Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6 (53) > ГОСТЬ НОМЕРА

Опыт РПОИ: экология и финансы, что вторично?

У нас в гостях Максименко Ю. Л., д.э.н.,
Исполнительный директор Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ),
заместитель Генерального директора Центра подготовки и реализации международных проектов технического содействия.

– Пожалуйста, расскажите немного о РПОИ. Как можно познакомиться с информацией о деятельности РПОИ (web-site, издания и контакты)?

– Российская Федерация с 1992 г. является одной из тех стран, которые пользуются кредитами и займами Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Заемные средства используются для ускорения решения приоритетных задач реформирования российской экономики. Ежегодно подготавливается Программа государственных внешних заимствований, которая утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации. Одним из проектов заимствования Российской Федерации у МБРР, который был задуман в 1992 г. как основа Российской рамочной программы по окружающей среде, – это Проект по управлению окружающей средой (ПУОС). Правительство Российской Федерации, заключив с МБРР Соглашение о Займе для финансирования ПУОС, продемонстрировало озабоченность сложившейся в стране экологической ситуацией и сделало реальный шаг к укреплению механизмов финансирования природоохранных инвестиций. Значение и ценность, именно для России, выполнения Проекта состоит в том, что он позволяет заложить самые передовые схемы управления хозяйственной деятельностью, сделать ее экологически обеспеченной.

Важное значение для перевода хозяйственной деятельности в России на экологически безопасный путь развития имеет Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) – элемент ПУОС, направленный не только на создание и доведение до мирового уровня механизмов инвестирования предприятий-заемщиков, но и на обеспечение реальных инвестиций во многие отрасли, открывая или, по крайней мере, конкретизируя для многих регионов и предприятий путь к одновременному решению экологических и экономических проблем.

РПОИ учреждена постановлением Правительства России от 11 августа 1995 г. № 808 «О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и МБРР о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой» в качестве механизма предоставления предприятиям и организациям Российской Федерации средств на условиях перекредитования для реализации самоокупаемых проектов, способствующих охране окружающей среды.

Аналогичные РПОИ проекты ранее успешно реализовывались с участием МБРР в Китае, Индии, Бразилии, других странах. Российский проект, однако, отличают существенно более жесткие экономические ограничения. Прежде всего, следует отметить ограниченность исходных ресурсов РПОИ, что обусловило пилотный характер Программы со следующими задачами:

  1. проверить на практике новые процедуры и механизмы отбора, оценки, подготовки и реализации применительно к разным типам проектов, разным отраслям и регионам;
  2. максимально распространить положительные результаты деятельности РПОИ на экономику страны;
  3. провести подготовительную работу по дополнительному привлечению инвестиционных ресурсов для реализации природоохранных проектов.

Кроме того, Соглашение о Займе предусматривает возврат средств предприятиями-субзаемщиками за счет дополнительных доходов, получаемых от реализации инвестиционного проекта (ИП), т. е. от внедрения, как правило, экологически чистых технологических процессов, позволяющих снизить уровень воздействия на окружающую среду, материало- и энергоемкость производства, обеспечить коммерчески выгодную регенерацию и утилизацию загрязняющих веществ.

Управляющим органом РПОИ определен Наблюдательный совет, персональный состав и Положение о котором утверждены совместным решением Госкомэкологии России, Минфина России и Минэкономики России. Для оперативного управления Программой образована Исполнительная дирекция (ИД), которая организует сбор, анализ, оценку заявок, подготовку к финансированию и сопровождение реализации ИП.

Подготовленные по современной технологии ИП выносятся на рассмотрение Наблюдательного совета, который утверждает списки проектов для включения в Программу проекты, подлежащие кредитованию. По ИП, утвержденным Наблюдательным советом, заключаются Договоры Субзайма для их финансирования и реализации. Закупки товаров (оборудования и услуг) в рамках ИП организуются в соответствии с процедурами Всемирного банка. Финансовые и экологические результаты реализации проектов предприятиями-заемщиками контролируются ИД РПОИ и МБРР.

Конечными ожидаемыми результатами реализации РПОИ являются:

  • конкретные производственные объекты;
  • снижение нагрузки на окружающую среду;
  • подготовленные и оцененные ИП, которые могут быть предложены другим кредиторам и инвесторам;
  • опыт организации финансирования природоохранных (экологически обеспеченных) ИП и соответствующие правовые и нормативно-методические документы, которые могут тиражироваться в России;
  • средства, поступающие от предприятий-субзаемщиков на возвратный счет РПОИ и предназначенные для дальнейшего инвестирования.

Субзаймы для финансирования ИП в рамках РПОИ предоставляются предприятиям по трем основным схемам перекредитования:

  1. напрямую – Минфин России выступает заимодавцем конкретному предприятию (в этом случае средства передаются под 9-10% годовых сроком до 8 лет при льготном периоде до 3 лет;
  2. через финансового посредника либо субъект Российской Федерации (в этом случае под 7-8% годовых для конечного заемщика), либо российский банк, приемлемый для Минфина России и МБРР (в этом случае процент определяется по договоренности. Главный критерий – чтобы «не рухнул» проект от непомерной маржи финансового посредника). Перекредитование осуществляется в долларах США и сумма Субзайма не должна превышать 70% от общего объема средств, необходимых для полной реализации проекта.

Более подробную информацию о деятельности РПОИ можно получить на WEB-странице Информационной корпоративной системы проектов Всемирного банка в России http://212.30.133.6/, а также из следующих публикаций:

  • Управление окружающей средой//Информационный бюллетень ЦПРП. 1996. № 1.;
  • Управление окружающей средой//Информационный бюллетень ЦПРП. 1998. № 6;
  • Максименко Ю. Л., Горкина И. Д. Оценка воздействия на окружающую среду: Пособие для практиков. – М.: РЭФИА, 1996;
  • Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов. – М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 2000;
  • Материалы семинара по экологической оценке инвестиционных проектов. – г. Азов Ростовской области, 22-26 мая 2000 г. и др.


– Могли бы Вы кратко охарактеризовать проекты, получившие кредиты РПОИ в прошлом году?

– К сожалению, за все годы существования РПОИ профинансировать удалось только один ИП «Техническое перевооружение производства картона на ОАО «Картон» с целью снижения потребления энергии и вредных выбросов в атмосферу» (г. Новодвинск Архангельской области). В настоящее время на Архангельском целлюлозно-бумажном предприятии (АЦБК):

  1. сокращены выбросы в атмосферу вредных веществ от производства целлюлозы, в том числе полностью устранены выбросы наиболее дурно пахнущих веществ (метилмеркаптан, диметилсульфид, диметилдисульфид и др.) за счет модернизации двух линий регенерации черного щелока;
  2. сокращено энергопотребление производства картона за счет реконструкции прессовой части картоноделательной машины (КДМ-2).

Минфином России были подписаны Договоры Субзайма для реализации еще двух ИП «Переработка отходов обогащения железных руд и рекультивация Черемшанского шламохранилища» на Высокогорском горно-обогатительном комбинате (г. Нижний Тагил Свердловской области) и проекта «Организация производства прокладок головки блока цилиндров автомобилей из безасбестовых уплотнительных армированных материалов» на ОАО «Фритекс» (г. Ярославль). Однако, вследствие финансового кризиса 1998 г., оба эти ИП и ряд других не состоялись.

В 1999 г. велась большая практическая работа по подготовке региональной схемы перекредитования средств РПОИ – Субзайма для финансирования пакета проектов Ярославской области на общую сумму 29427643 долл. США для финансирования 7 инвестиционных проектов:

  1. Организация малоотходного производства лакокрасочных материалов на ОАО «Лакокраска»;
  2. Организация экологически безопасного производства лакокрасочных материалов на ОАО «Ярославский лакокрасочный завод «Победа рабочих»;
  3. Предотвращение выбросов в атмосферный воздух отбросного газа производства технического углерода на ОАО «Ярославский технический углерод»;
  4. Снижение загрязнения реки Волги промышленно-ливневыми стоками предприятий Северного промышленного района г. Ярославля с модернизацией производства на ОАО «Ярославский шинный завод»;
  5. Организация переработки нефтяных отходов, образующихся при производстве нефтепродуктов на ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»;
  6. Оздоровление окружающей среды озера Неро за счет его очистки от донных отложений и организация малоотходного производства сапропеля экологически чистой продукции;
  7. Снижение техногенной нагрузки очистных сооружений канализации г. Ярославля на водную и воздушную среду путем ввода в строй третьей очереди комплекса сооружений по очистке городских сточных вод.

Сейчас отрабатывается окончательная версия Договора Субзайма, Договоров Конечного займа и Соглашений о реализации четырех ИП. Кроме того, организована подготовка, проведена детальная оценка и утверждены Наблюдательным советом РПОИ следующие ИП:

  1. «Строительство главного канализационного разгрузочного коллектора на очистные сооружения в целях ликвидации загрязнения р. Волги неочищенными сточными водами г. Костромы» (общая стоимость проекта – 1457400 долл. США, из них средства РПОИ – 850150 долл. США);
  2. «Организация малоотходного производства жидкой серы в гранулированный продукт» (ЗАО «РГ Лизинг», г. Оренбург, общая стоимость проекта – 8,8 млн. долл. США, средства РПОИ – 5,3 млн. долл. США);
  3. «Организация малоотходной, ресурсосберегающей термической обработки инструмента в вакуумных печах» на ОАО «Томский инструмент» (г. Томск, общая стоимость проекта – 5,8 млн. долл. США, в том числе средства РПОИ – 4,1 млн. долл. США).

Готовится к утверждению очень многообещающий ИП «Организация малоотходного производства ферросилиция на ОАО «Кузнецкие ферросплавы» (г. Новокузнецк Кемеровской области).


– Каков сегодня конкурс на получение инвестиций РПОИ? Какой процент заявок отсеивается в процессе рассмотрения и почему?

– По состоянию на 1 апреля 2000 г. в ИД РПОИ поступило 518 заявительных документов, из них были приняты к рассмотрению 297. Рекомендовано к проведению прединвестиционных исследований 63 предложения, по 59 из них исследования завершены, 23 уже утверждены Наблюдательным советом РПОИ. Но, как я уже отметил, реализован только один ИП на Архангельском ЦБК.

Высокий процент «отбраковки» заявок объясняется следующими причинами:

  • предложенные проекты не обеспечивают самоокупаемости (т. е. являются затратными проектами),
  • не предусматривают экологического эффекта на месте реализации,
  • предлагают применение технологических процессов, не проверенных на практике (экспериментальные, новые разработки);
  • заявители не обладают необходимыми средствами для подготовки проектной документации и финансирования своей доли затрат на реализацию проекта и т. д.

Характерно отраслевое распределение отобранных проектов. Исходя из требования получения от реализации проекта «двойного эффекта», в первую очередь отобранными для дальнейшей проработки оказались предложения предприятий сырьевых отраслей: химии и нефтехимии – 20%, черной металлургии – 14%, цветной металлургии – 11%, переработки твердых отходов – 7%.

Существенно пополнили портфель РПОИ проекты, прошедшие прединвестиционные исследования за счет средств Гранта, предоставленного правительством Швейцарии через МБРР. При содействии иностранных консультационных компаний проведены исследования по 44 проектным предложениям на сумму субзаймов около 200 млн. долл. США.

Основными требованиями к представлению заявок на инвестирование природоохранных ИП потенциальными субзаемщиками являются следующие:

  • общее описание проекта должно быть дано в контексте экологической ситуации, включая характеристику технологического процесса на выходе продукта (услуги, эффект), характеристику проработанности проектного предложения (имеется ли концепция, бизнес-план или ТЭО и т.д.), оценку общих ожидаемых результатов от реализации проекта;
  • экологический эффект от реализации проекта и его значимость должны быть ранжированы по приоритетам: предотвращение появления источника воздействия на окружающую среду, сокращение объемов загрязнения, утилизация, разделение и концентрация отходов, рекуперация энергии или регенерация материалов, сжигание, переработка или размещение отходов, окончательное удаление отходов;
  • должно быть представлено экономическое положение предприятия-субзаемщика, указаны позиция предприятия в отрасли, активы и собственный капитал предприятия; обороты, наличие заказов на реализацию продукции, имеющей отношение к проекту; просроченная задолженность; правовые и финансовые способы обеспечения возвратности Субзайма (залоги, гарантии, поручительства, открытие специальных залоговых счетов); возможности получения финансирования из других источников.
Окончание в следующем номере...
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов