Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (63) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Концепция развития нормативно-правовой базы оценки воздействия на окружающую среду

Материалы Рабочей группы «Компонент оценки воздействия на окружающую среду».
В работе принимали участие: Голубева С.Г. (МПР РФ); Васильев С.А. (МЭЦ), Варламова О.С. (ICF-EСO), Хотулева М.В. (Эколайн), Хромов Д.Н. (ICF ECO).
Авторский коллектив выражает благодарность всем, кто участвовал в обсуждении и формировании этого документа. Особую благодарность мы выражаем С. В.Черновой и И. Д. Горкиной (ЦПРП), Д. И. Зотиковой (КПР Вологодской области), Д. В. Волостнову и П. Н. Черногривову (Комитет по экологии при Администрации Томской области).
Москва, 2001

Введение

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее – оценка воздействия на окружающую среду) –процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий.

Объектами оценки воздействия на окружающую среду являются все объекты экологической экспертизы (см. ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 11, 12).

Оценка воздействия на окружающую среду – структурированный процесс учета совокупности экологических требований в системе подготовки и принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Целью совершенствования нормативно-правовой базы в области оценки воздействия на окружающую среду является создание условий для выработки экологически обеспеченных решений.

Эта цель будет достигаться через решение следующих задач:

  • устранение внутренних противоречий нормативно-правовой базы в области оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, а также имеющейся несогласованности с требованиями ресурсного, отраслевого, банковского, административного законодательств;
  • гармонизацию требований российского природоохранительного законодательства в области оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, с нормами, закрепленными в международных конвенциях и соглашениях;
  • создание условий, в том числе – путем изменения (дополнения) ресурсного, отраслевого, банковского, административного законодательств, обеспечивающих обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке обосновывающей документации для эффективного проведения экологической экспертизы документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Формирование более совершенной нормативно-правовой базы в области оценки воздействия на окружающую среду может и должно способствовать:

  • экологическому обеспечению инвестиционных проектов;
  • привлечению на российский рынок инвесторов, работающих на принципах экологической ответственности;
  • развитию методологии оценки воздействия на окружающую среду как одного из инструментов экологического регулирования намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Основные принципы и подходы к совершенствованию нормативной и методической базы ОВОС

1. Взаимосвязанное развитие оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.

Долгое время оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза развивались в достаточной мере самостоятельно, без тесной увязки друг с другом. В то же время, эти виды деятельности являются взаимосвязанными механизмами учета экологических факторов в системе принятия решений. Эффективность каждого из них решающим образом зависит от эффективности всей системы в целом.

2. Опора на лучшую практику.

Эффективность нормативно-правовой базы в значительной степени обуславливается тем, насколько она отражает практический опыт. Даже наиболее прогрессивные подходы, но не опирающиеся на практику, будут неэффективны. Развитие нормативно-правовой базы целесообразно строить отталкиваясь от наилучшей отечественной практики и с учетом лучшего зарубежного опыта.

3. Преемственность политики в области ОВОС и экологической экспертизы.

«Революционные» изменения в нормативной базе вряд ли могут сказаться положительно на развитии практического опыта. Более эффективным представляется развитие нормативной базы через устранение противоречий и заполнение пробелов. При этом предпочтение следует отдать «достраиванию» нормативной базы.

Изменения в действующих нормативных документах целесообразно минимизировать, вводя их лишь в случае доказанной практикой необходимости.

Концепция предлагает следующие подходы к развитию нормативно-правовой базы оценки воздействия на окружающую среду:

  1. Во-первых, необходимо проанализировать существующую нормативно-правовую базу и накопленный практический опыт в области оценки воздействия на окружающую среду с целью выявления сильных и слабых сторон, внутренних противоречий и существующих проблем.
  2. Во-вторых, выявленные противоречия необходимо устранять (гармонизировать), исходя из принципов построения российского законодательства и современных подходов к оценке воздействия на окружающую среду, развиваемых в других странах и частично закрепленных в международных договорах и соглашениях.
  3. В третьих, необходимо разработать нормативные акты, заполняющие выявленные пробелы.

Нормативно-правовая и методическая база

Важнейшим международным правовым документом в области оценки воздействия на окружающую среду является Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Конвенция подписана СССР в 1991 г., но до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией.

Реализация оценки воздействия на окружающую среду в России регламентируется нормативными документами, приведенными в таблице.

Нормативные документыГодОрган государственной власти, принявший данный документ
Нормативные правовые акты
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»1991Верховный Совет Российской Федерации
Федеральный закон «Об экологической экспертизе»1995Законодательное Собрание РФ
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации2000Госкомэкология России , зарегистрировано Минюстом России
Ведомственные нормативные акты
Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности1995Минприроды РФ
СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»1995Госстрой РФ
СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»1995Госстрой РФ
СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»1996Госстрой РФ
СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»1997Госстрой РФ

Методическую базу оценки воздействия на окружающую среду, помимо указанных нормативных документов, также составляют:

  • Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. Международный центр обучающих систем, 1996 г. Одобрено Минприроды России (письмо от 23.01.96 № 02-02/35-181).
  • Процедуры международных организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в России, в первую очередь – процедуры Всемирного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.
  • Ведомственные инструкции и методические указания, в частности – методические указания Госстроя, касающиеся этапов подготовки инвестиционного проекта.
  • Отраслевые нормативные акты и методические разработки.

Сложившаяся практика проведения оценки воздействия на окружающую среду опиралась, прежде всего, на «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации», действовавшее с 1994 по 2000 г., поэтому этот нормативный акт, отмененный в мае с. г., анализируется в дальнейшем с целью определения основных пробелов в существующей практике. Практика применения «Положения об оценке воздействия…» (2000 г.) пока очень незначительна. Поэтому выводы о его практическом применении пока сделаны быть не могут.

Конвенция ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» говорит о необходимости проведения оценки воздействия на окружающую среду для объектов, оказывающих трансграничное воздействие, и устанавливает наиболее общие рамки, определяющие эту процедуру. В частности, Конвенция устанавливает необходимость уведомления затрагиваемых Сторон, подготовки документации об оценке воздействия, проведения на основе этой документации консультаций с затрагиваемыми Сторонами. Конвенция устанавливает необходимость участия общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и определяет Перечень видов деятельности, для которых проведения оценки воздействия обязательно. Также Конвенция устанавливает минимальные требования к содержанию документации по оценке воздействия на окружающую среду и общие критерии, «помогающие в определении экологического значения видов деятельности», не включенных в Перечень.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» указывает на необходимость представления материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе документации, поступающей на государственную экологическую экспертизу (Статья 14), независимо от видов этих материалов.

«Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ», 1994 г. устанавливало:

  • область применения оценки воздействия на окружающую среду, которая не ограничивалась только проектной документацией, а распространялась на концепции, программы и другие стратегические документы;
  • цель и результат оценки воздействия на окружающую среду;
  • общие требования к содержанию деятельности по ОВОС;
  • обязанности основных участников ОВОС;
  • необходимость участия общественности в обсуждении проектных предложений о развитии хозяйственной деятельности, цели проведения общественных слушаний (информирование общественности, выявление и фиксация возможных неблагоприятных последствий, поиск взаимоприемлемых альтернатив),
  • обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных объектов и видов деятельности (входящих в Перечень). Для остальных объектов и видов деятельности необходимость проведения ОВОС могла быть установлена органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России.

«Положение…» (1994 г.) существенным образом повлияло на развитие методологии оценки воздействия на окружающую среду: в середине 90-х годов около 20 отраслевых министерств приняло соответствующие ведомственные нормативные документы, регулирующие проведение ОВОС при разработке обосновывающей документации на развитие хозяйственной деятельности отраслевых промышленных предприятий. Оно строилось на принципах, созвучных принятым международным нормам и давало возможность выполнять оценку воздействия на окружающую среду в соответствии с современными подходами.

Пробелы, выявленные в процессе применения «Положения…» 1994 года:

  • Недостаточно четкая регламентация процедуры оценки воздействия на окружающую среду, отсутствие четко установленных обязанностей заказчика и механизмов реализации прав общественности;
  • Отсутствие состава необходимых материалов – содержания ОВОС;
  • Отсутствие прямых указаний на необходимость подготовки материалов ОВОС в виде общественно доступного документа.
  • С принятием Федерального закона «Об экологической экспертизе» Положение вступило в противоречие со статьями 11, 12 и 14 Закона по формальному признаку – наличию перечня объектов, для которых проведение ОВОС обязательно.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», 2000 г.

«Положение об оценке воздействия…» (2000 г.) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Положение устанавливает рамочную процедуру оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, определяя обязанности сторон. Положение разработано с учетом международной практики и нормативно закрепляет подходы, имеющиеся в международных конвенциях и соглашениях (в том числе в части доступа к экологической информации и процедуры взаимодействия заинтересованных сторон). Положение устанавливает обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду для всех объектов экологической экспертизы федерального уровня. Для объектов уровня субъектов Федерации это Положение допускает возможность унификации и упрощения процедуры.

Пробелы «Положения…»2000, выявленные в результате анализа:

  • Проблема дифференцированного подхода к объектам различного масштаба воздействия на окружающую среду выявлена, но ее решение отнесено на региональный уровень. Пункт 3.3.3 настоящего положения указывает: «Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1, 3,2.3 и 3.3.1 настоящего Положения и согласовывают эти нормативные документы с Госкомэкологией России». Такая формулировка безусловно создает предпосылки для решения проблемы дифференцированного подхода к проведению оценки воздействия на окружающую среду на уровне субъектов Федерации. Однако эффективность такого подхода решающим образом зависит от региональных инициатив, их готовности предложить удобную и адаптированную к условиям конкретного региона систему классификации объектов оценки воздействия на окружающую среду по их экологической значимости. При этом в основе разработок должен лежать рекомендательный документ федерального уровня;
  • «Положение…» не соотнесено в явном виде с этапами разработки обосновывающей документации (предплановых, предпроектных и проектных документов). Потому требуется разработка соответствующих нормативных/методических документов, регулирующих содержание работ по ОВОС для различных этапов подготовки обосновывающей документации. В частности, для инвестиционных проектов целесообразно соотнести этапы оценки воздействия на окружающую среду с этапами подготовки инвестиционных проектов.
  • В «Положении…» сделана попытка решить вопрос о содержании ОВОС, но только на методологическом уровне, стандартный рубрикатор отчета по ОВОС по-прежнему отсутствует.
  • «Положение…», введенное в 2000 г., требует серьезной информационной поддержки, которая необходима для его эффективного внедрения в практику, для раскрытия потенциальных возможностей этого документа, для выявления возможных пробелов.

«Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (1995)

«Инструкция…» дает основные ориентиры для оценки масштабов и содержания деятельности по ее экологическому обоснованию, содержащемуся в обосновывающей документации.

В то же время, «Инструкция…» разработана достаточно давно и требует доработки в соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (в том числе, в области строительных норм и правил, организации оценки воздействия на окружающую среду). Инструкция не соотнесена с процедурой ОВОС.

СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»

Документ устанавливает необходимость разработки раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» в составе Обоснования инвестиций и состав Декларации (ходатайства) о намерениях. Он указывает на необходимость выполнения этого раздела «в соответствии с нормативными документами Минприроды России, Минстроя России и другими актами, регулирующими природоохранную деятельность». Однако, до настоящего времени такие нормативные документы не приняты (хотя проекты были разработаны Госкомэкологии России).

Важным является само по себе закрепление указанной нормы в документах Госстроя России. В то же время, в качестве серьезного пробела следует отметить тот факт, что оценка воздействия на окружающую среду здесь не рассматривается как процесс. В результате, в большинстве случаев инициаторы деятельности рассматривают ОВОС лишь как раздел (в составе предпроектной документации).

СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»

Документ определяет необходимость подготовки раздела «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации. Однако он не отражает связи между результатами работ по ОВОС в процессе подготовки обоснования инвестиций и выработкой хозяйственного решения при последующем проектировании (разработка ТЭО/проекта).

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

Документ устанавливает общие положения и основные требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий, в том числе инженерно-экологических при подготовке предпроектной документации. В этом документе также изложены требования к техническому отчету по результатам инженерно-экологических изысканий. К понятию «инженерно-экологические изыскания» отнесено в том числе исследование социальной сферы и объектов историко-культурного наследия. В нем также устанавливается необходимость прогноза «возможных неблагоприятных последствий и анализа возможных непрогнозируемых последствий». Другими словами, документ достаточно четко определяет требования к проведению исследований по оценке воздействия на окружающую среду в терминах «Положения…», 2000 г.

СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»

Документ детализируют положения СНиП 11-02-96, создавая методическую основу для проведения исследований (изысканий) в рамках процесса оценки воздействия на окружающую среду.

В соответствии с СП 11-102-97, материалы инженерно-экологических изысканий на предпроектной стадии подготавливаемые при проведении изысканий для разработки градостроительной документации, для обоснований инвестиций в строительство, должны быть использованы при выполнении оценки воздействия на окружающую среду.

Следует особо отметить, что оба документа (СНиП 11-02-96 и СП 11-102-97) относятся только к одной части процесса оценки воздействия на окружающую среду, а именно – изысканиям, хотя подготовку и реализацию Программы изысканий и процесс оценки воздействия на окружающую среду можно рассматривать как взаимодополняющие.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что недостаточность развития методической базы оценки воздействия на окружающую среду сдерживает развитие этого эффективного инструмента. Фрагментарность развития методической базы отмечают многие организации и эксперты, вовлеченные в практическую деятельность по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе.

Таким образом, в действующих нормативно-правовых документах по ОВОС отмечаются следующие пробелы:

  1. Не соотнесены в явном виде этапы оценки воздействия на окружающую среду с этапами подготовки обосновывающей документации по намечаемой деятельности (предпроектная, проектная документация, и т. п.).
  2. Отсутствие механизма классификации проектов по степени их экологической опасности и различных процедур для объектов различных категорий (в соответствии с этой классификацией).
  3. Отсутствие обязательного состава материалов – содержания ОВОС.
  4. Недостаточность разъясняющих нормативных и/или методических документов в области оценки воздействия на окружающую среду.
  5. Отсутствие методических рекомендаций к проведению оценки воздействия на окружающую среду «стратегических» инициатив (проектов программ, планов, правовых актов и т. п.).

Кроме того, серьезным пробелом (не связанным с действующей нормативной правовой базы) является отсутствие адекватной системы распространения информации по методологии проведения оценки воздействия на окружающую среду.

В частности, малая доступность (на практике – недоступность) документированных материалов ОВОС для ранее подготовленных проектов, отсутствие организованной системы накопления этих материалов и доступа к ним всех заинтересованных лиц делает невозможным обмен опытом, распространение наилучшей практики и наиболее эффективных подходов, а в целом – существенно ограничивает возможности развития методической базы оценки воздействия на окружающую среду.

Основные предложения по развитию нормативной базы

В соответствии с выявленными пробелами, развитие нормативно-правовой базы оценки воздействия на окружающую среду должно осуществляться путем решения следующих задач:

1. Обеспечение соответствия этапов оценки воздействия на окружающую среду этапам подготовки обосновывающей документации по намечаемой деятельности (предпроектная, проектная документация и т. п.).

Эта задача не может быть решена в общем виде (для намечаемой хозяйственной и иной деятельности), а требует детального соотнесения по инициативам различного уровня («стратегические», проектные) этапов подготовки обосновывающей документации (в том числе – вопросов информационного обеспечения, содержания реализуемых этапов и т. п.) В частности, необходимо соотнести этапы организации инвестиционного проекта с этапами оценки воздействия на окружающую среду.

2. Создание механизма классификации проектов по степени их экологической опасности и различных процедур для объектов различных категорий (в соответствии с этой классификацией).

Учитывая необходимость дифференцированного подхода к оценке воздействия на окружающую среду для объектов различной степени экологической опасности, необходимо классифицировать эти объекты, и определить содержание процедуры оценки воздействия для объектов различных категорий и порядок отнесения объектов к этим категориям.

В части развития и уточнения «Положения…» (2000 г.) представляется целесообразным разработать экологический классификатор объектов оценки воздействия на окружающую среду. Классификация объектов оценки воздействия на окружающую среду не должна противоречить классификации объектов экспертизы (см. статья 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и материалы рабочей группы, проект «Положения об экологической классификации по видам экспертиз предплановой, предпроектной и проектной документации, обоснований лицензий и сертификатов»). В конечном итоге такой классификатор должен быть закреплен на федеральном уровне. Однако, в настоящий момент представляется более целесообразным разработка нормативных документов регионального уровня.

При разработке классификатора необходимо учитывать опыт и специфику регионов, возможно, вводить региональные коэффициенты экологической опасности для некоторых типов объектов. Для решения этой задачи целесообразно провести:

  • анализ доступного опыта по оценке воздействия на окружающую среду, накопленного в субъектах Федерации;
  • организовать ряд модельных проектов с целью разработки нормативной базы регионального уровня, закрепляющей лучшую практику;
  • закрепление и апробирование этого опыта первоначально на уровне субъектов Федерации. В дальнейшем возможна подготовка.

3. Подготовка разъясняющих нормативных и/или методических документов в области оценки воздействия на окружающую среду.

РАЗЪЯСНЕНИЕ

В контексте «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» Техническое задание не является частью договорных отношений между заказчиком и исполнителем, а является открытой программой действий, включающей, как минимум:

а) предварительный перечень экологических аспектов намечаемой деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду;

б) другие аспекты намечаемой деятельности, представляющие интерес и требующие изучения и описания в процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду

в) планируемый порядок обсуждения материалов оценки воздействия с заинтересованными сторонами.

В частности, исполнение указанного ТЗ заказчик может взять на себя или переложить на любое количество исполнителей, по своему выбору. Договорные отношения между заказчиком и исполнителями регулируются обычным порядком.

Более подробные разъяснения будут даны в последующих нормативных и методических документах.

А) С заявленной выше задачей классификации объектов связана задача разработки типового состава материалов – содержания ОВОС. Естественно, что состав материалов ОВОС промышленных объектов федерального и территориального уровня, с одной стороны, или состав материалов ОВОС хозяйственных объектов и территориальных схем развития, законопроектов, с другой, будет различен. Тем более важным представляется необходимость разработки типового содержания ОВОС. На первом этапе такой нормативный документ мог бы касаться только крупных промышленных объектов, воздействие которых значительно. В качестве основы разработки содержания ОВОС представляется логичным принять документацию ЕБРР, которой придерживается при разработке ОВОС Европейское Сообщество и которая проверена международной практикой.

Б) Введенное в 2000 г. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе, требование о подготовке ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду и необходимость его обсуждения с заинтересованными сторонами. Этот и некоторые другие пункты должны быть разъяснены последующими нормативными актами или методическими рекомендациями.

4. Разработка методических рекомендаций по проведению оценки воздействия на окружающую среду «стратегических» инициатив (проектов программ, планов, правовых актов и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», объектами экологической экспертизы (а, следовательно, и оценки воздействия на окружающую среду) являются, в том числе, проекты планов, программ, правовых актов и т. п. Методология оценки воздействия на окружающую среду для документов стратегического характера практически не отработана. При этом многие проблемы, связанные с развитием процедуры оценки воздействия на окружающую среду, упираются в необходимость ее применения к «стратегическим» документам (стратегическая экологическая оценка).

Таким образом, необходимо развивать нормативно-методическую базу стратегической экологической оценки.

5. Создание системы информирования всех заинтересованных сторон по методологии проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Одной из наиболее актуальных задач развития методологии оценки воздействия является информационно-методическое обеспечение. Целесообразно уделить максимум внимания созданию системы информационной поддержки (базы данных, семинары, тренинги, библиотеки, в том числе содержащие материалы оценки воздействия на окружающую среду по различным проектам, и т.п.).

Для эффективного развития оценки воздействия на окружающую среду необходима последовательная и систематическая работа по организации системы информационного обеспечения оценки воздействия на окружающую среду. В частности, необходима организация доступа к обосновывающей документации в части оценки воздействия на окружающую среду по ранее проведенным проектам.

Выводы:

Анализ нормативной правовой и методической базы в области оценки воздействия на окружающую среды, а также практики ее проведения показал, что сегодня не целесообразно вносить изменения и/или дополнения в действующие нормативно-правовые акты, а именно:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
  • «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду»

Наиболее актуальные проблемы развития методологии оценки воздействия на окружающую среду могут быть эффективно решены путем введения новых нормативных правовых актов, устанавливающих:

  1. рекомендации по проведению оценки воздействия на окружающую среду для инициатив различного уровня («стратегические» и проектные), а также различных этапов подготовки обосновывающей документации (предплановая, предпроектная, проектная, и т.п.). Эти акты могут быть разработаны совместными усилиями МПР России и заинтересованных ведомств.
  2. классификацию объектов оценки воздействия на окружающую среду по степени их экологической опасности, а также требования и процедуры к проведению оценки воздействия на окружающую среду для объектов, относящихся к различным классам (категориям) (возможно, ряда нормативных актов субъектов Федерации).
  3. общие требования к содержанию и оформлению ТЗ на проведение ОВОС.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов