведена линия электропередач;
  • подготовлено место под трансформаторную станцию.

Общая сумма затрат составила – 2 млн. деноминированных рублей.

В настоящее время работы прекращены по причине спорности вопроса принадлежности свалки к г. Саратову или Саратовскому району. Территория свалки в запущенном состоянии, заросла бурьяном, котлованы частично завалены мусором.

4.4. Основные подходы к решению проблемы

4.4.1. Программа управления отходами, разработанная фирмой «Волга-ресурс»

Основным элементом этой программы является проект бизнес-плана по созданию в Саратовской области перерабатывающего комплекса бытовых и промышленных отходов. Предлагается сжигание несортированных отходов в печах Ванюкова с получением на выходе бензинов, цветных металлов, керамики, различных строительных материалов. Идея создания программы как таковой заслуживает всяческого одобрения, однако технологические предложения авторов программы представляются малоосуществимыми.

4.4.2. Реконструкция завода Саратовжилстрой в предприятие сортировки отходов

На общественных слушаниях было заслушано предложение о реконструкции этого завода для сортировки мусора. Технологически этот завод имеет все необходимое для обработки больших масс сыпучих грузов. Предлагается соединить механизированное и ручное сепарирование ТБО. Имеется и рабочая сила по соседству, заключенные, отбывающие свой срок в колонии, и у которых сейчас нет места приложения труда.

4.4.3. Налаживание системы вывоза отходов из зоны частной застройки

В настоящее время в Саратове отсутствует регулярный вывоз Т|БО из районов частной застройки, в связи с чем появилось большое число несанкционированных свалок. Сбор денег на вывоз мусора не имеет под собой юридической базы, поэтому городской Думе нужно ввести целевой налог или абонементную плату на вывоз мусора для частной застройки.

4.4.4. Состояние переработки вторичного сырья

В настоящее время в городе действует акционерное предприятие по переработке вторичных сырьевых ресурсов. Его работники действуют в непосредственном контакте с горкомэкологии и имеют удостоверения внештатных инспекторов комитета. Предприятие налаживает переработку отходов, поступающих на свалку. Часть переработанных отходов (40 вагонов в месяц) отправляется потребителям за пределы области, однако предприятие несет значительные транспортные расходы, составляющие до половины всех его расходов. У Вторсырья нет налоговых и других льгот, которые полагаются муниципальным предприятиям.

4.5. Выводы

Участники состоявшихся 5 августа 1998 г. в г. Саратове общественных слушаний «Нужна ли нам программа управления отходами и какой ей быть?», признавая важность решения этой проблемы, признали необходимым:

  • разработать муниципальную программу управления ТБО с учетом основных положений и принципов, сформулированных участниками семинара «Экологический менеджмент и аудит как инструменты инициативной экологической деятельности». Программа должна быть ориентирована на участие всех организаций и групп населения, так или иначе вовлеченных в проблему ТБО;
  • создать рабочую группу (координационный совет) по проблеме ТБО. Рабочая группа должна быть открытой структурой и в нее должны войти представители всех заинтересованных сторон.

В целях повышения эффективности работы программы рекомендуем:

  • городской Думе ввести целевой налог или абонементную плату на вывоз мусора для частного сектора (жилая застройка);
  • Администрации г. Саратова рассмотреть возможность перепрофилирования предприятия Саратовжилстрой в предприятие по сортировке и частичной переработке ТБО;
  • организовать широкую просветительскую кампанию в регионе по проблеме ТБО, построенную с учетом особенностей восприятия и интересов всех участвующих групп, необходимо вовлекать в эту работу СМИ (например, еженедельная программа), рекламные агентства (социальная программа), образовательные учреждения;
  • управлению ЖКХ сформировать банк данных по проблеме ТБО (и обеспечить доступ к нему). В него нужно включить информацию по технологиям переработки вторсырья; материалы, отражающие особенности морфологического состава ТБО, их объем, сбор и вывоз ТБО; сведения об организациях, работающих в сфере обращения с ТБО и прочих; механизмы доступа к банку данных определяются через рабочую группу;
  • предоставить льготы (налоговые, тарифные и др.), предприятиям и организациям, занятым в сфере обращения с ТБО.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов