Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 7-8 (66-67) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

В центре внимания - проблемы сохранения биоразнообразия

Одной из наиболее тревожных проблем современности является деградация сообществ живых организмов, исчезновение видов животных и растений, приводящее к обеднению и часто разрушению естественной среды обитания. Необходимость сохранения биологического разнообразия (БР) осознана большинством стран мира, о чем свидетельствует присоединение ряда членов мирового сообщества к Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной на Форуме в Рио-де-Жанейро (1992 г.).
П. В. Баранов,
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник заповедника «Кузнецкий Алатау».

Региональной политикой называют политику государства по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, нацеленную на учет специфики и интересов ее конкретных регионов. Мощным фактором, определяющим в настоящее время стратегические тенденции в подходах к региональной политике, является идея экологически устойчивого развития, в котором стратегию сохранения биологического разнообразия следует считать одним из главных компонентов. Являясь новым шагом в развитии взглядов общества, она провозглашает отказ от идеологии сиюминутных «побед» над природой за счет подавления и деградации ее естественных формаций. Снижение биоразнообразия приводит к утрате биосистем и нарушению общего функционирования единого организма природы, частью которого является человек, со всем набором его физических и духовных качеств, поэтому проблема его сохранения, по сути, является проблемой выживания человечества.

Кемеровская область – один из ключевых регионов Сибири в сфере промышленного производства и добычи полезных ископаемых, и потому остро стоят вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Несмотря на это, доля местных правовых актов по охране окружающей среды, представленных в базе «Консультант+ регион» не превышает 6 % (в четыре раза меньше, чем, например, в Тюменской области, характеризующейся схожими проблемами). Возможно, это - отражение современной ситуации в сфере общественного сознания. В обществе, характеризующемся чрезвычайной неоднородностью, преобладает потребительское отношение к природе и привыкание к острым экологическим проблемам территории. Иначе говоря, значительная часть социума готова меньше жить и больше болеть, вкушая максимум возможных «благ» техногенной цивилизации.

Отсутствует понимание того, что процветание отдельных отраслей, предприятий, бизнесменов, происходит за счет другой части населения, вынужденной расплачиваться отпущенными и на их долю дарами природы, в том числе и биологическими, имеющими вполне конкретное денежное выражение. Не случайно в настоящий момент широкое распространение получили концепции списания межгосударственных долгов по принципу – «долги в обмен на сохранение БР».

На наш взгляд, единой целью стратегии сохранения биоразнообразия в Кемеровской области может быть следующее положение – Сохранение или восстановление естественных экосистем в объеме, способном обеспечить их устойчивое функционирование и неистощительное использование, а также сохранение, или восстановление разнообразия измененных человеком форм живых организмов и экосистем в объеме, обеспечивающем развитие эффективного хозяйства и формирования оптимальной среды для жизни общества.

При этом реализуются следующие принципы:

  • Информированное принятие решений. Любое воздействие на окружающую среду должно иметь строгое научное обоснование, целесообразность его оценивается экспертным путем.
  • Учет потенциальной экологической опасности. Недопустимо нанесение заведомо необратимого ущерба БР территории. Экологическая безопасность любой деятельности должна быть доказана.
  • Сотрудничество и распределение ответственности внутри общества. Устойчивость развития территорий достигается путем согласования интересов различных групп населения, ведения переговоров, перераспределением ресурсов между предпринимателями и местным сообществом. Гласное принятие решений по эксплуатации природных богатств.
  • Всемерное развитие и поддержка культурных ценностей, в том числе и религиозных, как духовной основы сохранения БР.
  • Учет территориальной специфичности. Необходим дифференцированный подход к выбору приоритетных задач сохранения БР, учитывающий неоднородность Кемеровской области, в которой следует выделить как минимум три зоны.
    1. Зона строгого сохранения и неистощительного использования типичных экосистем территории, характеризующаяся наличием максимально полного спектра БР региона. В настоящее время - это территории заповедника «Кузнецкий Алатау» и прилегающих районов горного массива, где осуществляются традиционные виды природопользования, не нарушающие естественного баланса экосистем. Особое место занимает Шорский национальный парк. Здесь должна быть реализована программа сохранения культурного БР, соответствующего традиционному укладу жизни коренного населения, под которым понимается не бесконтрольное хозяйствование местных общин, а всемерная поддержка традиционных природосберегающих форм хозяйства, аборигенных пород скота и сортов растений, всего уклада жизни таежных охотников, рыболовов и земледельцев – уникальной части всемирного культурного наследия человечества.
    2. Зона сельскохозяйственного использования. Здесь также реализуется поддержка природосберегающих форм хозяйства. Объектом сохранения является прежде всего культурное БР: агросистемы, экосистемы населенных пунктов, водохранилищ, лесных массивов и др.
    3. Зона урбанизированных промышленных агломераций с коренным образом измененными экосистемами. Здесь осуществляется программа оптимизации функционирования предприятий с последовательным уменьшением выброса отходов в окружающую среду. Рекультивация ландшафтов.

Решение практических проблем сохранения БР должно строиться на двух принципиальных биологических подходах – популяционно-видовом и экосистемном.

Популяционно-видовой подход предполагает следующие объекты: организм, популяция, вид.

Экосистемный подход предполагает рассмотрение следующих объектов:

  1. Сообщества организмов, как разнообразие видов и жизненных форм. Их взаимодействия.
  2. Экосистема, как разнообразие видов, сообществ и абиотических компонентов – биотопов. Последние, не являясь биосистемами, рассматриваются как важнейший элемент при решении задач по сохранению БР.
  3. Комплекс территориально-сопряженных экосистем. Объект сохранения – разнообразие экосистем.
  4. Биосфера, как глобальное разнообразие живых форм и их систем.

Существуют два основных способа сохранения биоразнообразия – вне типичной среды обитания (ex-situ) и – в типичной среде обитания (in-situ).

В Кемеровской области первый способ применим (и уже используется) прежде всего при сохранении ботанических объектов – в лесных питомниках, ботанических садах и т. д. Однако наиболее важным является второй способ, позволяющий осуществить комплексное сохранение БР территории.

Здесь приоритетными объектами в области, на видовом уровне, являются: редкие, исчезающие и мигрирующие виды, прежде всего виды, включенные в различные Красные Книги, а также хозяйственно-полезные и ресурсные виды – объекты добычи. Это промысловые виды зверей и птиц, рыболовные объекты, лекарственные растения, дикоросы, ценные породы деревьев. На экосистемном уровне – это, прежде всего, лесостепные и степные участки, исторически подвергавшиеся усиленной эксплуатации, а также островные территории – гольцы, участки с реликтовой растительностью, памятники природы (например, Липовый остров). К сожалению, пока в области нет участков строгой охраны степных ландшафтов (заповедников и национальных парков).

Основными мерами по сохранению БР в регионе могут быть:

  • создание флористического и фаунистического кадастра в единой региональной базе данных, например, при Комитете природных ресурсов области;
  • восстановление естественной среды обитания организмов;
  • реставрация разрушенных экосистем;
  • базирующееся на строгом научном контроле регулирование антропогенной нагрузки на сообщества и экосистемы, прежде всего, – осуществление научного подхода к изъятию биологических объектов из среды обитания;
  • контроль и регулирование состава и структуры сообществ;
  • реинтродукция исчезнувших форм;
  • предотвращение заноса чужеродных элементов и предотвращение выхода генетически измененных человеком элементов из агроценозов, водоемов, урбанизированных экосистем в естественную среду обитания аборигенных форм;
  • осуществление контроля за интродукцией в лесном и охотничьем хозяйствах;
  • дальнейшее развитие и поддержание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) области с учетом реальной ситуации. Осуществление мониторинга популяций и экосистем ООПТ. Ведение «Летописей природы» различного уровня;
  • территориальное планирование с учетом сохранения БР;
  • конструирование устойчивых экосистем с учетом сохранения БР;
  • всемерная поддержка местных экологических движений, инициатив общественности. Участие в общероссийских и международных программах по сохранению БР. Вовлечение более широких слоев населения, предпринимателей в конструктивное партнерство в сфере сохранения БР, например, в рамках присоединения к Общественному договору о сохранении живой природы.

Социально–экономические механизмы реализации стратегии предполагают следующие принципы их использования.

Прежде всего – это формирование общественного сознания, что диктует необходимость внедрения норм сохранения БР в культуру, развитие гуманного отношения к живой природе, повышение биологической и экологической грамотности населения, формирование ответственной и активной позиции граждан по отношению к природе.

Важно отметить внедрение норм сохранения живой природы в практику принятия административных решений, т. е. определенная «экологизация» управленческого аппарата, часто рассматривающего природоохранные ограничения, как тормоз для получения практических результатов своей деятельности. Здесь особую роль должны сыграть экономические и правовые механизмы. К сожалению, до сих пор современная экономика рассматривает эффективность хозяйственного комплекса и охрану природы, как две автономные проблемы. Для движения к устойчивому развитию необходим переход к эколого-экономическому подходу, рассматривающему природу не как источник ресурсов, а как базовую систему, сохранность и эффективность которой определяет устойчивое развитие экономики. Необходимо экономическое стимулирование сохранения БР. Повышение доли налогов за использование природных ресурсов, включая землю, при сохранении общей доли налогов. Переход отраслей, эксплуатирующих природные биоресурсы, на принципы неистощительного их использования. Например, – переход от сбора дикорастущих лекарственных трав к выращиванию их на соответствующих плантациях. Переход от примитивно потребительских форм спортивной охоты (в отличие от промысловой) – к дичеразведению, зверофермам, биотехники и.т.д. Поддержка традиционных, природосберегающих форм хозяйства. Углубление переработки сырья. Стимулирование использования критериев экологической безопаcности производства и товаров для повышения их конкурентоспособности, а также ряд других направлений.

В области правовых механизмов реализации стратегии сохранения БР прежде всего существует проблема невыполнения уже имеющихся нормативных актов на фоне, в принципе, неплохо отработанного законодательства. Часто закон бывает принят, однако процесс применения (процессуальность) не отработана в полной мере, что приводит к уходу от ответственности нарушителей экологических норм, особенно при наличии квалифицированной и хорошо оплачиваемой юридической поддержки. Для усиления эффективности применения законодательства в области сохранения БР необходимо регулярное издание методической, прежде всего, адаптированной юридической литературы, рассчитанной на инспекторов и юристов–практиков, регулярное проведение семинаров и конференций на областном и региональном уровнях, широкий обмен опытом и совместное проведение инспекторских рейдов в сопредельных территориях.

В сфере научного обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия наиболее актуальным представляется стимулирование инвентаризационных работ, а также создание действенной системы мониторинга, построенной по индикаторному принципу и соответствующей критериям эффективности, экономичности и репрезентативности. Мы полагаем, что данная система будет непременно включать элементы уже имеющихся систем мониторинга охотничьих видов животных и ресурсных видов растений, как единственно функционирующих в настоящее время на регулярной основе. Благополучие охотничьих видов также во многом определяется состоянием нижележащих звеньев трофических цепей, представляющих основной объем БР, что делает их особенно удобным индикаторным объектом. Также необходимо продолжение инвентаризационных работ, прежде всего в районах с высокой степенью деградации экосистем, создание областной системы мониторинга БР, включающей в себя:

  1. Областной информационный центр БР.
  2. Систему отраслевого учета биоресурсов.
  3. Систему мониторинга ООПТ.
  4. Элементы контроля в зонах компактного проживания коренных народов.

Особое значение проблема сохранения БР имеет для традиционных обществ – коренного и старожильческого населения. Если для современного социума влияние обеднения БР проявляется опосредованно, через поэтапную духовную и физическую деградацию, то разрушение среды обитания для коренных народов имеет катастрофические последствия, выбивая у них почву из под ног, ликвидируя основы уклада жизни: промысловую охоту, оленеводство, пчеловодство и традиционное земледелие. К сожалению, новейшая история сибирской и дальневосточной России богата примерами разрушения традиционного образа жизни и фактического истребления ряда этносов. Крайне малочисленными стали за это время эвенки, телеуты, тофы, нигидальцы, юкагиры. О последних средневековый автор писал: «…костров юкагирских, как звезд на небе…». Практически традиционное общество можно разрушить не только за жизнь одного поколения, а за один год, в связи с этим мероприятия по решению проблемы сохранения БР, в том числе и культурного БР, в зонах компактного проживания коренных народов должны носить первоочередной характер.

Для осуществления мероприятий по сохранению биологического разнообразия области мы полагаем целесообразным создание специального Совета по сохранению БР при Администрации области, в состав которого должны входить ведущие специалисты и лица, ответственные за принятие решений.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов