Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (52) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Отчет Госкомэкологии Кемеровской области об итогах работы в 1999 году и задачах на 2000 год

Предлагаем вниманию читателей отчетный доклад Председателя Госкомэкологии Кемеровской области С. М. Малахова, подготовленный для совещания, посвященного региональным экологическим проблемам. Совещание состоялось в Администрации Кемеровской области (далее по тексту КО) 20-го апреля этого года. Мы также планируем опубликовать в ближайших номерах Эко-бюллетеня отдельные главы из Государственного доклада о состоянии окружающей среды в Кемеровской области. С полным текстом этого доклада можно будет ознакомиться в ближайшее время на Интернет-сайте ИнЭкА.

1999 год в нашем регионе по праву можно назвать переломным в экономической жизни нашего региона. По образному выражению Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, регион «дернулся и начал подниматься с колен». В целом, общий объем валового продукта региона увеличился почти на 20%, увеличилась и превысила 100-милионный рубеж угледобыча, уверенными темпами наращивают выпуск своей продукции предприятия черной металлургии, начали оживать предприятия химической промышленности. Однако, этот подъем промышленного производства происходит на фоне жесточайшего дефицита финансовых средств, как оборотных, так и инвестиционных, в основном с использованием устаревшего и изношенного технологического оборудования.

В отчетном году на территории Кемеровской области наше ведомство представляли: Госкомэкология КО, Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» и Государственная инспекция маломерных судов, а также созданный в конце 1999 года ГУ «Экологический центр при Госкомэкологии КО». На территории области осуществляли свою деятельность 9 территориальных межрайонных и городских комитетов: Восточный межрайонный комитет, Северный межрайонный комитет, Кемеровский городской комитет, Кузбасская межрайонная инспекция, Беловский межрайонный комитет, Центральный межрайонный комитет, Новокузнецкий городской комитет, Южный межрайонный комитет и Междуреченский городской комитет. Областная специализированная инспекция аналитического контроля имела свои подразделения, дислоцированные в Южном и Беловском межрайонных территориальных комитетах. В таких административных территориях, как Тисульский район, Тяжнский район, Яшкинский район, Ижморский район и в городах Анжеро-Судженске, Ленинске-Кузнецком, Гурьевске, Прокопьевске, Осинниках и Таштаголе представители Госкомэкологии работали на постоянной основе.

Экологическая обстановка в Кемеровской области

Анализ экологической ситуации в Кемеровской области по отчетным данным показал, что, к сожалению, наши прогнозы сбываются. Хотя валовой рост антропогенных загрязнений окружающей природной среды и не достиг темпов прироста промышленного производства, благодаря усилиям органов исполнительной и законодательной власти региона, специально уполномоченных федеральных органов, органов местного самоуправления, общественных природоохранных организаций, средств массовой информации, самих природопользователей, он все-таки составил чуть больше 5% по сравнению с прошлым годом. Нужно констатировать факт, что добиться стабилизации экологической ситуации не удалось, она начинает ухудшаться.

С одной стороны, в Кемеровской области сохранились сплошные массивы ненарушенных экосистем, на которые приходится до 42 % площади области. С другой стороны, экологические нормативы нарушены на 6,9% территории, где сосредоточена основная часть населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Более 450 предприятий, в том числе 178 предприятий угольной промышленности имеют на своем балансе нарушенные земли. В отчетном году рекультивировано только 960 га (менее 1,5%) нарушенных земель.

Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников загрязнений составил 1 млн. 359 тыс. тонн (1 млн. 255 тыс. тонн в 1998 году). Основной прирост обеспечили предприятия топливно-энерогетического комплекса и металлургической промышленности. Увеличился на 6,0% объем выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. Среди административных территорий лидирующее место по валовому объему выбросов в атмосферу занимают города: Новокузнецк, Белово, Ленинск-Кузнецкий и Кемерово. Более 35% от общего числа составляют выбросы предприятий металлургической промышленности.

Более чем на 100 млн. куб. метров вырос в отчетном году забор свежей воды из поверхностных и подземных водоисточников. Более чем на 54 млн. куб метров увеличился сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, имеющие актуальное хозяйственное значение. Следует отметить, что в 1999 году сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод увеличился на 102 млн. куб. метров, а сброс нормативно-очищенных стоков уменьшился на 104 млн. куб метров.

Повсеместно острой остается проблема обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов. Мы, в очередной раз, разместили на территории нашей области 824 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов. Хотя при этом образование опасных отходов в отчетном году сократилось более чем на 17 тыс. тонн, а образование нетоксичных промышленных отходов на 182 тыс. тонн. Несмотря на то, что в рамках операции «Отходы», проведенной специалистами Госкомэкологии и Комитета по земельным ресурсам, при широком участии общественных экологических организаций, было ликвидировано 123 несанкционированные свалки, на территории области продолжают функционировать еще 577 мест размещения отходов подобного типа. Утилизация и переработка отходов в области продолжает оставаться в зачаточном состоянии и не охватывает даже 1% от вновь образованных отходов.

Значительная часть основных производственных фондов на территории области не отвечает экологическим требованиям. Риск техногенных аварий на 4,5% по сравнению с 1998 годом объясняется, прежде всего, физическим износом основных средств. Доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте превышает 90%.

Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза – инструмент по предотвращению ненормативного воздействия экологически опасных объектов на окружающую среду, сохранению биоразнообразия, определению целесообразности и достаточности предлагаемых мероприятий по снижению прогнозируемого негативного экологического воздействия планируемой деятельности.

Количество комплектов документации, рассмотренных в прошедшем году госэкоэкспертизой, возрос, по сравнению с 1998 годом, и составило 559 ед. Это является ярким признаком оживления экономической жизни региона. Но значительная часть представляемых на экспертизу проектных материалов в части раздела «охрана окружающей среды» не соответствует современным нормативным требованиям, не содержит альтернативных проектных решений направленных на снижение антропогенной нагрузки и не учитывает влияния на объекты живой природы.

Требования экологической экспертизы достаточно строги, а уровень обоснованности представляемых материалов довольно низок. Более 40% рассматриваемой документации возвращается на доработку. Результат работы госэкоэкспертизы в 1999 г.: по оценкам, – предотвращенный экологический ущерб в объеме около 191 млн. руб. Следует признать, что в работе госэкоэкспертизы пока не обеспечен должный контроль за реализацией замечаний и предложений экспертов. На территории области продолжает реализовываться новая хозяйственная деятельность по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу. По-прежнему остается проблемой экоэкспертиза законодательных и распорядительных актов, программ и прогнозов хозяйственной деятельности.

Государственный экологический контроль и инспекционная деятельность

В 1999 г. государственный экологический контроль и инспекционную деятельность за работой более чем 7200 предприятий природопользователей осуществляли 54 инспектора (в 1998 г. – 68) и 30 сотрудников аналитического контроля.

Экоаналитические измерения осуществляли 3 специализированные инспекции, сотрудники которых провели более 12000 аналитических исследований в рамках государственного контроля за деятельностью промышленных предприятий.

Проведено 3002 проверок (в 1998 г. – 2748.), выявлено более 2248 нарушений природоохранительного законодательства (в 1998 г. – 2266). Однако, доля устраненных нарушений продолжает оставаться в пределах 35-40%, примерно на уровне 1998 г. Вынесено 1686 постановлений о привлечении к ответственности за нарушения природоохранительного законодательства, на сумму более 1,1 млн. руб., из которых взыскано 543,8 тыс. руб. или 48. По уровню нагрузки на 1 инспектора мы вышли в отчетном году на одно из первых мест в РФ, жаль, что это не учитывается при утверждении численности территориальных комитетов.

В отчетном году нам не удалось провести не только модернизацию имеющегося лабораторного оборудования, но даже изыскать средства на поддержание его в рабочем состоянии. Исчерпан запас лабораторных реактивов. К началу 2000 года мы пришли с возможностью проводить аналитический контроль только при расследовании аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Практически в неработоспособном состоянии находится Государственная инспекция маломерных судов. Изношенные до последней степени плавсредства, 40% укомплектованность штатного расписания, при заработной плате, не достигающей минимального прожиточного уровня, не позволяет этой службе выполнять в полном объеме свои обязанности.

Финансово-экономический механизм охраны окружающей среды

В течение всего 1999 года велась работа по внедрению в природоохранной отрасли эколого-экономических показателей. Необходимость этой работы обусловлена тем, что оценка деятельности Госкомэкологии КО должна получить отражение в системе объективных экономических характеристик социально-экономического развития региона. Кроме того, эколого-экономические показатели деятельности Госкомэкологии должны использоваться при обосновании необходимого уровня финансового обеспечения природоохранной деятельности. Несмотря на то, что это занимает в нашей работе достаточно значительный объем времени мы совершенно уверены, что это необходимый и правильный путь. В 1999 году в целом по Кемеровской области эти показатели составили: предотвращенный экологический ущерб – 528,6 млн. рублей, или 161,2 % от прогнозного; капиталовложения природоохранного назначения – 556,2 млн. руб. (85% от прогнозных значений).

Одним из основных источников финансирования природоохранных мероприятий являются средства экологических фондов. Работа, проведенная Администрацией Кемеровской области Советом народных депутатов, ГУ «Кемеровский областной экологический фонд» по упорядочению деятельности фондов, созданию региональной нормативной базы, организации контроля за целевым расходованием средств экологических фондов позволила достичь определенных положительных результатов. Значительно сократился объем нецелевого использования средств фондов, увеличился сбор средств, начала сокращаться задолженность предприятий, увеличился вклад средств в капитальное строительство и реконструкцию природоохранных объектов.

Эта работа должна продолжаться и в 2000 году. Необходимо закончить создание одноуровневой системы экологических фондов на территории области, найти и узаконить механизмы реструктуризации задолженности промышленных предприятий, добиться 100% постановки на учет предприятий природопользователей, принять ряд региональных нормативных документов, которые позволят увеличить возможность финансовых инвестиций в строительство и реконструкцию природоохранных объектов.

Административно-экономический механизм охраны окружающей среды

Значительным шагом явилось создание в 1998 году системы лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Налажен практический механизм, позволивший повысить качество экологических услуг, предоставляемых организациям и населению, ввести государственные регуляторы в активно формируемый рынок природоохранных работ и услуг. Госкомэкологией КО за два года выдано более 300 лицензий по 22 видам деятельности, проведено более 500 проверок соблюдения лицензионных условий, по их результатам аннулировано или приостановлено действие около 40 лицензий.

В связи с принятием в 1998 г. законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об отходах производства и потребления» проводилась работа по приведению в соответствие с ними действующих нормативно-правовых актов на территории региона. Обязательства по гармонизации стандартов, в том числе экологических, связанные со вступлением в ВТО, и защита прав российских потребителей и производителей экологических товаров и услуг, требуют применения общепринятых процедур – экологического аудита, сертификации экологически ориентированных систем управления, основанных на международных стандартах серии ISO-1400. Госкомэкологией КО проделана определенная работа по продвижению этих международных подходов на территории региона, в настоящее время действуют три природоохранных учреждения, имеющие подготовленных экологических аудиторов и соответствующие республиканские лицензии на проведение этих работ. Но, в отчетном году нам не удалось сделать каких-либо практических шагов по внедрению в регионе еще одного немаловажного вида финансового обеспечения экологической безопасности – экологического страхования. Эта задача становится одной из основных в 2000 году.

Экологические программы

Программный механизм рассматривается комитетом как один из важнейших инструментов реализации природоохранных целей. На территории области реализуется федеральная программа «Отходы», неутвержденная, но реализуемая ФКЦП «Оздоровление окружающей среды и населения Кузбасса», областная природоохранная программа. В системе комитета создана структура, обеспечивающая постоянный контроль за ходом выполнения не только федеральных и региональных природоохранных программ, но и программ административных территорий и предприятий природопользователей. В 1999 году при мощнейшей поддержке Администрации КО удалось добиться разработки территориальных природоохранных программ, проведение их через согласование с нашим комитетом. Но уровень финансирования не позволяет в полной мере осуществить задуманное – не выделяются средства из федерального бюджета, продолжают оставаться источником финансирования средства экологических фондов и промышленных предприятий. Высокая напряженность областного и местных бюджетов не позволяет проводить достаточное финансирование этих программ. И даже в таких условиях удается повышать качество нашей деятельности.

Особо следует отметить существенное увеличение по сравнению с 1998 г. вклада ОЭФ в финансирование природоохранных программ нашего региона.

Экологический мониторинг

Госкомэкологии КО вменено в обязанности руководство по созданию и функционированию территориальной подсистемы ЕГСЭМ – Единой государственной системы экологического мониторинга. Эта работа продвигается с большим трудом. Отсутствие четких нормативных документов федерального уровня, необходимость вложения существенных финансовых средств в создание подсистемы затрудняют продвижение в этом направлении. Однако в 1999 году мы, при поддержке Администрации КО, активизировали работу в этом направлении. Совместно с ГЦМ разработаны предложения по нормативной базе, оценено состояние существующей системы, даны предложения по ее развитию. Правлением экологического фонда предусмотрено значительное финансирование на продвижение этого направления работы в 2000 году.

Экологическое образование, информирование государственных органов, деловых кругов и общественности

Экологическое образование создает предпосылки для изменений в общественном сознании, без которых ни одна страна не сможет решить свои экологические проблемы и внести необходимый вклад в решение глобальных экологических проблем. Работа по экологическому образованию, воспитанию и просвещению всех слоев населения выполняется природоохранными органами всех уровней и ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобщего экологического образования в стране.

Для координации деятельности в области экологического образования в нашем регионе в свое время был создан Координационный совет. В период своей деятельности совет плохо выполнял свои функции, а затем и вообще прекратил работу. В настоящее время внесены в АКО предложения о пересмотре состава этого совета, его функций и активизации его работы. Учеными СО РАН (КемНЦ) завершается работа по созданию региональной программы экологического образования. Ведется и активизируется работа по профессиональной экологической подготовке.

В целях информирования государственных органов, деловых кругов и общественности о проблемах экологии Госкомэкология КО ежегодно издает Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Кемеровской области. Ввиду отсутствия финансовых средств, тираж его крайне ограничен, и он сразу же становится библиографической редкостью.

Оперативная информация о деятельности Госкомэкологии, состоянии окружающей среды и чрезвычайных происшествиях экологического характера ежемесячно направляется в АКО. Оперативный обмен информацией с территориальными органами и другими контрагентами Госкомэкологии осуществляется с использованием узла электронной почты нашего Информационно-аналитического отдела. С сентября 1999 года начато освоение и практическое использование информационно-аналитической системы «КЕДР», введена в действие автоматизированная система управления экологической экспертизой. Продолжалась работа по развитию Информационно-аналитической системы Госкомэкологии.

Заповедное дело

На территории Кемеровской области находятся: Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, лесничество с особыми условиями природопользования 13 заказников и более 80 памятников природы.

Несмотря на все финансовые трудности, продолжаются работы по расширению и усилению системы особо охраняемых территорий в Кемеровской области. Создан Научный Совет по особо охраняемым территориям при Госкомэкологии КО, начата работа по систематизации и регистрации памятников природы, ведется кадастр особо охраняемых территорий. Огромную помощь в этой работе оказывают специалисты КемГУ, заповедника, Управления лесного хозяйства, общественные организации.

Значительную финансовую поддержку особо охраняемым территориям оказывает областной экологический фонд, выделяя средства не только на развитие материальной базы, но и на научную и просветительскую деятельность.

Законодательная и нормативная база

Эффективность нашей деятельности напрямую зависит от уровня её правовой регламентации. Нынешнее состояние природоохранительного законодательства, оставляет желать лучшего. Хотя мы и располагаем сегодня определенным нормативно-правовым инструментарием, он явно не достаточен для осуществления эффективной природоохранной политики в таком сложном и своеобразном с экологической точки зрения регионе.

В 1998 г. приняты федеральные законы: «Об отходах производства и потребления», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ряд других. В 1999 году принят федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Однако эти федеральные нормативные акты носят в основном декларативный характер и не поддержаны до настоящего времени соответствующими подзаконными актами. Совершенно недостаточно ведомственных нормативных актов, согласованных Минюстом (из почти 50-ти только 12 прошли это обязательное согласование). Очень медленно развивается региональная нормативная база.

Финансирование

В 1999 году Минфин профинансировал только 27% от утвержденной нами потребности в финансовых средствах для осуществления деятельности. В федеральный бюджет перечислено из региона в 1999 году 16,1 млн. руб., в Федеральный Экологический Фонд (ФЭФ) – 2 млн. руб. На территории области предотвращен экологический ущерб на сумму 528 млн. руб. Выделено из федерального бюджета на финансирование нашей работы 3,5 млн. руб., из которых 1,2 млн. руб. туда же и вернулось в виде налоговых отчислений. На обеспечение непосредственно деятельности выделено 200 тыс. руб. из средств бюджета и 80 тыс. руб. из средств ФЭФ. Практически не финансировались материальные затраты госзаповедника. Ужесточение требований правоохранительных органов, переход нашей структуры на государственную службу полностью лишил нас таких дополнительных источников финансирования как оказание платных услуг и дотирования из средств областного и местного экологических фондов.

По нормативам, согласованным Минтрудом России, численность наших территориальных природоохранных органов должна составлять, как минимум, 750 человек. Установленный Минфином фонд оплаты труда дает возможность содержать в территориальных органах только 130 человек, в том числе 85 человек госслужащих. Численность работников заповедников также почти в 2 раза ниже расчетной. Дальнейшее сокращение численности приведет к остановке реальной практической деятельности нашего комитета.

Развитие системы территориальных природоохранных органов

Сейчас система Госкомэкологии КО представляет собой единый, хорошо отлаженный механизм управления в области охраны окружающей природной среды, владеющий экологической ситуацией в регионе, четко представляющий свои задачи и пути их решения.

Прошедший 1999 г. характерен дальнейшим расширением взаимодействий Госкомэкологии КО, направленных на выработку единой согласованной природоохранной политики, и консультаций по определению стратегии и тактики на конкретных этапах работ с органами исполнительной и законодательной власти области, органами местного самоуправления, другими специально уполномоченными органами природоохранного блока, чьи комитеты, управления, службы расположены на территории области. Ведется обсуждение основных задач на ближайший и долгосрочный период. Особую роль в организации этой работы взял на себя Департамент координации природоохранительной деятельности и недропользования АКО.

В 1999 году результаты нашей работы были заслушаны на заседании Коллегии Госкомэкологии РФ, которая, среди других положительных моментов, отметила укрепление взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти региона, их настоящую заинтересованность в вопросах охраны окружающей среды и не показную, а настоящую поддержку в этой работе.

Координация деятельности в сфере охраны окружающей среды

Важнейшим условием совершенствования природоохранной деятельности в регионе является организация эффективного взаимодействия Госкомэкологии КО с территориальными органами других министерств и ведомств природоресурсного блока. Это взаимодействие налажено достаточно давно и надежно. Участвуя в совместных совещаниях, рассматривая проекты нормативных документов, проводя совместные комплексные проекты крупнейших природопользователей мы в полной мере обеспечиваем тесное сотрудничество. Созданная в 1999 году Малая коллегия при первом заместителе Губернатора Кемеровской области по вопросам охраны окружающей природной среды еще более укрепила и скоординировала межведомственные связи.

Делопроизводство, исполнительская дисциплина, работа с письмами

В 1999 г. в Госкомэкологию КО поступило более 4800 документов. Из общего потока корреспонденции 5% – от федеральных органов исполнительной власти, 11% – из Администрации области и Совета Народных депутатов. Наибольший объем переписки (до 70%) – письма предприятий природопользователей и органов местного самоуправления по различным экологическим проблемам. В общем потоке работы все же бывают сбои и реагирование на письма бывает несвоевременным и недостаточным. В 1999 году за подписью руководства Комитета было отправлено более 4452 писем, выпущено 156 приказов и 48 распоряжений.

Под постоянным вниманием руководства Комитета находились обращения и запросы депутатов Совета народных депутатов, поручения Администрации области, представления правоохранительных органов, письма граждан. В течение 1999 года в адрес руководства Комитета поступило 510 индивидуальных и коллективных обращений граждан – на 30% больше, чем в 1998 году.

Заключение

Предстоящий год будет не менее трудным. Усиление функций государственного контроля, повышение требовательности надзорных органов, дальнейшее сокращение численности и необходимого финансирования могут значительно осложнить нашу работу.

На 2000 год намечено много задач, среди них:

  • продолжение разработки и внедрения экономического механизма охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за воздействие на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности;
  • развитие государственного экологического контроля на основе межведомственной координации, совершенствование его методов и повышение качества оценки воздействия на окружающую среду в программах и проектах хозяйственной и иной деятельности, обеспечение полного охвата массива документов, подконтрольных экологической экспертизе;
  • развитие систем лицензирования видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию и внедрение экологической сертификации технологий и продукции;
  • развитие экологического образования и воспитания, более широкое вовлечение общественных организаций в практическую природоохранную деятельность.

Для решения стоящих перед нами задач требуется дальнейшая активизация работы всех структурных подразделений Госкомэкологии КО и ее территориальных органов.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов