Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 10 (69) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Экологическая политика Кузбасса

В рамках состоявшейся в Новокузнецке выставки-ярмарки «Экология Сибири», организованной ЗАО «Кузбасская Ярмарка», 11 октября прошел региональный семинар «Экологическая политика Кузбасса». Семинар был посвящен основным аспектам экологической политики Кемеровской области в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Директор Информационного экологического агентства Е. В. Перфильева представила собравшимся российско-британский проект «Разработка концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности»:

- На основании контракта от 29 сентября 2000 года между Министерством международного развития Великобритании (DFID) и консалтинговой фирмой «Управление ресурсами окружающей среды» (ERM, Лондон) правительство Великобритании предоставило Кемеровской области безвозмездную техническую помощь на реализацию программы: «Россия: общественное участие и природоохранное планирование в Кемеровской области». Срок реализации программы 24 месяца.

В результате должен быть разработан документ «Концепция экологической политики Кемеровской области», который призван послужить рабочим материалом для соответствующих административных решений в области природопользования и для разработки регионального плана действий по охране окружающей среды. К данному документу будут разработаны два приложения:

  1. Приоритеты экологической политики Кемеровской области;
  2. Механизмы реализации приоритетов экологической политики Кемеровской области.

Планом реализации проекта предусмотрено вовлечение широких слоев общественности, природопользователей, различных групп специалистов, занятых вопросами экологии, представителей органов власти, принимающих решения в этой сфере, в процесс создания концепции для выработки согласованных прагматичных и реально осуществимых путей улучшения экологической обстановки в Кузбассе при сложившейся высокой антропогенной нагрузке на окружающую природную среду в условиях экономического роста. Проект направлен также на повышение информированности населения Кемеровской области в сфере экологии.

В настоящее время специалистами рабочих групп на основе всестороннего анализа и приоритезации экологических проблем Кемеровской области подготовлен первый («черновой») вариант проекта концепции. Идет подготовка к его всестороннему обсуждению на общественных форумах в четырех (как минимум) городах области. После получения откликов и их анализа будет подготовлен второй вариант проекта концепции.

Начальник Департамента рационального природопользования и природоохранной деятельности администрации Кемеровской области С. М. Малахов рассказал собравшимся о реорганизации природоохранных структур в правительстве, о законодательной базе структурных реорганизаций, о новых направлениях и приоритетах в контролирующей и природоохранной деятельности Департамента в новых условиях.

Вопросам правового обеспечения экологической политики Кузбасса было посвящено выступление Н. И. Опилат, кандидата юридических наук, доцента кафедры экологического права, трудового права и гражданского процесса Кемеровского государственного университета:

- В процессе разработки концепции экологической политики Кузбасса возник ряд вопросов, ключевым из которых является вопрос о соотношении экологической политики и права. Прежде всего именно экологическая политика должна определять состояние и перспективы развития законодательства, а, с другой стороны, только при помощи «правовых инструментов» возможна ее реализация. При этом следует иметь в виду, что: во-первых, экологическое законодательство по своей структуре не является однородным, оно включает в себя три подсистемы: законодательство, регулирующее отношения в области охраны окружающей природной среды; законодательство, регулирующее отношения в области рационального использования и охраны природных ресурсов; законодательство, регулирующее отношения в области экологической безопастности; и, во-вторых, все, перечисленные выше отношения в соответствии с п.п. «в», «д» к ст. 72 Конституции РФ относятся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. С юридической точки зрения это означает, что существуют два уровня законодательства в этой сфере: законодательство РФ и законодательства субъектов РФ, которые не могут ему противоречить.

При создании «Концепции экологической политики Кемеровской области» следует учитывать принципы, которые в той или иной мере, уже нашли свое отражение в действующем законодательстве: приоритет охраны здоровья нынешнего и будущего поколений; приоритет охраны окружающей природной среды; использование природных ресурсов как основы жизнедеятельности человека; экономизация законодательства, регулирующего экологические отношения; экологизация законодательства, регулирующего хозяйственную и иные сферы деятельности.

В целях достижения максимального эффекта в концепции должны быть четко закреплены приоритеты, среди которых можно выделить общие и специфические, т. е., характерные именно для нашего региона. К первой группе следует отнести разработку нормативно-правовой базы, направленной на совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенствование финансово-экономических механизмов, а также разработку мер, направленных на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

О вкладе загрязнения окружающей среды в заболеваемость и смертность населения Кузбасса, о материальном ущербе от вреда здоровью населения говорилось в докладе А.П. Михайлуца, заведующего кафедрой гигиены труда Кемеровской государственной медицинской академии, доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН:

- 1. В индустриальных городах Кузбасса имеется загрязнение атмосферного воздуха, снега, талых и подземных вод, почвы, сельхозпродуктов, водоисточников за счет выбросов, сбросов и производственных отходов вредными веществами, среди которых регистрируются чрезвычайно и высокоопасные, вызывающие рак, повышающие уровни впервые выявленной заболеваемости и смертности населения. Все это может отрицательно сказываться на состоянии здоровья населения и прежде всего его уязвимых групп.

- 2. Установлены линейные и нелинейные зависимости с сильными и средними по силе связями между загрязнением вредными веществами объектов окружающей среды и уровнями впервые выявленной заболеваемости органов дыхания, систем эндокринной, нервной и кровообращения, органов пищеварения, крови, кожи и подкожной клетчатки, врожденным аномалиям развития у детей, взрослого населения в городах Кузбасса.

- 3. Вклады загрязнения окружающей среды по неполным данным достигают в промышленных городах Кузбасса (Новокузнецк, Кемерово, шахтерские города): в заболеваемости населения раком 0,8-1,2 %; в смертность населения 4,3-10,4 %; в впервые выявленную заболеваемость 7,2-19,6 %.

- 4. Вред, наносимый здоровью граждан при химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды (атмосферный воздух, питьевая вода, пищевые продукты), трансформируется в материальный ущерб. Наиболее распространенными его видами являются: оплата медицинской помощи; необходимость систематически использовать биологически активные добавки и витамины; потери дохода из-за состояния здоровья; ритуальные услуги и погребение; смена места жительства по медицин-ским показаниям.

В настоящее время структура материального ущерба граждан от вреда их здоровью, обусловленного загрязнением окружающей среды, остается в Кузбассе неизученной.

- 5. Размер причиняемого материального ущерба гражданам Кузбасса от вреда их здоровью, обусловленного загрязнением окружающей среды, оценивается (по далеко неполным, ориентировочным данным) в 900-1100 млн. руб. ежегодно. При этом уязвимыми группами являются дети, беременные женщины, лица старшего возраста.

- 6. Проблема заключаются в том: какую величину вклада в заболеваемость и смертность населения считать приемлемой в связи с загрязнением окружающей среды в Кузбассе.


Все, выступавшие на семинаре, были едины в одном: главным направлением экологической, экономической и социальной деятельности должны стать структурные преобразования в промышленности, направленные на сокращение материальных и энергетических потерь в производстве и связанных с ними высоких значений выбросов в окружающую среду в целях снижения техногенного воздействия на нее в условиях роста промышленного производства Кузбасса.

Таким образом, научно обоснованная экологическая политика, разработка нормативно-правовой базы, направленной на совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и природопользования, совершенствование финансово-экономических механизмов, а также разработка мер, направленных на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан и экологически приемлемые технологии в промышленности - вот оптимальный путь развития Кузбасса.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов