Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 7-8 (66-67) > НА ЗАМЕТКУ ЭКОЛОГУ

Развитие новой WWW-сети образовательного экомониторинга

А. Г. Муравьев, В. Ю. Чижов,
Научно-производственное объединение ЗАО «Крисмас+», Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Одним из примеров интеграции опыта в области эколого-образовательной работы в направлении экологических исследований и мониторинга является создание интернет-баз данных о состоянии окружающей среды. Наиболее «продвинутым» образцом такого рода является международная программа «ГЛОУБ» («Глобальное изучение и наблюдение для улучшения окружающей среды»), которая родилась в США, получила там статус государственной программы (http://www.globe.gov) и нашла участников во многих странах. Программа «ГЛОУБ» имеет хорошо проработанный методический аппарат и унифицированные показатели, однако трудности доступа к информационным модулям и «англоязычность» ограничивают свободное участие российских детских коллективов в работе по программе. Кроме того, характерным моментом для эколого-образовательной работы является ориентация на интеграцию в изучении региональных проблем. Иначе говоря, для Северо-западного региона и Санкт-Петербурга актуальным является работа молодежи по аналогичным (в принципе) программам школьного экологического мониторинга с выдачей получаемых данных в региональную информационно-образовательную базу.

Именно такая программа и создана в 2000 г. (точнее говоря, работа над ней продолжается) при объединении усилий многих организаций и специалистов. В их числе – Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (специализированный центр новых информационных технологий), НПО «Росучприбор», Министерство образования РФ, ГНИИ ИТТ «Информика», НПО «Крисмас+», Федерация экологического образования Санкт-Петербурга. Программа получила название «Образовательный экологический мониторинг» и размещена по адресу: http://www.eco-edu.spb.ru/.

Структура сайта: цели и задачи проекта (на русском и английском языках), организаторы и участники с контактными данными, результаты мониторинга, страница ввода параметров, справочное руководство, оборудование для мониторинга, библиотека экологических интернет-сайтов, обратная связь.

«Презентация» нового интернет-сайта состоялась в ноябре 2000 г. в Санкт-Петербурге на 2 Всероссийском научно-методическом семинаре «Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений», проводившемся Федерацией экологического образования Санкт-Петербурга.

На VII Международной конференции по экологическому образованию «Развитие детского и молодежного экологического движения», проходившей под эгидой Международного Зеленого Креста (Санкт-Петербург, 27-29 июня 2001 г.) новый интернет-сайт привлек большое внимание участников. На конференции было высказано предложение создать возможность размещения на сайте материалов участников под рубрикой «Обучение и опыт», и теперь каждый может бесплатно разместить свои материалы (http://www.eco-edu.spb.ru/help/letters/index.html).

Главной целью новой сети экообразовательного мониторинга было и остается приобщение молодежи к мониторингу по оценке состояния окружающей среды своего региона, хотя жизнь значительно изменила первоначальную концепцию сайта: теперь это информационно-методический ресурс, интересный для потенциальных участников из любого региона. Участниками сети могут быть образовательные учреждения разных видов, от школьного до высшего образования, детские и молодежные коллективы, общественные организации и движения любого региона России и других стран.

Работа по программе предполагается многоэтапной и продолжительной. Здесь наглядно реализуется тезис о том, что эколого-образовательный мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, имеющая прочную мотивационную основу. Так, на начальном этапе, по имеющимся и опубликованным данным, проводится анализ экологической ситуации и составляется первичная экологическая карта района изучения и карта-схема отбора проб. Изготавливаются учебно-методические и организационные материалы по детскому экологическому мониторингу и ими обеспечиваются участники проекта. Предусмотрено обучение учителей групп учащихся, работающих по проекту, на базе учебно-технологического центра «Учебное оборудование» (ЗАО «Крисмас+»). Определяются показатели экологического состояния окружающей среды – те, которые в состоянии выполнить силами детских коллективов (практически это группы учащихся под руководством педагога). Полученная экологическая информация вводится в базу данных сайта и становится общедоступной; ею дополняются составленные ранее экологические карты (территорий, районов, города в целом). Разрабатываются рекомендации по улучшению экологической ситуации, проводится общественное обсуждение мер совместно с общественностью, районными администрациями и городскими комитетами.

Чего греха таить, подобная работа сильно сдерживается отсутствием компьютеров в школах, точнее – у педагогов, занимающихся практически с детьми. Не обладают учителя часто и соответствующими навыками работы в сети. Тем более важным является технологическое обучение педагогов, предусмотренное в центре «Учебное оборудование». Центр проводит обучение, стажировку и консультирование учителей школ, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов приемам и методам работы с оборудованием для учебных экологических исследований и мониторинга состояния воды и водных объектов, воздушной среды, почвы, продуктов питания, флоры и фауны, поставляемым НПО ЗАО «Крисмас+». Базой для проведется занятий является школа № 309 (Санкт-Петербург, ул. Константина Заслонова, 6).

Подобную эколого-образовательную работу, с обращением к данным в общедоступных интернет-базах, сегодня можно рассматривать как одно из перспективных направлений развития региональной системы образования. Такая работа позволяет максимально развивать детскую инициативу, интегрироваться в региональный, отечественный и международный опыт, и обеспечивает, в конечном итоге, высокий уровень образования с его передовыми технологиями.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов