Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (59) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

Всемирный Банк меняет свою информационную политику

В «ЭКО-бюллетене» № 5 (май), № 7-8 (июль-август) 2000 г. были опубликованы материалы, посвященные проблемам подготовки проектов Гарантийных Линий Всемирного Банка: Гарантии от рисков в Лесном и Угольном секторах РФ. В декабре текущего года в адрес ИнЭкА пришло письмо из Центра информации по банкам (Bank Information Center), сообщающее об «изменении политики доступа к информации» Всемирного Банка (ВБ).

По мнению Центра информации, предлагаемая ВБ политика в отношении раскрытия информации о своей деятельности не отвечает требованиям НКО и коснется всех аспектов деятельности ВБ в различных регионах Мира, включая Россию. Проводимая ликвидация ГосКомЭкологии и Лесной службы в России уже уменьшили, по мнению Центра, возможность участия общественности в разработке экологически значимых проектов. А новая политика ВБ только усугубит эту тенденцию. Но еще есть время выразить свою точку зрения по данному вопросу следующими средствами:

  1. Через письмо «Требование большей прозрачности деятельности Всемирного Банка». Русский вариант следует ниже. Если Вы (Ваша организация) согласны с положениями письма, то его можно подписать и отправить в Центр информации по банкам (Bank Information Center) на имя Грама Соула (Graham Saul) по адресу gsaul@bicusa.org и копию – Дугу Норлену (dnorlen@igc.org). Обязательно укажите свое имя/имя директора и название организации на английском языке.
  2. Вы можете принять участие в совещаниях, непосредственных дискуссиях, организованных ВБ. Для более эффективной работы Вы можете ознакомиться с новой предлагаемой политикой, итогами обсуждения этого проекта на Веб-сайте ВБ: http://www.worldbank.org/html/pic/disclosure. На нем же возможно будет найти график встреч-консультаций c заинтересованными кругами, информацию о любых возможных изменениях в политике Банка. Отзывы можно отправлять в электронном виде, руководствуясь инструкциями, помещенными на этой странице. За дополнительной информацией обращайтесь в московское представительство Банка по следующим координатам:
    • Отдел по политике:
    • Disclosure Policy Room U 11-003
    • World Bank
    • 1818 H Street, N.W.
    • Washington DC 20433 USA
    • 202-473-8064
    • 202-522-3381
    • disclosure@worldbank.org
    • Московский офис:
    • Ms. Marina Vasilieva
    • Sadovaya-Kudrinskaya No-3
    • 123242 Moscow
    • (7-095) 745-70-00
    • (7-501) 253-06-12
    • Mvasilieva@worldbank.org
    • http://www.worldbank.org.ru/eng/
    • Выскажите свое мнение российскому представителю ВБ Андрею Бугрову. Его координаты:
    • Andrei Bugrov,
    • MC 13-635
    • World Bank
    • 1818 H Street, N.W.
    • Washington DC 20433 USA
    • 202-458-7080
    • 202-477-4274
    • abugrov@worldbank.org
  3. Подключите к обсуждению Ваших коллег и партнеров (профсоюзные, студенческие, научные и другие некоммерческие организации).

Открытое письмо

Г-же Джоанне Салоп
Вице-президенту по вопросам операционной политики
1818 H Street N.W. Washington D.C. 20008
Уважаемая госпожа Салоп.

Настоящим письмом мы выступаем в поддержку большей прозрачности деятельности одного из самых больших в мире институтов развития и выражаем нашу обеспокоенность относительно новой политики доступа к информации Всемирного Банка. В течение нескольких предыдущих лет Всемирный Банк уделял все большее внимание участию и «сопричастности» общественности к своей деятельности. Это является приятным признанием того, что развитие должно отвечать потребностям людей, тем более, если оно влияет на их экономическое состояние. Мы полагаем, что политика доступа к информации должна отражать приверженность и соответствие принципам и заверениям полного участия общественности.

Базовым стандартом участия общественности, партнерства и сопричастности является согласие между партнерами и общественностью. Но такое согласие будет полноценным только в том случае, если оно достигается на основе полноты и открытости всей имеющийся информации. Политика доступа к информации является единственным эффективным средством в распоряжении Всемирного Банка для достижения целей развития и партнерства. Мы уверены в существовании прямой связи между реализацией политики доступа к информации и возможностями и желанием общественности участвовать в деятельности Всемирного Банка. Более того, политика доступа к информации позволяет всем заинтересованным представителям общественности контролировать результаты отдельных инвестиционных проектов, определяющих их пользу для тех слоев населения, на которые они изначально были направлены.

В новом столетии, с его все возрастающими темпами глобализации, представители Международной ассоциации развития и страны Большой семерки признали необходимость большей прозрачности финансовых и инвестиционных проектов во всем мире. Хотя и не совсем добровольно, но все же Банк предпринял первые шаги в этом направлении, когда в 1993 году пересмотрел политику доступа к информации. В мире современных технологий с все убыстряющимися темпами развития, которое затрагивает даже наиболее удаленные страны, информация является одним из немногих средств, доступных бедным слоям населения и общественности в целом. Это позволяет представителям гражданского общества понять и подготовиться к изменяющимся условиям.

Мы рады отметить, что новая политика доступа к информации отличается большей открытостью. Однако она также имеет недостатки, на которые нужно обратить серьезное внимание в том случае, если Банк действительно стремится поддерживать модель всеобщего, эффективного развития. Новая политика, в ее теперешнем виде, не способствует развитию партнерских отношений и участию общественности. Целые категории важной информации продолжают быть закрытыми для общественности. Это относится к информации о кредитах на реструктуризацию экономики и ее отдельных секторов, которые, в настоящее время, составляют большую часть кредитного портфеля. К сожалению, согласно новой политике, Совет директоров не готов избрать добросовестную практику управления, которая начинается с предоставления полного доступа к информации. Настоящим письмом мы хотим убедить Вас в необходимости предоставления общественности следующих документов:

  • Стратегия помощи стране;
  • Отчет президента, Меморандум о предоставлении кредитных траншев, а также проектная документация для кредитов на реструктуризацию;
  • Краткий перечень выделенных средств, отчеты о выполнении проекта, программные документы и документы, определяющие кредитную политику для страны, а также результаты экспертных оценок;
  • Протокол заседания Совета директоров или результаты обсуждения инвестиционных проектов и кредитов на реструктуризацию.

Недостатки новой политики доступа к информации

Стратегия помощи стране не всегда является документом, открытым для общественности, несмотря на то, что последняя все чаще выражает желание принимать участие в ее подготовке и реализации. Необходимо устранить несоответствия в данном процессе. Успешное развитие предусматривает не исключение, а, наоборот, всестороннее привлечение к обсуждению всех заинтересованных сторон. Всемирный банк не может рассчитывать на поддержку со стороны стран-доноров, других агентств развития, бедных слоев населения, со стороны правительств стран-заемщиц, если ее основной документ, определяющий стратегию развития страны, остается неизвестным общественности.

В настоящее время Банк использует двойной стандарт: для операций в бедных странах характерна высокая степень открытости и прозрачности, в то время как в странах со средним уровнем доходов она остается закрытой и секретной. Мы знаем о том, что правительства многих стран выразили свою обеспокоенность тем, что Стратегия помощи стране станет документом открытым для общественности. Однако Стратегия, как утверждается на Вашей веб-странице, является документом Банка. В этом случае, Банк вправе предоставить общественности Стратегию помощи стране и это является его обязанностью. Не предоставление информации об операциях Банка, планируемых для той или иной страны, нарушает принцип презумпции предоставления информации, который заложен в политике доступа к информации.

Макроэкономические результаты

Нас очень огорчает тот факт, что информация о кредитах на реструктуризацию по-прежнему остается закрытой. Предлагаемая новая политика лишь закрепляет существующую практику предоставления информации по усмотрению правительства страны.

В 1999 финансовом году, 63% всех кредитных операций Всемирного Банка составили программные кредиты (кредиты на реструктуризацию экономики и отдельных ее секторов). При этом информация о целях данных кредитов, их реализации и результатах оставалась закрытой. Новая политика продолжает исключать участие общественности в целом ряде таких проектов. Участие общественности все более рассматривается, как эффективное средство развития чувства сопричастности среди населения страны, которая берет кредит.

Однако, не имея доступа к основным проектным документам, граждане не могут участвовать в разработке, реализации и контроле за выполнением кредитных операций.

Существующая точка зрения о том, что кредиты на реструктуризацию являются основным средством глобализации, вызвала массовые протесты во всем мире. Не предоставление информации о проектах реструктуризации будет мешать правильному пониманию Банка и его роли в процессах глобализации. Недостаток открытости относительно кредитов на реструктуризацию в последние время Банк пытается компенсировать созданием Стратегии уменьшения бедности (the Poverty Reduction Strategy Paper). Хотя, по сути, это два различных документа. Стратегия является инструментом широкомасштабного планирования, проект реструктуризации является фактическим кредитом. Не имея доступа к проектной документации, общественность не сможет контролировать реализацию целей, определенных Стратегией уменьшения бедности.

Условия кредитов на реструктуризацию часто обговариваются в узком кругу без участия представителей соответствующих министерств и парламентариев. Несмотря на это, кредит утверждает парламент, члены которого часто не имеют возможности ознакомиться с его условиями, а министерства в дальнейшем отвечают за реализацию такого кредита. В 1999 году члены парламента Бразилии лишь случайно получили важную информацию о предполагаемом инвестиционном проекте. Общественность принимает решения на основе неполной информации. Часто неудачи в реализации проекта являются следствием того, что не было достигнуто ясного понимания или согласия сторон. Процессы развития могли бы идти намного эффективнее при широком обсуждении на уровне правительства и общественности. С этой целью необходимо сделать открытыми для общественности следующие документы: Отчет президента, Меморандум о предоставлении кредитных траншев, а также проектная документация для кредитов на реструктуризацию. Новая политика предлагает полумеры, которые лишь подтверждают существующую практику. Важно то, что в новой политике менее четко обозначены ответственности сторон (Банка и страны, которая берет кредит). Согласно последней, страна-заемщик несет ответственность за распространение документов Банка. Предлагаемая политика Банка не согласуется с принципом презумпции предоставления информации, в той ее части, где речь идет о макроэкономических показателях.

Условия для участия общественности

Более всего нас огорчает в новой политике аргументация в пользу не предоставления определенных документов, поскольку последние могут нарушить процесс обсуждения. Такой аргумент ничем не обоснован в тексте политики и противоречит целям Банка относительно развития партнерских отношений и участия общественности. Ни одна из этих целей не может быть достигнута без своевременного предоставления информации. Информация об уже утвержденном кредите не дает возможности общественности принять участие в обсуждении и ощутить свою сопричастность операциям Банка. Значение слова «участие» подразумевает возможность ознакомиться с документами во время их обсуждения, а не ПОСЛЕ того, как принято окончательное решение.

Банк должен сделать открытыми для общественности следующие документы:

Краткий перечень выделенных средств, отчеты о выполнении проекта, программные документы и документы, определяющие кредитную политику для страны, а также результаты экспертных оценок. Поскольку именно эти документы информируют о процессе обсуждения.

Согласно новой политике нет необходимости в предоставлении черновых вариантов экспертной оценки проектов, поскольку вся относящаяся к проекту информация уже содержится в Информации о проекте. При более внимательном рассмотрении данный аргумент является несостоятельным. Экспертная оценка содержит информацию, которой обычно нет в Информации о проекте. Например: результаты консультаций с общественностью (для проектов категории «А»), основные показатели эффективности, альтернативные проектные решения, причины по которым Банку выгодно поддержать данный проект, условия предоставления кредита, технические данные, например карты территорий, которые попадают под воздействие проекта, а также перечень технической документации, подготовленной для данного проекта. Эффективное участие всех заинтересованных сторон в разработке, реализации проекта и оценке его результатов, требует либо обнародования черновых вариантов экспертной оценки, либо регулярного обновления Информации о проекте. Последняя, при этом, должна быть более полной.

Также новая политика, не предусматривает механизм предоставления информации о проекте населению, которое может пострадать в результате его реализации. В политике никак не затрагивается проблема перевода основных документов, включая ключевые, политики Банка. Беспокойство вызывает тот факт, что новая политика признает поводом для не предоставления информации населению, которое может пострадать в результате реализации того или иного проекта Банка (чрезмерные затраты и организационный момент).

Управление и Совет директоров

В течение последних двух лет, в ответ на критику со стороны общественности относительно качества кредитных операций и соответствия положениям основных политик Банка, были созданы два новых подразделения: Группа по контролю за качеством операций и Отдел по контролю качества и соответствия. Новая политика указывает, что документы, которые готовят эти контролирующие органы, не могут быть предоставлены Совету директоров и общественности. Непонятно, почему результаты проверок органов, которые были созданы в ответ на требования общественности, являются закрытыми для нее и Совета директоров. В политике не дано никакого объяснения, почему периодические сводные отчеты, которые готовит Группа по контролю за качеством операций, являются документами закрытыми для общественности.

Также, для Совета директоров могли бы быть очень полезны результаты данных исследований, поскольку они выявляют проблемы, как отдельных инвестиционных проектов, так и недостатки контроля и надзора за реализацией проектов. Группа независимых экспертов все чаще обращается в Совет директоров с претензиями от граждан относительно проблем, которые также выявляют контролирующие органы. Этих претензий можно было бы избежать, если бы Совет был информирован о них и вовремя попытался решить. Кроме того, эффективность развития может быть значительно выше, если эти материалы будут открыты для общественности. Отдел оценки операций и Ваш департамент пришли к одному и тому же выводу о том, что общественное внимание является одним из лучших стимулов эффективного администрирования проектов Банка.

Наконец, вызывает обеспокоенность недостаток открытости деятельности Совета директоров. Согласно определению Всемирного Банка, хорошее управление является важной составляющей эффективного развития. Открытость является определяющим компонентом хорошего управления. Ирония состоит в том, что Совет директоров не согласен применить к собственной деятельности условия, которые ставит для правительств стран-заемщиц, например, условие об открытости. Большая открытость деятельности Совета директоров может быть достигнута путем предоставления общественности информации о результатах обсуждения инвестиционных проектов и кредитов на реструктуризацию, протокола заседания Совета директоров и предлагаемого резюме председателя Совета. Неверно требование Совета к странам-заемщицам управлять «при дневном свете», в то время как он продолжает работать в тени.

Мы ценим возможность высказать свою точку зрения. С нетерпением ожидаем пересмотренного варианта политики, которая поддерживала бы принципы открытости и предоставляла широкие возможности для бедных слоев населения.


Если Вы поддерживаете это обращение, подтвердите это электронной почтой (gsaul@bicusa.org) или факсом (202-737-1155) на имя Грахама Соула (Graham Saul) в Bank Information Center.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов