Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (61) > ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

Рекомендации парламентских слушаний «Экология современных крупных городов»

7 декабря 2000 г. по инициативе Комитета Государственной Думы по экологии состоялись парламентские слушания «Экология современных крупных городов», в которых приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации, представители министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации, средств массовой информации, науки, культуры, образования, общественных объединений.

Участники парламентских слушаний, обсудив вопрос о современном состоянии экологии крупных городов и тенденциях его изменения Российской Федерации, отмечают следующее:

Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации: в 1999 г. в 164 городах с населением свыше 100000 человек проживало 66,3 млн. жителей, что составляло 62 % городского населения и более 45 % всего населения страны.

Экологическое состояние урбанизированных территорий неразрывно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, реализацией государственной экологической, градостроительной и жилищной политики в современных условиях.

В настоящее время в Российской Федерации экологическая обстановка в крупных городах сохраняется напряженной, несмотря на общее снижение уровня производства во всех регионах страны. В городах с населением свыше 1 млн. человек, включая Москву и Санкт-Петербург, экологическая напряженность остается высокой, а в городах Нижний Тагил, Магнитогорск, Новочеркасск, Братск – близка к чрезвычайной.

Загрязнение атмосферы, источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительное положение с обезвреживанием твердых бытовых и промышленных отходов и т.п. негативно сказывается на здоровье населения, которое, в конечном итоге, является основным показателем уровня его благополучия.

Важнейшие проблемы оздоровления городской среды связаны как с работой жилищно-коммунального комплекса и уровнем благоустройства территории, так и с организацией всего городского хозяйства, поскольку зависят от состояния работы транспортных и других коммуникаций.

Важнейшей экологической проблемой крупных городов является загрязнение атмосферы, связанное в основном с работой транспорта, предприятий энергетического комплекса и других промышленных предприятий. Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Москве и Санкт-Петербурге, показала, что неэффективность государственного контроля за выбросами транспорта обусловлена, в основном, отсутствием необходимого финансирования. Так, в несколько раз занижено количество постов наблюдения, что значительно увеличивает погрешность результатов и не позволяет достоверно оценить состояние городской атмосферы в целом. Важным является необходимость регулярной проверки транспортных средств на соответствие выбросов техническим нормативам. Порядок проведения таких проверок согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» должен определяться Правительством Российской Федерации. Однако постановления, регламентирующего данный вопрос, до настоящего времени не принято, что не позволяет реализовать положения ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Необходимо также ускорить рассмотрение и принятие законопроекта «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», в котором законодательно закрепить тexничecкиие требования к двигателям (допустимое содержание загрязняющих веществ в отходящие газах) на стадии производства автомобилей, а также усилить контроль за их соблюдением автозаводами и юридическими и физическими лицами при эксплуатации автомобиля. В области экономического механизма обеспечения безопасности автомобильного транспорта целесообразно установление льгот при использовании природного газа в качестве моторного топлива.

Нельзя допустить уменьшения доли природного газа в тепло- и энергоснабжении городов. Это вызовет кроме крупных финансовых убытков для городов резкое ухудшение экологической обстановки за счет выбросов в атмосферу огромного количества вредных газов и взвесей.

Особого внимания заслуживают вопросы правового и нормативного обеспечения природоохранных требований при обосновании проектов градостроительства, прежде всего в районах с неблагоприятными метеоусловиями, повышенным уровнем загрязнения атмосферы и на особо охраняемых территориях.

Немаловажную роль в загрязнении атмосферы играют промышленные предприятия, прежде всего – опасные производственные объекты. Так, на каждой из четырех водопроводных станций Москвы хранится около 400 т хлора, более 60 предприятий содержат в своих холодильных системах большое количество аммиака, на ряде из них содержание этого токсичного газа превышает 100 т. Сложившаяся на опасных предприятиях ситуация, осложненная прогрессирующим старением основных фондов, ставит под угрозу чрезвычайных ситуаций большие жилые массивы городов.

Немаловажным фактором остается вопрос создания и поддержания в неприкосновенности территорий и состояния крупных зеленых массивов внутри городов. Вместе с тем до настоящего времени не подготовлен законопроект о городских лесах, который необходимо разработать в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Неблагоприятное положение с водообеспечением населения продолжает до настоящего времени оставаться угрозой национальной безопасности страны. Общая протяженность водопроводных сетей составляет в городах России 200,4 тыс. км, причем около 40 % из них нуждаются в замене.

Важнейшей проблемой водоснабжения остается качество воды, подаваемой населению. Этот показатель определяется, прежде всего, тем, что 62 % источников водоснабжения представляют собой поверхностные воды, которые в большей степени, чем подземные, подвержены антропогенному загрязнению, особенно вблизи крупных городов. В последние годы заметно ухудшилось состояние санитарно-защитных зон водозаборов, что также негативно сказывается на качестве забираемой воды.

Станции водоподготовки, построенные 20-30 лет назад, нуждаются в реконструкции, поскольку их технология не обеспечивает очистку воды от новых видов антропогенных загрязнений, появившихся в водоисточниках. Загрязнение органическими соединениями приводит при традиционном обеззараживании хлором к образованию канцерогенных хлорорганических соединений.

Практически все крупные города имеют систему канализации и сооружения для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Мощность очистных систем канализации в городах составила в целом по стране 53,2 млн. куб. м в сутки. Однако, через системы очистных сооружений проходят только 84 % сточных вод, из которых лишь около 30 % очищаются до установленных нормативов. Из работающих в настоящее время очистных сооружений 60 % перегружены, а 38 % требуют срочной реконструкции, поскольку эксплуатируются 20-30 лет, морально и физически устарели. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет 9 млн. куб. м в сутки. В тяжелом положении находятся канализационные сети – при общей протяженности в городах 90,5 тыс. км нуждаются в срочной замене 16,9 тыс. км из них.

Износ водопроводных и канализационных сетей требует замены не менее 5 % в год, в то время как практически заменяется 1 %. Из-за недостаточного финансирования объемы строительства и реконструкции водопроводных и канализационных сооружений постоянно снижаются. Так, в 1999 г., по сравнению с уровнем 1998 г., длина реконструированных водопроводных сетей снизилась на 37,2 %, а канализационных на 47,8 %. Более 57 % от всего числа аварий водопроводно-канализационных сетей происходит из-за их ветхости.

Сложившееся негативное состояние природоохранных объектов в крупных городах в сочетании с экономическими затруднениями требует использования новых подходов к решению экологических проблем. Одним из таких путей следует признать более широкую замену централизованных систем водоподготовки и водоочистки на локальные системы, которые при сохранении нормативных требований к воде позволят осуществлять постепенную инвестицию проводимых работ и исключить затраты на создание крупных водопроводных и канализационных сетей.

Объем твердых бытовых отходов в 1999 г. составил в городах и поселках 30 млн. т. Проблема экологической безопасности при санитарной очистке городов затрагивает все стадии обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Среднее по России расстояние для вывоза ТБО составляет 20 км, а в крупных городах возрастает до 45 км. Основным методом обращения с ТБО является их захоронение на полигонах, однако, постепенное удаление полигонов от городов приводит к созданию массы несанкционированных свалок, которые становятся источником инфекционного и других видов загрязнений. Строительство мусороперерабатывающих заводов задерживается из-за отсутствия финансирования.

В последнее десятилетие одновременно с резким увеличением импортируемой продукции выросли объемы использованной упаковки – макулатуры, картона, пластмассы, цветного металла. В связи с этим примерно на 30% увеличились и продолжают расти объемы ТБО, которые практически не утилизируются из-за отсутствия соответствующих технологий и мощностей. Для решения этой проблемы за рубежом консолидируются усилия производителей упаковочных материалов и их потребителей, причем, производители отчисляют определенный объем средств на разработку и внедрение новых технологий переработки использованной упаковки. Данная практика пока еще не нашла распространения в России.

Одним из возможных вариантов инвестирования природоохранных мероприятий может стать экологический подход к реструктурированию задолженностей регионов и предприятий перед зарубежными инвесторами. Для этого при реструктуризации долгов часть их может списываться в обмен на проведение дебиторами природоохранной деятельности. Положительный опыт Польши, Болгарии и стран Латинской Америки подтверждает высокую экологическую эффективность такого экономического механизма. В России в настоящее время экологические зачеты российского внешнего долга на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации не используются.

Важным недостатком сложившейся системы правового регулирования природоохранной деятельности является несоответствие действующего отраслевого базового закона в области охраны окружающей природной среды ряду положений Конституции Российской Федерации, Бюджетному и Налоговому кодексам, с одной стороны, и недостаточный учет налоговым законодательством базовых норм природоохранительного законодательства, регламентирующих экономический механизм охраны окружающей природной среды, с другой стороны.

Существенное влияние на решение экологических проблем оказывает качество взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и природоохранных служб. Постоянное реформирование управления, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, систематическое сокращение численности аппаратов природоохранных органов, недофинансирование их деятельности приводит к невыполнению возложенных на них функций и, в первую очередь, контроля в данной области.

Концентрация городского населения и отмеченные тенденции неблагополучного развития экологической обстановки в большинстве городов ставят задачу определения приоритетов в экологической политике. С этой точки зрения традиционно сложившийся и законодательно закрепленный акцент на установление и использование гигиенических нормативов, как единственного инструмента управления качеством, недостаточен. Необходимо расширить использование в отечественной практике широко применяемой за рубежом методологии оценки экологического риска и риска для здоровья человека. Такая оценка может стать одной из основ принятия решений по профилактике неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье населения и состояние окружающей природной среды. Программа действий по снижению экологического риска должна стать одной из основ при разработке инвестиционных проектов в городах, а также природоохранных федеральных и региональных целевых программ.

В целях улучшения экологической обстановки в крупных городах Российской Федерации участники парламентских слушаний рекомендуют:

  1. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
    • ускорить доработку и принятие федеральных законов:
      • «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;
      • «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;
      • «Об экологической безопасности автомобильного транспорта»;
      • «О целевых бюджетных экологических фондах»;
    • при подготовке проекта главы «Экологический налог» Налогового кодекса Российской Федерации, часть вторая, исходить из принципа установления экологического налога в пределах, установленных природоохранными нормативами, а также предусмотреть льготы при осуществлении природоохранной деятельности.
  2. Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    • при разработке законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды устанавливать четкое правовое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и конкретизировать управленческие функции;
    • учитывать в нормотворческой деятельности, а также шире применять на практике экономическое стимулирование природоохранной деятельности, предусматривающее льготное налогообложение и кредитование муниципальных образований, предприятий и инвесторов, проводящих природоохранные мероприятия.
  3. Правительству Российской Федерации:
    • рассмотреть ход выполнения ранее разработанных экологических федеральных целевых программ и принять меры по их полному финансированию из бюджета и внебюджетных источников;
    • ускорить принятие необходимых нормативных правовых актов по реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и Лесного кодекса Российской Федерации,
  4. Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии:
    • рассмотреть вопрос о целесообразности проведения Круглого стола на тему: «Перспективы развития экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности».
  5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными органами государственной власти:
    • ужесточить инспекторский контроль за соблюдением действующих законодательных актов, норм, правил и стандартов в области охраны окружающей природной среды как физическими, так и юридическими лицами вне зависимости от форм собственности;
    • ускорить разработку положения о государственном экологическом контроле;
    • разработать и опубликовать классификатор отходов производства и потребления по классам опасности;
    • разработать нормативно-методическую базу для определения ущерба, наносимого окружающей природной среде вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления, сброса загрязняющих веществ со сточными водами различного происхождения в поверхностные водоемы и на рельеф местности, выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по определению порядка возмещения вреда, нанесенного окружающей природной среде, в том числе при приватизации и других случаях смены собственника;
    • провести работу по анализу и систематизации правовых актов органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды и использованию природных ресурсов, а также по обобщению арбитражной и судебной практики их применения;
    • рассмотреть вопрос о запрещении применения элементарного хлора для отбелки целлюлозы на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, а также использования хлора в качестве реагента для обеззараживания питьевой воды и хозяйственно-бытовых сточных вод.
  6. Министерству здравоохранения Российской федерации совместно с МПР России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
    • шире использовать в практической деятельности методологию оценки экологического риска и риска для здоровья человека.
  7. Министерству природных ресурсов Российской Федерации совместно с Минпромнауки России и Минэкономразвития России:
    • принять меры, направленные на обеспечение участия транснациональных корпораций и зарубежных фирм в инвестировании процессов переработки использованной упаковки, поставляемой ими вместе с продукцией, на территории Российской Федерации.
  8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России, МПР России и Минпромнауки России:
    • рассмотреть вопрос о возможности использования механизма экологического зачета в интересах финансирования природоохранной деятельности при проработке вариантов реструктуризации внешних долгов;
    • подготовить предложения по льготному налогообложению прибыли, направляемой на развитие коммунальной инфраструктуры.
  9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
    • активизировать подготовку и обеспечить выполнение региональных и муниципальных программ по уменьшению негативного антропогенного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду;
    • разработать эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
    • рассмотреть вопрос о сохранении экологических бюджетных фондов на городском уровне;
    • предусмотреть использование не менее 50% средств целевых бюджетных экологических фондов и целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных ресурсов на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры;
    • рассмотреть вопрос о широком использовании систем локальной водоподготовки и водоочистки с целью снижения объема разовых инвестиций и сокращения сроков решения экологических проблем;
    • обеспечить организацию и финансирование территориальных наблюдательных сетей, функционирующих в рамках государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
    • разработать предложения по организации информационного обмена между субъектами Российской Федерации по вопросам формирования и совершенствования правовых актов органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов