Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (63) > ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

Жесткая борьба с «мягким» маслом

А. Мельников,
«Известия», 24 января 2001 года

Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) наконец-то подверг критике те продукты, которые называют себя «маслом мягким», «маслом легким», «маслом городским», «маслом крестьянским особым» и т. п. О том, что эти комбинированные жиры не имеют ничего общего со сливочным маслом, уже писали неоднократно. Профессионалы молочной отрасли, присоединившись к публичному обсуждению проблемы, настаивают на разработке ГОСТа, который бы позволил потребителям легко отличать масло от маргаринов и прочих жировых смесей.

Около трех лет назад российские производители запустили в продажу продукт нового типа, сделанный из смеси самых различных жиров – растительных, коровьих, рыбьих и т. д. Это был наш ответ мягким маргаринам типа «Рамы» и «Долины Сканди». С самого начала возникли проблемы с тем, как назвать этот «новый русский жир», который продается сегодня под такими брендами, как «Крестьянка», «Крестьянское смоленское», «Маслице», «Масленкино», «Матушка», «Дача», «Смак», «Бабушкино», и многими другими.

Специалисты молочной промышленности, говоря о таких продуктах, часто употребляют термины «желтый жир» или просто «комбижир». Последнее определение заставляет вспомнить не только старый советский продукт, которым снабжали армию и общепит, но и изжогу с гастритами, возникающие после «комбижировой диеты».

Понятно, что ни одно из этих определений не подходило для нового продукта, – оно бы просто убило конкурентов «Рамы» в колыбели. Но, в отличие от западных производителей подобной продукции, наши не соглашались назвать ее даже мягким маргарином. О причинах этого можно догадываться: у маргарина в России неоднозначная репутация. А вот популярность масла сливочного (коровьего) им просто не давала покоя. И производители стали маскировать свою смесь жиров под этот продукт.

Для начала смесь обозвали маслом. Расчет был точным: испокон веку в России знали только одно пищевое масло, которое можно намазать на хлеб,- сливочное. И неважно, что к слову «масло» производители добавили такие определения, как мягкое, легкое,сверхлегкое, крестьянское особое, городское и т. п., – в нашем сознании такой продукт воспринимается как разновидность коровьего масла.

Чтобы этот эффект усилить, под сливочное масло стали оформлять и упаковки. Особенно убедительно выглядят пачки «а-ля масло», завернутые в пергамент или фольгу. А на пластиковых баночках обычно присутствует буренка, дабы убедить нас в том, что из ее молока эту смесь растительных жиров и получили.

Чтобы сделать эти приемчики, которыми обманывают потребителя, законными, угличский ВНИИ маслоделия и сыроделия разработал отраслевой стандарт «Масло комбинированное». Как сообщил нам гендиректор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин, с крупнейшими профильными учреждениями этот документ не согласовывался. И понятно почему: его бы точно «зарубили». Например, ОСТ может сделать шведскую фирму «Карлсхамн» абсолютным монополистом на этом рынке: из многочисленных смесей жиров для производства комбинированного масла в ОСТе рекомендуется смесь «Акобленд», выпускаемая этой фирмой. «Можно только догадываться, – говорит Александр Калинин, – сколько стоит такая строчка в ОСТе».

А вот как в этом документе делят тушу коровы: на упаковке комбинированного продукта, в котором сливочного масла больше, чем растительного, рекомендуется изображать «голову коровы на фоне цветов подсолнуха, сои, кукурузы, рапса». Производителям настоящего сливочного масла досталось больше – «сюжет с рисунком коровы (целиком)». Почему-то ОСТ умалчивает об изображении буренки под пальмами: плотный жир этого тропического растения часто используют для изготовления смесей.

Какое название выбрать для «новых русских жиров»? Владимир Харитонов, директор ВНИИ молочной промышленности, рассказал, что в западных странах такие продукты называют микстами, спредами, блендами и меланжами. Согласитесь, эти названия звучат симпатичнее, чем «маргарин». Может быть, не стоит изобретать велосипед и лучше остановиться на них?

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов