Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5 (52) > ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Платное природопользование и инвестиции в обустройство городов, охрану окружающей среды

В. Бредихин
Главный специалист по экономике и экологии землепользования, директор АПМ «Экоград»
г. Новокузнецк, ул. Зорге, 46-115, тел.(3843) 32-04-80,
Н. Баянов
Начальник управления по земельным ресурсам и землеустройству г. Новокузнецка

С введением платежей за природные ресурсы в России появился экономический стимул рационального природопользования, а также источник инвестиций в развитие городской инфраструктуры и решение экологических проблем. Наиболее весомым из всех ресурсных платежей является земельный налог. Ставки налога на земли имеют четкую платежеобразующую базу, ежегодно корректируются бюджетным коэффициентом, имеют строгие ограничения в использовании собираемых средств.

Однако при реализации Закона «О плате за землю» в части платежей за земли санитарно-защитных зон промышленных предприятий (в дальнейшем - СЗЗ), проявился целый ряд проблем, потребовавших введения местных нормативных актов, без которых применение Закона могло бы вызвать судебные споры. Главными из них являются проблемы:

  1. Границ СЗЗ, имеющих юридическую силу для целей налогообложения;
  2. Налогооблагаемых территорий СЗЗ отдельных предприятий в промузлах;
  3. Определение ставок налога на земли СЗЗ;
  4. Вопросы организации СЗЗ и использования платы за ее земли.

1. Санитарно-защитные зоны являются одним из основных видов планировочных ограничений, не позволяющим полно и рационально использовать городские земли. Плата за земли СЗЗ является возмещением ущерба собственнику земель, вызванному этими ограничениями, а так же затратами городского бюджета на оздоровление населения и улучшения среды обитания в пределах зон. По заказу Управления по земельным ресурсам и землеустройству г. Новокузнецка, архитектурно-планировочная мастерская (АПМ) «Экоград» разработана «Концепция и обоснование размеров санитарно-защитных зон промпредприятий г. Новокузнецка для определения платежей за их территории».

Материалы утверждены распоряжением Администрации города № 152 от 28.02.95 года. В соответствии с распоряжением, установлены размеры санитарно-защитных зон всех предприятий города», определен порядок закрепления территории для расчета платежей и использования собираемых в городском бюджете средств для земельного, экологического, градостроительного и жилого фондов. Распоряжение явилось основой для дальнейшего выполнения работ, связанных с инвентаризацией и налогообложением земель СЗЗ.

2. На основании распоряжения № 152 и Закона «О плате за землю» в 1996-99 годах, АПМ «Экоград» по заказу управления по земельным ресурсам и землеустройству г. Новокузнецка проведены работы по инвентаризации земель санитарно-защитных зон ряда промузлов и предприятий города Новокузнецка.

Закрепление за предприятиями площадей СЗЗ, подлежащих налогообложению, выполнено по специальной методике, разработанной и согласованной с органами Санэпиднадзора и природоохранных служб города, учитывающей нормативы ПДВ предприятий, основную градостроительную документацию. Расчет долевого участия предприятий в промузлах произведен по методике ОНД-86. Планы землепользования и закрепленные за предприятиями площади налогооблагаемых земель СЗЗ утверждены распоряжениями Администрации города.

3. С целью предотвращения судебных споров и в связи с отсутствием нормативных документов Федерального уровня, регламентирующих налогообложение санитарно-защитных зон, АПМ «Экоград», по заказу предприятий – налогоплательщиков, выполнены экспортно-аналитические исследования действующей схемы социально-экономического районирования территории г. Новокузнецка и земельного законодательства

По материалам исследований разработана «Методика расчета платежей за земли санитарно-защитных зон промышленных предприятий г. Новокузнецка», обосновывающая введение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические проблемы собственности и пользования землями санитарно-защитных зон. Коэффициенты утверждены распоряжением Администрации и действуют для всех предприятий г. Новокузнецка с 1.01.97 года.

В результате комплекса выполненных исследовательских и организационных мероприятий, в г. Новокузнецке в 1999 году собирается около 20 млн. руб. за земли санитарно-защитных зон. Собираемые средства распределяются в следующей пропорции: земельный фонд – 40%; градостроительный фонд – 20%; жилой фонд (вынос жилья)– 20%; экологический фонд – 20%. Со временем планируется все средства полностью направить на решение проблем санитарно-защитных зон города.

4. В 1999 году АПМ «Экоград» по проекту РОЛЛ (распространение опыта и результатов) за счет гранта от Института Устойчивых Сообществ, разрабатывается проект документа «Положение о платежах за земли санитарно-защитных зон Кемеровской области». Основной целью проекта является разработка и утверждение в законодательном собрании регионального нормативного акта, улучшающего функционирование созданного в России экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. При реализации проекта создается регламент, учитывающий требования трех законов РФ: «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О плате за землю». Регламент учитывает интересы и обеспечивает единые правила в поведении трех субъектов «население – органы управления – природопользователи».

Платное природопользование открывает большие возможности в сфере управления качеством окружающей среды, охраны земельных ресурсов, землеустройства и градостроительства, которые трудно реализуются в силу несовершенства новых Законов, а в ряде случаев – в силу отсутствия соответствующих нормативных и методических документов, а также надлежащей базы данных. В первую очередь, сказанное относится к проблеме дифференцированных коэффициентов к ставкам налога на земли населенных пунктов, штрафных санкций за загрязнение земель, проблем рекультивации и промышленных отходов.

  1. Платное землепользование лежит в основе городского земельного рынка, который формируется с учетом градостроительной ценности территорий. На первом этапе реформ градостроительная ценность городских земель отражала нормативные качества земельного участка, которые зависят главным образом от положения его в сложившейся структуре города. Соответственно, введенные в 1992 году коэффициенты к ставке налога на земли г. Новокузнецка, имели нормативный характер и ограниченную величину дифференциации. В условиях свободного земельного рынка, в цене земельного участка, так или иначе, учитываются средства, вложенные в его улучшение. Разработанная АПМ «Экоград» методика расчета поправочных коэффициентов, отражающих рыночную цену земель общегородского центра, утвержденная распоряжением Администрации №107 от 12.02.96 г., является дальнейшим шагом во внедрении рыночных отношений в городское землепользование и привлечении дополнительных инвестиций в обустройство города.
  2. Не имеет в настоящее время юридического решения вопрос о взимании платежей за загрязнение земель (кроме исключительных случаев). АПМ «Экоград» подготовлена программа комплекса исследовательских и организационных мероприятий, которая способствует созданию юридического обоснования для действия соответствующих Федеральных нормативных актов в условиях Новокузнецка и обеспечивает значительное поступление средств в экологические и земельные фонды.
  3. Новые отношения в области экологии и экономики, стимулирующие предприятия к рациональному природопользованию, позволят организовать работы по рекультивации нарушенных земель и инженерной защите городских территорий от опасных процессов (в первую очередь от затопления и подтопления) практически без затрат городского бюджета и с экономической выгодой для предприятий, участвующих в улучшении городских земель. АПМ «Экоград» в 1998 году разработан проект рекультивации нарушенных земель бесхозного карьера, в котором формируется несанкционированная свалка бытовых отходов и неорганизованный скотомогильник. Для рекультивации, после соответствующих исследований, доказана возможность использования отходов одного из крупных предприятий города. Проект получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы (№ 13/268 от 20.05.98 г.) и в настоящее время выполняется. Работы планируется завершить к концу 2000 года. При этом, без затрат городского бюджета будет восстановлено 7,5 га нарушенных земель и ли
  4. квидирована угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Экономический эффект реализации проекта, составляющий более 4 млн. рублей, делится в равной пропорции между городским бюджетом и предприятием, которое ведет рекультивацию.

Серьезным тормозом внедрения новых отношений в области экономики природопользования является слишком высокая доля централизации ресурсных налогов, особенно это касается земельных платежей, которые по нашему глубокому убеждению, должны целиком оставаться в местном бюджете, что полностью соответствует букве и духу Закона «О плате за землю». Если же учитывать «земельную ренту», то центральные районы России должны перечислять ее часть необустроенной Сибири и Дальнему Востоку, а не наоборот (районные коэффициенты отражают только худшие природно-климатические условия).

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов