Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 10-11 (57-58) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

п о с т а н о в л я е т:

  1. Принять в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», внесенный депутатами Государственной Думы С. М. Ахметхановым, Р. С. Бакиевым, М. Н. Гасановым, В. А. Грачевым, А. Н. Грешневиковым, В. Д. Кадочниковым, А. Н. Косариковым, Р. И. Нигматулиным, В. В. Оленьевым, А. Н. Томовым, С. П. Шашуриным.
  2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство

    Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по экологии в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.

  3. Комитету Государственной Думы по экологии доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
  4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н.Селезнев
Москва
13 октября 2000 года
№ 709-III ГД
ПРОЕКТ внесен депутатами Государственной Думы – членами Комитета Государственной Думы по экологии: Грачевым В. А., Ахметхановым С. М., Бакиевым Р. С., Гасановым М. Н., Грешневиковым А. Н., Кадочниковым В. Д., Косарико- вым А. Н., Нигматулиным Р. И., Оленьевым В. В., Томовым А. Н., Шашуриным С. П. Текст законопроекта «Об охране окружающей природной среды» можно запросить в редакции «ЭКО-бюллетеня» в электронном виде.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

Необходимость подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» связана с тем, что со времени принятия в 1992 году Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в государственном устройстве России произошли существенные изменения, повлиявшие на все сферы общественной жизни. Принята Конституция Российской Федерации, в соответствии с которой прекратили свое существование целый ряд общественно-политических институтов, таких, как Съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, местные Советы народных депутатов; значительно расширились функции Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в целом.

Принят целый блок законов, составляющих законодательную основу жизни общества: первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовный кодекс, первая и вторая части Налогового кодекса, Бюджетный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, федеральные законы «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также законы в области охраны окружающей природной среды, такие, как федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и многие другие.

Необходимым условием перехода России на путь устойчивого развития является формирование эффективной системы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Закон имеет целью создание современной основы дальнейшего развития законодательной базы для реализации государственной стратегии Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды.

В этой связи Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» требует определенной корректировки и должен представлять собой основополагающий законодательный акт в области охраны окружающей природной среды как основы жизни и деятельности народов России, отвечать не только современным, но и перспективным задачам государства в той мере, в какой это необходимо для обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Законопроект определяет правовые основы охраны окружающей природной среды, государственной экологической политики, призван способствовать предупреждению вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду, улучшению ее качества и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

При разработке законопроекта сохранен принцип законодательной преемственности, максимально учитывались те положения Закона, которые положительно подтвердились природоохранной правоприменительной практикой.

Базовой основой законопроекта является то, что он развивает положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, в статье 42 которой определено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». Законопроект рассматривает окружающую среду как среду обитания человека, которая состоит из совокупности объектов, явлений и факторов окружающей природной и искусственной среды, определяющих условия его жизнедеятельности. Правовое регулирование отношений, возникающих в обществе, применительно к среде обитания человека, уже обеспечивается санитарно-эпидемиологическим и иным законодательством. Данный закон регулирует отношения в области охраны окружающей природной среды, как совокупности естественных компонентов (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, недр) окружающей природной среды, природных комплексов, ландшафтов и объектов, определяющих условия жизнедеятельности не только человека, но среды обитания животных, растений и других живых организмов. Вопросы рационального природопользования, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и основы сохранения окружающей природной среды в целом, регулируются данным законопроектом.

По структуре законопроект имеет четыре раздела, четырнадцать глав и 83 статьи.

В первом разделе даются основные понятия, определяется законодательство, на котором базируется охрана окружающей природной среды, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды.

Первая глава законопроекта посвящена управлению в области охраны окружающей природной среды, в которую входят вопросы государственного управления и вопросы органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, вопросы охраны окружающей природной среды отнесены к предметам совместного ведения, поэтому большое внимание уделено полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах охраны окружающей природной среды, а также органов местного самоуправления.

Второй раздел «Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды» реализует положение Конституции Российской Федерации о праве граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и конституционных обязанностях «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», а также посвящен системе государственных мер по обеспечению конституционных прав граждан и общественных объединений.

В третьем разделе «Регулирование в области охраны окружающей природной среды» объединены главы: «Экономическое регулирование в области охраны окружающей природной среды», «Нормирование в области охраны окружающей природной среды», «Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологическая экспертиза», «Требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности», «Зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации», «Природные комплексы, объекты и особо охраняемые природные территории», «Государственный мониторинг окружающей природной среды», «Контроль в области охраны окружающей природной среды», «Научные исследования, экологическое воспитание, образование, просвещение и формирование экологической культуры» и глава «Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды и ответственность за экологические правонарушения».

В законопроекте существенно доработана глава «Экономическое регулирование в области охраны окружающей природной среды». Определены основные механизмы экономического регулирования и стимулирования охраны окружающей природной среды, вопросы лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды и экологическое страхование.

Уточнены положения законопроекта, касающиеся вопросов нормирования в области охраны окружающей природной среды и требований к разработке природоохранных нормативов, стандартов и правил с учетом сложившейся практики в этой области.

Дополнительно введена глава «Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологическая экспертиза». В связи с принятием Федерального закона «Об экологической экспертизе», основные положения в этой области охраны окружающей природной среды отнесены к этому закону.

В главе «Требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности» введены природоохранные требования к объектам нефтегазового комплекса, к эксплуатации автотранспортных средств и иным передвижным источникам, а также природоохранные требования, обязывающие при смене собственника хозяйствующего субъекта брать на себя ответственность за негативные последствия для окружающей природной среды, возникшие в результате хозяйственной деятельности предыдущего собственника.

Переработаны положения законопроекта, связанные с осуществлением государственного мониторинга окружающей природной среды и контроля в области охраны окружающей природной среды как основы государственного регулирования охраны окружающей природной среды.

Глава «Ответственность за нарушение природоохранного законодательства и разрешение споров в области охраны окружающей природной среды» приведена в соответствие с концепцией проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Дополнительно включена статья об исковых требованиях об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Вопросы международного сотрудничества включают основные принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и положения о международных договорах в данной области международных отношений.

***
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановское газоконденсатное месторождение)
с 30 мая 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский перспективный участок)
с 6 мая 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорское газонефтяное месторождение)
с 6 января 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевское месторождение золота)
с 30 мая 2000 г.
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»
с 11 января 2000 г.
О присоединении Российской Федерации к протоколу 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.
с 10 августа 2000 г.
О присоединении Российской Федерации к протоколу 1992 г. об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.
с 17 января 2000 г.
О государственном земельном кадастре
с 10 августа 2000 г.
О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.
с 17 января 2000 г.
О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
с 30 мая 2000 г.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсовПринят в 3-м чтении 19 июля 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Хампурское нефтегазоконденсатное месторождение)Принят в 1-м чтении 29 июня 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольское нефтегазоконденсатное месторождение)Принят в 1-м чтении 29 июня 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинское золоторудное месторождение)Принят в 1-м чтении 24 мая 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майское месторождение золота)Принят в 1-м чтении 24 мая 2000 г.
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянское нефтяное месторождение)Принят в 1-м чтении 24 мая 2000 г.
О землеустройствеПринят в 1-м чтении 18 февраля 2000 г.
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»Принят в 1-м чтении 21 сентября 1999 г.
О государственных и муниципальных земляхПринят в 1-м чтении 21 сентября 1999 г.
О защите животных от жестокого обращенияПринят в 1-м чтении 24 июня 1998 г.
Отклонен во 2-м чтении 9 июня 1999 г.
О курортном регионе федерального значения «Кавказские минеральные воды»Принят в 1-м чтении 31 марта 1999 г.
О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской ФедерацииПринят в 1-м чтении 11 ноября 1998 г.
О внесении дополнения в Закон РФ «О плате за землю»Отклонен в 1-м чтении 16 июля 1998 г.
О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «О геодезии и картографии»Принят в 1-м чтении 5 марта 1997 г.
Президентом выражено несогласие с проектом 4 апреля 1997 г.
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О животном мире»Принят в 1-м чтении 20 февраля 1997 г.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОТКЛОНЕННЫЕ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Об использовании природного газа в качестве моторного топливаПринят Государственной Думой в 3-м чтении в редакции согласительной комиссии 20 октября 1999 г.Одобрен Советом Федерации 11 ноября 1999 г.Отклонен Президентом РФ 26 апреля 2000 г. Создана согласительная комиссия 17 мая 2000 г.
О северном оленеводствеПринят Государственной Думой в 3-м чтении 23 декабря 1998 г.Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 г.Отклонен Президентом РФ. Создана согласительная комиссия 3 марта 1999 г.
О государственном регулировании образования в области экологииПринят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 18 декабря 1998 г.Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1998 г.Отклонен Президентом РФ 6 января 1999 г. 
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОТКЛОНЕННЫЕ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ
О налоге на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсамиПринят Государственной Думой в 3-м чтении 19 декабря 1997 г.Отклонен Советом Федерации 24 декабря 1997 г.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОДОБРЕННЫЕ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕННЫЕ ПРЕЗИДЕНТУ РФ
Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецкое, Федоровское и другие нефтегазоконденсатные месторождения)Принят Государственной Думой в 3-м чтении 16 апреля 1999 г.Одобрен Советом Федерации 18 мая 1999 г.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов