Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (56) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Современное положение коренных малочисленных народов Кемеровской области

Анна Севастьянова,
юрист, инициативная группа «Эколого-правовой центр»,
г. Новокузнецк

Коренными малочисленными народами (КМН), в соответствии с определением, данным в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», признаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Преобразования, начавшиеся в России, затрагивают все в большей степени и межэтнические отношения, которые, в свою очередь, всегда были достаточно сложными. Развитие этнических процессов обуславливается изменениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Влияние этнических процессов может двояко отражаться на различных сферах общества: может тормозить, но может и активизировать его развитие. Такие процессы среди шорцев и телеутов долгое время оставались неисследованными. Между тем нужно заметить, что, например, шорцы, число которых на сегодняшний день в местах компактного проживания (г. Междуреченск и Междуреченский район) составляет около 1% , и проживают они в индустриальном регионе с пестрым национальным составом.

Предки современных шорцев вошли в состав Российского государства еще в XVII веке.

Переселение русских крестьян в районы проживания шорцев, открытие школ способствовали сближению коренного населения с русскими. Постоянное общение шорцев с русскими привело к взаимодействию прежде всего в материальной культуре, в сфере общественных отношений и обычаев, а также к появлению национально-смешанных семей. У шорцев шли процессы как внутренней консолидации, так и сближения их с русскими соседними тюрко-язычными народами и группами.

Закрепление за шорцами определенных территорий уже в 17 веке говорит о том, что этот факт необходимо учитывать при дальнейшем рассмотрении социальной, экономической и политической картины Кемеровской области, так как земля – источник существования и в духовном и в материальном смысле.

Во-первых, в материальном смысле, земля – это возможность традиционного природопользования – охота, рыболовство, собирательство дикоросов, различные народные промыслы.

Во-вторых, в духовном смысле – так как шорцы это шаманисты и важную роль в совершении обрядов играет место, которое шаман выбирает по определенным признакам, и которое не меняется десятилетиями и служит культом поклонения всего рода. Оторванность от такого места и невозможность совершения обряда является губительным фактором для шорцев в мировоззренческом смысле.

Учитывая все эти условия и особенности, следует иметь ввиду, что прогрессивным шагом является внесение шорцев и телеутов (до 1993 года телеуты не были выделены из состава шорцев) в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, принятый Постановлением Совета национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. № 4538. Данное постановление является важным юридическим актом, способным сыграть решающую роль в решении проблем этих народов, связанных с традиционным природопользованием.

В новой Конституции Российской Федерации впервые были выделены права коренных малочисленных народов в статье 69 «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Нельзя сказать, что это первый и единственный закон, в котором определяются права коренных малочисленных народов. В определенной мере права КМН были закреплены в различных Федеральных Законах («Об особо охраняемых территориях», «О недрах», «О животном мире», Земельный кодекс).

Правовой статус этнических меньшинств выражается в предоставлении им дополнительных прав и льгот.

В экономическом плане государство содействует развитию традиционной хозяйственной деятельности с созданием территорий традиционного природопользования и т. д.

Вообще, государство c одной стороны проводит политику патернализма по отношению к КМН, но с другой стороны, затягивание принятия законов, и их несовершенство приводит к негативным результатам процесса государственного регулирования жизнедеятельности КМН.

На территориях субъектов федерации также велась и ведется работа по закреплению прав КМН на местном уровне.

Правовой статус коренных малочисленных народов в Кемеровской области закреплен в соответствующем Законе Кемеровской области и является основой для развития нормативно-правовой базы местных органов самоуправления.

В этом Законе определяются права и обязанности КМН, такие как: право на сохранение и развитие своего языка, своей национально-культурной самобытности; защиту, сохранение и восстановление исконной культурно-исторической среды обитания; право на национально-культурную автономию; право на получение национально-культурной автономией финансовой и иной поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Также в Законе «О правовом статусе коренных малочисленных народов» закреплены социально-экономические права: «КМН имеют право на определение путей своего культурного и социально-экономического развития с учетом особенностей образа жизни, обычаев и традиций, на основе сложившихся форм хозяйственной деятельности в соответствии с международно-правовыми нормами».

Политические права КМН выражаются в представительстве в органах власти Кемеровской области и органах местного самоуправления, расположенных на территориях традиционного проживания.

Общественные объединения КМН, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность на территории Кемеровской области, имеют право законодательной инициативы в соответствии с Законом Кемеровской области от 20.06.94 г. № 2-03 «О законодательной инициативе в Кемеровской области».

Коренное население Кемеровской области, ведущее традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность, имеет право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Формами участия коренных малочисленных народов в осуществлении процесса местного самоуправления могут быть самостоятельные муниципальные образования и территориальное общественное самоуправление (национальная община).

Понятие родовой общины дается в Законе «О правовом статусе коренных малочисленных народов Кемеровской области» – это «добровольное объединение представителей малочисленных народов, а также представителей иных этносов, желающих вести традиционный образ жизни и развивать самобытное хозяйство, созданное для решения вопросов местного значения, осуществляющее деятельность под свою ответственность. Правовой статус общины, порядок ее образования и осуществление в ее пределах местного самоуправления устанавливается уставом (положением) в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В компетенцию органов местного самоуправления КМН входят:

  • разработка и реализация комплексных социально-экономических программ сохранения и развития образа жизни коренных малочисленных народов Кемеровской области;
  • организация мероприятий по сохранению среды обитания и улучшения экологической ситуации в местах проживания малочисленных народов, строительство и реконструкция объектов охраны природы, проведение экологической экспертизы строящихся объектов;
  • организация системы образования, учитывающей специфику традиционного хозяйствования, издание учебных пособий и другой литературы на языках коренных малочисленных народов, создание национально-культурных центров, художественной самодеятельности и промыслов;
  • проведение научных исследований, этнографических и археологических экспедиций в местах, отнесенных к ритуально-культовым или имеющих иную культурно-историческую ценность;
  • разработка программ занятости через развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности;
  • иные полномочия в сфере традиционного ведения хозяйства и традиционной культуры в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Территории традиционного природопользования – основа жизни коренных малочисленных народов

На сегодняшний день государственное регулирование не охватывает все сферы жизни КМН. Все более актуальным становится вопрос традиционного ведения хозяйствования коренными малочисленными народами. Традиционное природопользование – это основа жизни коренных малочисленных народов и регулирование этого процесса требует скорейшего принятия соответствующих законов, нормативных актов, разработки методик.

В Кемеровской области разработан проект Закона «О территориях традиционного природопользования». Этим законопроектом устанавливается правовое регулирование отношений по образованию, использованию и охране территорий традиционного природопользования как исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Кемеровской области.

Процесс предоставления территорий для традиционного природопользования достаточно труден и долог. Поэтому отчуждение земельных участков, как правило, происходит при промышленном освоении земель, а это всегда болезненная процедура для представителей КМН.

Земли для традиционного природопользования должны выделятся с учетом исторических факторов – это места традиционного природопользования, на которых складывались культура, обычаи, виды промыслов, и смена места обитания народа влечет изменение многих составляющих его культуры.

Но в литературных и обывательских кругах встает такой вопрос: кто может требовать предоставления территорий традиционного природопользования? Кого можно считать представителями КМН? Только тех людей, которые сохраняют и ведут традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы, или же всех тех, кто имеет в паспорте в графе «национальность» запись «шорец», «телеут»? А в связи с принятием нового варианта паспорта графа национальность отменена.

Важность этого вопроса нужно понимать для того, чтобы попытаться ответить на другой вопрос – какого круга лиц касается проект Закона о территориях традиционного природопользования в Кемеровской области?

Территории традиционного природопользования наиболее желаемы для промышленников еще и потому, что в этих местах находятся залежи полезных ископаемых (уголь, руда, марганец, и т. д.).

Даже тогда, когда месторождение находится не на территории традиционного природопользования, не на территории родовой общины, хозяйственная деятельность промышленников отражается на качестве окружающей среды в этих местах – мутнеет вода в реках, нарушается структура лесных насаждений, исчезают рыба и некоторые виды растений, и т.д.

На сегодняшний день невозможно объективно оценить ситуацию на местах на наличие природных возобновляемых биологических ресурсов, способных обеспечить ведение традиционных форм хозяйственной деятельности по причинам противоречия интересов властей и интересов коренных малочисленных народов, а также отсутствия методик оценки возобновляемых биологических ресурсов и специалистов. Поэтому возникают вопросы: каковы должны быть размеры предоставляемых территорий? Как оценивать качество предоставляемых территорий?

Современная ситуация, сложившаяся в Кемеровской области, показывает, что права коренных малочисленных народов не учитываются при промышленном освоении территорий традиционного природопользования.

Сейчас в Кемеровской области готовится судебный процесс по обжалованию принятого местной администрацией решения на выделение территорий традиционного природопользования под промышленное освоение без учета интересов и мнения коренных малочисленных жителей района.

В Кемеровской области это первый прецедент и от успешного разрешения дела в пользу КМН зависит судьба прав КМН: будут ли учитываться их права, закрепленные в международных конвенция, договорах, Конституции Российской Федерации? Будет ли восстановлено право КМН на пользование территориями традиционного проживания? Будут ли вообще признаны судом и промышленниками права граждан, закрепленные в Конституции, на благоприятную окружающую среду, право на сохранение своей культуры, языка, обычаев и вероисповедания?

В целом по России ситуация аналогична, и интересы коренных малочисленных народов не учитываются при промышленном освоении территорий традиционного природопользования.

Но активность отдельных лидеров шорского и телеутского народов, а также их общественных организаций, проявляется достаточно ярко. В целом, она носит четко выраженный экологический характер, так как сфера природопользования коренных малочисленных народов целиком и полностью поглощается решением экологических задач для всего российского общества.

Так, например, мной был проведен детальный анализ предложений шорского лидера из г. Таштагол Токмашева К. М.

В частности, им были предложены дополнения к Конституции и другим Федеральным законам.

Его попытка обратиться в государственные органы, занимающиеся решением задач национальной политики в Российской Федерации, говорит сама за себя. Это показатель того, насколько актуальным является для КМН сегодня решение проблем, связанных с природопользованием в целом.

В заключение хочется сказать, что права коренных малочисленных народов будут нарушаться до тех пор, пока не будут приняты соответствующие законы.

В субъектах Федерации разрабатываются законопроекты «О территориях традиционного природопользования», но процесс тормозится тем, что не принят Федеральный Закон «О территориях традиционного природопользования».

Все же ситуация мне видится не столь печальной, так как международная общественность и общественность нашей страны проявляют все больший интерес к проблеме коренных малочисленных народов. На государственном уровне разрабатываются программы защиты и развития КМН, развивают свою деятельность Ассоциации КМН, и что особенно радует, на местном уровне создаются и успешно выполняют свою уставную деятельность общественные национальные организации.

Только при привлечении внимания широких кругов общественности к проблемам людей, живущих рядом и теряющих свою самобытность, культуру, язык и веру – можно справиться с проблемой материального выживания коренных малочисленных народов и сохранить этнос.

При промышленной разработке месторождений каждый должен помнить, что значит земля для шорцев и телеутов и не забывать, что все мы живем на земле, взятой у наших детей в долг, как гласит одна народная мудрость.

Развитие законодательств значительно отстает от развития отношений, и это понятно. Цивилизованное и объективное решение вопросов, связанных с предоставлением и изъятием территорий традиционного природопользования и освоением месторождений, возможно только при наличии сильной и грамотной законодательной базы и разработкой нормативных актов на местах, а также разработкой соответствующих методик для каждого субъекта Федерации, и в частности, для Кемеровской области.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов