Обсуждение лесной политики Всемирного Банка продолжается

А. Арбачаков,
РОО «Аист», г.Междуреченск

В 80-х годах деятельность некоторых компаний в Бразилии и Индонезии привела к уничтожению многих тысяч гектаров тропического леса. Проекты этих компаний финансировались Всемирным Банком, и после этого он получил репутацию разрушителя лесов. Последующие попытки Банка заниматься рациональным лесопользованием с помощью Плана Действий «Тропический лес» обернулись для него еще одним провалом. Широкомасштабная критика экологически губительных ссуд для лесопользования в Западной Африке заставили Банк переосмыслить свою лесную политику в конце 80-х годов. Большое влияние на пересмотр политики оказала деятельность сети «Всемирное Движение за Дождевой Лес», и в результате Банк принял новую Лесную Политику в 1991 году.

Для Банка Лесная Политика 1991 года явилась важным шагом вперед. Она заставила Банк применить новый подход к лесам, который включал в себя несколько важных обязательств:

  1. Оценивать возможное воздействие на леса макроэкономических ссуд.
  2. Принимать во внимание интересы общественности.
  3. Вовлекать людей, проживающих в лесных регионах, в создание охраняемых территорий.
  4. Не финансировать рубки в девственных, влажных тропических лесах.
  5. Создавать условия для кредитования таких лесных работ, в которые включены меры по защите интересов людей, проживающих на лесных территориях.
  6. Совместно с местными жителями экспериментировать новые проекты по производству недревесных лесных продуктов.

Сейчас Всемирный Банк проводит обзор своей политики за десять лет и формирование новой региональной для Восточной Европы и Центральной Азии. К этому процессу активно подключаются неправительственные организации из разных стран, в том числе из России. Общий обзор Лесной Политики с 1991 года, проводимой Банком в развивающихся странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии проводился 23-24 марта в Вашингтоне. После этого 3-5 апреля проводились региональные консультации по разработке Новой Лесной Политики для стран Восточной Европы и Центральной Азии в финском городе Йоенсуу. Региональная общественная организация из г. Междуреченска Кемеровской области «Агентство Исследования и Сохранения Тайги» (Аист) приняла активное участие в этом процессе.

В прошлом году наша организация включилась в общественный мониторинг Международных финансовых организаций, в том числе и Всемирного Банка. Изучив некоторые материалы, касающиеся деятельности Банка в сфере лесных инвестиций, мы направили письмо с призывом к Банку объективно оценить свой опыт в области лесных отношений с 1991 года с широким привлечением неправительственных организаций и максимально учесть все региональные особенности при формировании Лесной Политики для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Особое внимание обращалось на специфику России. Текст письма был разослан по различным неправительственным организациям, как в России, так и за рубежом, копия письма была направлена в Федеральный Центр Проектного Финансирования (ФЦПФ) господину Гуляеву Виктору Ивановичу. Этот центр занимается предоставлением гарантий инвесторам, которые хотят вкладывать средства в развитие российской экономики. Примечательно, что Всемирный Банк сразу отреагировал на это письмо и ответил, что оно будет рассмотрено, наш ФЦПФ не ответил. Уже в феврале этого года мы направили еще одно письмо в ФЦПФ с просьбой проинформировать нас о ходе согласования между Всемирным Банком и ФЦПФ порядка процедур предоставления гарантий, а также с предложением обязательного участия общественности в этом процессе. Ответа не последовало.

В то же время наше письмо получило широкую поддержку среди зарубежных неправительственных организаций и вызвало интерес в самом Всемирном Банке. По предложению неправительственных организаций Environmental Defense («Защита окружающей среды») и PERC (Тихоокеанский центр окружающей среды и ресурсов) я был приглашен для участия в рабочей встрече Банка с экспертами и консультантами по оценке Лесной Политики 1991 года.

Встреча проходила в Вашингтоне в центральном офисе. На ней присутствовали специалисты из неправительственных организаций, различных международных финансовых компаний, независимые эксперты и представители Банка из Департамента Оценки Операций (ДОО), Департамента Окружающей Среды (ДОС). Работа на этом совещании была построена таким образом – презентация отчета ДОО, обсуждение отчета, работа по тематическим группам для выработки предложений к формированию новой Стратегии Банка. В отчете ДОО рассматривались причины неудачи Лесной Политики – в самой политике или в ее реализации. Обсуждение отчета было доброжелательным, но в то же время достаточно критичным. Многие участники встречи выразили мнение, что запрет на рубку лесов был символическим и не остановил массовую рубку девственных тропических лесов. Вызвало большой скепсис и то, что своими инвестициями в лесной сектор экономики развивающихся стран, Банк борется с бедностью, а именно такая цель была им заявлена. Довольно подробно обсуждалась проблема влияния на леса других отраслей промышленности, поддерживаемые Всемирным Банком. Здесь многие отметили, что развитые страны не проявили желания поделиться с развивающимися странами своими знаниями, технологиями и возможностями.

После таких интересных дискуссий мне предоставили возможность для выступления. Я попытался акцентировать внимание присутствующих на специфику российских условий и проблемы, которые существуют в России в области законодательства, в управлении лесным хозяйством, во взаимоотношениях государства и неправительственных организаций, а также по правам коренного населения. Впоследствии некоторые положения этого доклада неоднократно упоминались участниками встречи в различных дискуссиях.

По окончании работы форума все предложения и замечания, высказанные его участниками, включались в общий отчет, который впоследствии будет размещен в Интернет для его дальнейшего обсуждения. После этого отчет будет окончательно доработан и представлен в декабре 2000 года Совету Директоров Банка.

Логическим продолжением этой встречи явился семинар в финском городке Йоенсуу. Этот семинар являлся региональной консультацией Банка с различными организациями и специалистами по вопросу формирования новой стратегии Банка применительно к региону Восточной Европы и Центральной Азии. На него были приглашены представители министерств, неправительственных организаций, промышленных предприятий, инвесторы.

Работа на этом семинаре была направлена на решение конкретных задач в конкретном регионе и поэтому показалась мне более интересной. Сразу был поставлен вопрос о том, как должен строить свою работу Банк – разработать универсальную и подробную политику для всех стран в регионе или она должна содержать в себе только основные принципы работы Банка, а применительно к каждой стране подготавливать уже подробную стратегию. Большинство сошлось на мнении, что необходимо разработать основные принципы политики Банка и в каждой стране совместно выработать стратегию.

После общих докладов сформировали рабочие группы по субрегионам, в которых обсуждались основные проблемы в этих субрегионах, и как Банк может участвовать в их решении. Так как Россия большая страна с огромными лесными ресурсами, то была сформирована отдельная российская группа. В нее вошли представители Федеральной службы лесного хозяйства, Администрации Хабаровского края, Фонда реструктуризации предприятий и института финансового развития, неправительственных организаций из различных регионов России, лесопромышленники, потенциальные инвесторы. Наша группа была, наверное, самой «жаркой» в обсуждениях. Сразу оформилось два лагеря: неправительственные организации и чиновники. После долгих и бурных дискуссий группа пришла к консенсусу и оформила это в своем отчете. Неправительственным организациям удалось внести несколько важных пунктов, например, ограничение на рубку старовозрастных лесов, разделение в лесной службе функций управления и контроля, особые права коренных народов. Дополнительно неправительственные организации подготовили обращение во Всемирный Банк с конкретными предложениями. Это обращение на семинаре озвучил Павел Суляндзига, вице-президент Ассоциации малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В конце семинара участников попросили оценить его работу и эффективность. Достаточно неожиданно для устроителей семинара было услышать от многих участников очень критичные, и даже резкие высказывания об эффективности этой встречи. Например, украинский представитель сказал, что он разочарован результатами семинара, а армянский гость напомнил присутствующим, что за время обсуждения на этой встрече проблем устойчивого лесопользования, на планете исчезло ещё сто тысяч гектаров леса.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов