Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (68) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Экологические аспекты природопользования

Сенкус В. В.,
заведующий кафедрой экологии и естествознания НФИ КемГУ, доктор технических наук, профессор.
Майер В. Ф.,
аспирант кафедры экологии и естествознания НФИ КемГУ

В концепции экологической политики Кемеровской области выдвигаются общие принципы природопользования, которые включают снижение потребления, комплексное использование природных и вторичных ресурсов, их лимитирование и лицензирование, а также экологическое планирование добычи и переработки.

Это обусловлено тем, что природоохранная политика ориентировалась на ликвидацию отрицательных последствий хозяйственной деятельности в окружающей среде. Основные усилия концентрировались на устранении не причин, порождающих экологические проблемы, а их следствий – внешних проявлений.

Эффективная экологическая политика должна быть направлена на предупреждение возможных негативных воздействий антропогенной деятельности на окружающую среду и реализоваться на ранних стадиях обоснования и принятия решений, причем необходимо учитывать, что к нерешенным экологическим проблемам «первого поколения» (загрязнение атмосферы и водных источников, эрозия почв, обезлесивание, исчезновение редких биологических видов и т. д.) подступают проблемы «второго поколения» (сбережение растительного и животного мира, сохранение целостности экосистем и экологических процессов, поддерживающих существование человечества, климатические изменения и т. д.).

Понятие природных ресурсов включает в себя многочисленное разнообразие, относящееся к атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере и в общепринятых понятиях: воздуху, воде, земле и недрам. Природный ресурс рассматривается под углом зрения использования в народном хозяйстве, а экологические аспекты остаются пределами обсуждений, что неизбежно приводит к усилению антропогенной нагрузки на природную среду и обострению экологических проблем.

Каждый ресурс, возобновляемый или не возобновляемый, требует специальной технологии добычи и переработки, чтобы обеспечить сбережение количественного его множества. Это не позволяет сделать анализ ресурсосберегающих технологий в полном объеме, поэтому можно говорить о ресурсосберегающих принципах, на которых должны базироваться технологии.

Основными принципами являются:

  1. Для не возобновляемых ресурсов:
    • внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
    • замещение дефицитных природных ресурсов на альтернативные и использование вторичного сырья;
    • вовлечение в производство попутных ресурсов и глубокая переработка основного ресурса.
  2. Для возобновляемых ресурсов:
    • соблюдение лимитов и квот использования;
    • преобладание восстановления ресурса над его использованием.
  3. Для водных ресурсов:
    • полное использование воды в технологических циклах;
    • сбор и очистка сбросов до ПДК с учетом комплексного воздействия загрязнения.
  4. Для недр и земельных ресурсов:
    • внедрение технологий, обеспечивающих эффективное использование попутных ресурсов, поверхности земли;
    • рекультивацию и восстановление нарушенных земель.

При обсуждении ранга приоритетов принципы выстроились в следующем порядке: снижение потребления природных ресурсов; вовлечение в производство вторичных ресурсов; рациональное использование и глубокая переработка природных ресурсов; охрана и восстановление природных ресурсов; снижение последствий техногенных воздействий; получение энергии из альтернативных источников.

Для решения проблем, сформулированных на основе общих принципов, необходимо широкое внедрение ресурсосберегающих технологий и усиление природоохранных мероприятий, а также рациональное лимитирование объемов добычи природных ресурсов с учетом времени их восстановления и глубины комплексной переработки.

В настоящее время нет оснований для возникновения глобальных экологических катастроф в результате антропогенных нарушений. Однако отчетливее выявляется потребность в эффективных международных процедурах и механизмах, которые обеспечивают рациональное использование ресурсов планеты, как общечеловеческого достояния.

Современный уровень развития производительных сил и представления о взаимосвязи развития общества и природы требуют преодоления исторически сложившегося утилитарного подхода к природопользованию, который имеет место в планировании. Мероприятия плана, направленные на рационализацию процессов природопользования, осуществляются в интересах отдельных (ведущих) потребителей природных ресурсов. В результате – часты факты эксплуатации отдельных полезных свойств природы какой-либо отраслью хозяйства, приводящие к деградации окружающей среды. Причем первоначальная рентабельность преобразовательских мероприятий, как правило, вуалирует последующие потери. Извлечение пользы из природы всегда сопровождается изменениями ее свойств, которые воспринимаются другими пользователями, а через некоторое время и самим пользователем, как негативные.

Сложившаяся система планирования не обеспечивает решение проблем природопользования в их единстве и взаимосвязи с процессами развития общественного производства. Природоохранная деятельность фигурирует в виде заданных мероприятий и в лучшем случае отражает требования общества к качеству отдельных элементов окружающей природной среды, но не оказывает никакого управляющего воздействия на результаты развития общественного производства. Аналогичное положение наблюдается и с использованием вторичных ресурсов, потребление которых не учитывается при обосновании общей потребности в предметах труда. Данный подход к принятию планово-экономических решений приводит к тому, что такие важнейшие, тесно взаимосвязанные, экономические и социальные проблемы, как рациональное использование природных ресурсов, улучшение качества окружающей среды, вовлечение в хозяйственный оборот отходов потребления рассматриваются и решаются изолированно друг от друга, что обусловливается отсутствием комплексного, системного подхода к решению экономических проблем.

Совершенствование планового ведения и управления ресурсами требует усиления разумного начала во взаимодействии с природной средой. Выбор критерия «разумности природопользования» обусловливает необходимость проследить систему цепных реакций на антропогенное воздействие и не только в природе, но и в отраслях производства, включая здоровье людей. Этот подход убеждает в том, что критерием не может выступать требование «неизменяемости природы». Данное положение признают многие советские и зарубежные исследователи. Осознание неизбежности антропогенных изменений окружающей среды должно быть положено в основу реалистической политики природопользования. При этом требование «сохранения ресурсовоспроизводящей способности природной среды», ее способность выступать в роли системы, воспроизводящей условия жизни людей, должно стать главным в процессе перестройки планирования природопользования.

Переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства заставляет по-новому взглянуть на проблемы планирования. Можно утверждать, что успешное управление общественным производством предполагает интегрирование методов планирования экономического развития с методами анализа закономерностей природных процессов и определение на этой основе стратегии развития общества в долгосрочном плане.

Взаимообусловленность социально-экономического развития и качественного состояния природных ресурсов приводит к тому, что планирование общественного производства как эколого-экономической системы, должно обеспечить расширенное воспроизводство ресурсов окружающей природной среды и их комплексное использование. Это характеризуется минимальным изъятием новых порций естественных ресурсов из природы и наивысшей экономической отдачей в рамках сохранения целесообразного экологического равновесия. Такой подход к планированию базируется на понимании глубокой, интегральной связи всех компонентов природной среды, необходимости поддержания динамического баланса вещества и энергии на определенной площади земной поверхности, признании нереальности усиленной эксплуатации одних ресурсов без изменения качественного состояния других. Для характеристики неразрывной связи в рамках целостной эколого-экономической системы, предлагается использовать понятие природно-ресурсного потенциала как всеобщей совокупности элементов окружающей среды. В данном случае природно-ресурсный потенциал рассматривается не только как совокупность материальных природных ресурсов, участвующих в процессе труда в виде средств производства, в него включаются и другие ресурсы экосистемы, обеспечивающие удовлетворение всего комплекса рациональных потребностей людей (здоровье, отдых и т. п.).

Характер и масштабы процесса воспроизводства природно-ресурсного потенциала в основном определяются социально-экономическими потребностями общества. Они обусловливают диалектику развития природно-ресурсного потенциала, которая в общих чертах может быть представлена следующим образом. Развитие производительных сил предопределяет вовлечение в производство новых, все возрастающих порций природных ресурсов, повышается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду, одновременно с увеличением объема труда общество сужает возможность дальнейшего развития производства. Возникает дефицит отдельных видов природных ресурсов, снижается качество окружающей среды и, как следствие, ухудшаются условия воспроизводства человека, как биологического вида, что выступает побуждающим мотивом для изменения способа природопользования. С накоплением сведений о характере и масштабах антропогенного влияния на отдельные составляющие природно-ресурсного потенциала, человека и созданные им блага, общество принимает меры, направленные на ограничение и ликвидацию негативных последствий производственно-хозяйственной деятельности, осуществляет переход к ресурсосберегающим способам удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время выразителем общественных потребностей в использовании природно-ресурсного потенциала, как правило, выступают природоэксплуатирующие отрасли народного хозяйства, что ослабляет, а нередко сводит на нет управляющее воздействие на ход процесса воспроизводства ресурсов окружающей природной среды.

Принятие решений, связанных с управлением процессом воспроизводства природно-ресурсного потенциала в регионе, должно опираться на учет экономических, социально-демографических и природно-климатических факторов. Оценка их влияния на качество окружающей среды определяет характер и масштабы эксплуатации природных ресурсов, степень развития экологической инфраструктуры. При воспроизводстве природно-ресурсного потенциала критерием оптимальности проводимых мероприятий может выступать достижение целесообразного экологического равновесия на рассматриваемой территории. Показатели, отражающие это состояние, необходимо определять на базе конкретных условий использования природно-ресурсного потенциала. Оно должно отражать качество среды обитания, которое в равной степени обеспечивает удовлетворение производственных, духовных и физиологических потребностей человека.

Условия воспроизводства природно-ресурсного потенциала оказывают непосредственное влияние на эффективность общественного производства. В этом плане определение природно-ресурсного потенциала можно рассматривать как оценку одной из предпосылок ускорения социально-экономического развития. Количественная оценка природно-ресурсного потенциала, определяемая в процессе разработки плана его воспроизводства, показывает возможные масштабы вовлечения в общественное производство ресурсов биосферы.

Оценка отдельных составляющих природно-ресурсного потенциала может быть выражена в натурально-вещественной и стоимостной форме. К натурально-вещественным показателям, характеризующим величину природно-ресурсного потенциала, например, относятся: площадь сельскохозяйственных угодий, разведанные запасы полезных ископаемых, ресурсы пресных вод и др. Качественное состояние отражают показатели: плодородия сельскохозяйственных земель, содержания ценных компонентов в руде, качества вод, атмосферного воздуха и т.п. Они широко применяются в практике для обоснования различных планово-проектных решений в сфере природопользования.

В настоящее время существует целый ряд методологических подходов к экономической оценке природных ресурсов, которые можно свести к двум направлениям.

В первом величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение, в котором упускается из виду, что на практике реальные стоимостные отношения могут иметь место, когда на воспроизводство ресурсов природной среды не затрачивается человеческий труд.

Другой подход к оценке природных ресурсов базируется на концепции дифференциальной ренты, которая рассматривается как мера народнохозяйственного эффекта от эксплуатации оцениваемого ресурса. Дифференциальная рента исчисляется как разность между ценностью продукции природоэксплуатирующих отраслей и уровнем индивидуальных затрат на ее производство при использовании оцениваемого природного ресурса. Ценность продукции в данном случае определяется уровнем замыкающих затрат, которые характеризуют норматив предельно допустимых затрат на прирост производства продукции природоэксплуатирующих отраслей. Этот подход нашел широкое распространение, его используют для оценки природно-ресурсного потенциала, он предполагает учет в замыкающих затратах требований, накладываемых условиями воспроизводства природных ресурсов. В этом случае экономические оценки ресурсов отражают результаты воспроизводства природно-ресурсного потенциала. Правомерность утверждения подтверждается тем, что экономическая оценка природных ресурсов характеризует потенциальный (максимально возможный при данном уровне развития производительных сил) народнохозяйственный эффект от их использования, при этом эффект ресурсооценочных работ определяется в зависимости от величины ресурса, его качества и ограничений. Такая оценка природно-ресурсного потенциала, позволяет определить величину природно-ресурсного потенциала фактический эффект (чистым доходом), полученный от эксплуатации ресурсов.

Расширение сырьевой базы производства является в современных условиях преобладающей целью освоения новых территорий. В настоящее время удельный вес новых районов в добывающей промышленности составляет около 15 %, а по отдельным видам сырья – до 30-50 % и более. Разработка многих видов природных ресурсов в новых районах обеспечивает более высокую отраслевую эффективность за счет высокой концентрации природных ресурсов, благоприятных условий их разработки, высокого качества добываемого сырья, что позволяет получить значительную экономию. Существующий подход к освоению природных ресурсов ведет к их нерациональному использованию и обостряет экологические проблемы региона.

В современных условиях возрастает значимость комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов, под которыми понимается наиболее полная разработка месторождений (использование пород вскрытия, вмещающих пород, извлечение в экономически оправданных пределах всех полезных компонентов), глубокая переработка исходного сырья и утилизация отходов, многоцелевое использование ресурсов. Комплексное использование месторождений является одним из важнейших путей повышения эффективности затрат в их освоение. Многочисленными исследованиями экономической эффективности разработки многокомпонентных месторождений полезных ископаемых доказана более высокая эффективность извлечения, помимо основного компонента, нескольких полезных составляющих, что ставит задачу изучения экономической целесообразности и технологических возможностей их извлечения и использования.

В условиях Кузбасса прослеживается тенденция на добычу основного компонента месторождений, что связано с практикой планирования и отраслевой принадлежностью предприятий, которые не заинтересованы в добыче и переработке непрофильной продукции. Месторождение признается комплексным по заключению Государственной комиссии по запасам на основе геолого-экономической оценки, наличия эффективной техники и технологии для добычи и переработки комплексного сырья. При этом практика финансирования и организации геологоразведочных работ под определенный вид минерального сырья и отраслевая принадлежность геологоразведочных организаций приводят к тому, что сопутствующие компоненты, содержащиеся в промышленных концентрациях в комплексных месторождениях, оказываются излишними по отношению к определенным объемам потребностей народного хозяйства в рамках конкретного периода, поэтому отработка месторождений ведется выборочно по наиболее богатым участкам. Такая практика приводит к безвозвратным потерям ценных полезных компонентов месторождений или к повторной разработке месторождений по мере изменения кондиций минерального сырья, что обходится значительно дороже.

Природная среда выступает источником ресурсов, приемником отходов жизнедеятельности человека и сферой, в которой осуществляется жизненная и производственная деятельность людей. Элементы этой сферы: вода, растительный покров, воздух, выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются потребительскими благами и обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека как биологического вида, участвуют в воспроизводстве рабочей силы, а с другой – компонентами производственных процессов и выступают как фактор роста общественного производства.

Такой подход позволяет разделить экосистему региона на ряд зон, в зависимости от их функционального назначения (табл. 1).

Таблица 1
ЗонаХарактеристика зоны
1. Воспроизводство ресурсовЭкотоп, являющийся источником воды для производственных и бытовых нужд, воздуха для дыхания и производственных нужд, минеральных ресурсов и топлива; энергия солнца, микроклиматические условия, природная естественная среда обитания и производственной деятельности.
2. ПроизводственнаяПространство, в котором осуществляется трудовая деятельность по производству средств производства, добыче сырья и топлива, энергии, производства предметов потребления и продуктов питания
3. Рассеивание выбросовСанитарно-защитная зона для рассеивания выбросов в атмосферу от организованных и неорганизованных выбросов производственной зоны
4. Восстановление трудовых ресурсовСелитебная зона, включающая в себя искусственную среду обитания (жилища, городской микроклимат, социально-культурные здания и сооружения) и природную (естественную) среду
5. Производство продуктов питанияТерритории сельскохозяйственных предприятий, подсобные хозяйства, садовые товарищества, приусадебные участки и др.
6. Переработка, деструкция и складирование отходовТерритории предприятий по переработке бытовых и производственных отходов, свалки, отвалы, пруды-накопители, прочие зоны накопления и деструкции отходов
7. Эвакуация отходовВоздушные, водные и транспортные потоки транспортировки отходов производства и жизнедеятельности на территорию региона и за ее пределы
8. Рекреация населенияПарковые и лесопарковые зоны отдыха населения, природные зоны
9. Ассимиляция отходовТерритория города и природная зона, в которых происходит естественное рассеивание выбросов (в том числе и санитарнозащитная зона)
10. Воспроизводство биоценозаЗаповедники, заказники, природные комплексы государственного фонда

Деление региона на зоны производится условно, так как они не имеют четко выраженных границ, могут пересекаться и совпадать. Однако при зональном подходе можно формировать требования к величине антропогенного давления на экосистему и определить качественные и количественные характеристики параметров, подлежащих контролю с целью управления ее качеством.

Например, при совпадении селитебной зоны и зоны рассеивания выбросов уровень антропогенного давления на эти зоны должен быть ограничен уровнем допустимым для селитебной зоны. В большинстве случаев зоны восстановления трудовых ресурсов, рекреации населения и переработки отходов пересекаются или совпадают, поэтому требования к величинам допустимых нагрузок на зоны должны быть самыми жесткими для перечисленных зон. Идеальным вариантом можно считать такой, при котором зоны имеют четкие границы и соответствуют критериям их качества. Реальная ситуация подтверждает пересечение или совпадение зон, что усложняет контроль и управление состоянием природной среды в регионе.

Анализ способов хозяйственной деятельности в регионе при всем их многообразии можно подразделить на два вида по степени использования природного комплекса.

Первый, при котором основным критерием является максимизация производства продукции при минимизации издержек. Эффект достигается за счет роста потребления природных ресурсов и увеличения «давления» на окружающую среду.

При втором способе – основным критерием деятельности является получение такого количества продукции, при котором потребление природных ресурсов минимизируется.

Примером первого подхода могут служить такие регионы как Донбасс, Кузбасс или другие, с развитыми добывающими отраслями и отраслями тяжелой промышленности. Второй подход характерен для использования заповедных зон.

Принципы рационального природопользования требуют, чтобы любое нарушение природных процессов производилось на основе баланса, т. е. нарушение природного комплекса зоны региона должно компенсироваться увеличением продуктивности других зон. Это накладывает ограничения на интенсивность вторжения в природный комплекс и на уровень развития хозяйственной деятельности.

В настоящее время задачей большой экономической и социальной значимости стала задача изменения отношения к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Один из аспектов задачи – согласование перспектив развития народного хозяйства и охраны окружающей среды с рациональным использованием природных ресурсов.

Развитие материального производства сопровождается увеличением масштабов выхода различных отходов, возникающих в результате нерационального и некомплексного использования сырьевых ресурсов. На удаление отходов расходуются средства, достигающие 10 % стоимости производимой продукции.

Выход отходов производства в год по Кемеровской области составляет (по основным видам): золы и шлаки тепловых электростанций – 2,8 млн. т, отходы добычи и обогащения углей – более 450 млн. т, шлаки доменные – 4 млн. т, шлаки сталеплавильные – около 2 млн. т, шламы металлургических производств – около 1 млн. т, отходы черных и цветных металлов – около 3.5 млн. т, отходы химических производств – более 300 тыс. т, отходы полимеров и пластических масс – около 7 тыс. т, древесные отходы – 700 тыс.т, отработанные нефтепродукты – более 45 тыс. т, вторичные текстильные материалы – около 3 тыс. т, пищевые отходы – около 135 тыс. т.

Уровень повторного вовлечения отходов в народнохозяйственный оборот составляет по основным видам отходов: золы и шлаки тепловых электростанций – 9 %, отходы добычи и обогащения углей – 23 %, шлаки доменные – 83 %, шлаки сталеплавильные – 123 % (за счет использования отходов, скопившихся в отвалах), шламы металлургических производств – (%, отходы черных и цветных металлов – 100 %, отходы химических производств – 76 %, отходы полимеров и пластических масс – 79 %, резиносодержащие отходы – 32 %, древесные отходы – 60 %, отработанные нефтепродукты – 50 %, вторичные текстильные материалы – 75 %, пищевые отходы – 98 %.

Никакие меры планирования и регулирования не обеспечат 100%-ного вовлечения вторичных ресурсов, если не будет достигнуто повышение их качественных характеристик. Эти характеристики должны соответствовать качеству первичных ресурсов, а цены должны соответствовать тому, чтобы вторичные ресурсы (если они худшего качества) обходились дешевле потребителю.

В настоящее время этой корреляции между ценами и качественными характеристиками вторичных ресурсов не наблюдается. Потребитель будет отвергать вторичные ресурсы до тех пор, пока они не обеспечат ему эквивалентный экономический эффект.

Вторичные материальные ресурсы в отличие от первичных имеют обратное соотношение между спросом и предложением. Если первичными ресурсами занимаются государственные органы, министерства и ведомства с целью сократить дефицит по отдельным видам сырьевых и материальных ресурсов, вторичные материальные ресурсы, требующие небольших затрат на подготовку к промышленному использованию не находят спроса. Он слабо расширяется даже там, где можно и необходимо применять вторичные материальные ресурсы. Дальше начинает действовать специфика хозяйственного механизма вовлечения в оборот отходов производства и потребления. Вторичные материальные ресурсы дешевле, следовательно, производство продукции из вторичного сырья автоматически ведет производителя к уменьшению объемов реализации.

Существует объективная необходимость в комплексном подходе к решению проблемы использования отходов производства и потребления, который должен лежать в основе разработки региональной программы использования отходов производства и потребления. Продолжительность реализации программы выходит за рамки среднесрочных и долгосрочных планов, а возможность использования вторичных материальных ресурсов носит межотраслевой характер.

В региональной комплексной программе должно быть учтено значение использования вторичного сырья, многие виды которого могут и должны стать важнейшим сырьевым источником для отраслей хозяйства области. Целью в работе с вторичными материальными ресурсами должно быть высвобождение первичного сырья и материалов, повышение удельного веса вторичного сырья в производственном потреблении.

Для охраны природных ресурсов основной задачей является контроль и получение информации о качестве природных ресурсов с целью сохранения или увеличения уровня производства.

Система контроля состояния природной среды промышленного региона при решении задачи сохранения и воспроизводства трудовых и природных ресурсов должна вести оперативный контроль за состоянием атмосферного воздуха и водоемов, а также контролировать процессы патологического состояния среды и здоровья населения под действием антропогенных нагрузок. Причем контроль патологии (стратегический контроль) должен опираться на данные «системы контроля здоровья населения» как для оценки качества среды обитания, так и для выработки критериев при управлении качеством среды.

В принципе, системы сбора информации о состоянии природной среды региона должны включать специальные системы сбора и обработки информации и обработанную информацию от различных существующих подсистем мониторинга производственного комплекса региона.

Для контроля необходимо привлечение дополнительной информации из различных учреждений для принятия решения о качестве природной среды и выборки управляющих воздействий. Примерный перечень учреждений приведен в табл. 2.

Таблица 2
Учреждения народного хозяйстваИнформационный поток
1. Отдел здравоохраненияТенденции изменения состояния здоровья населения, как интегральный показатель санитарного качества среды обитания и пищи
2. Коммунальный отделЗатраты на содержание основных жилых фондов, как показатель качества городской сферы
3. Промышленные и энергетические предприятияЗатраты на воздухо- и водоподготовку, как фактор изменения качества водной и воздушной среды под действием антропогенных воздействий, затраты на обезвреживание и утилизацию отходов, на восстановление основных фондов
4. Сельскохозяйственные управленияУровень затрат на поддержание урожайности земель, подверженных антропогенному воздействию
5. ГидрометеослужбаМикроклиматические изменения в регионе под воздействием градостроительных и производственных факторов и за счет изменений ландшафта
6. Мелиоративное хозяйствоРост затрат на мелиорацию земель за счет ухудшения водного режима региона под воздействием хозяйственной деятельности.

Привлечение дополнительной информации для решения хозяйственных и социальных задач поддержания и повышения качества природной среды, а также рационализации природопользования дает возможность снизить затраты на её получение и повысить эффективность управления, что позволяет обеспечить необходимую комплектность управления качеством природной среды региона с развитой промышленностью.

Охрана ресурсов заключается в мониторинге и контроле использования ресурсов, при этом природоохранные мероприятия должны включать восстановление природного ландшафта после добычи природных ресурсов, финансирование которых должно быть заложено в себестоимости сырья.

Введение основных принципов в концепцию экологической политики Кемеровской области позволяет ориентировать направления разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, а также природоохранных мероприятий.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов