Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (70) > ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

Круглый стол

«Реализация экологической доктрины России: Формирование экологически ответственной экономики и модификация системы государственного управления в области охраны окружающей среды»

Проблематика (круг решаемых вопросов):

Одними из наиболее общественно-значимых социально-экономических противостояний последних лет являются вопросы, связанные с обеспечением охраны окружающей среды в ходе экономического развития страны и связанных с ним рыночно ориентированных реформ (ликвидация федеральных государственных природоохранных ведомств, решения по ввозу ОЯТ, попытки изменения статуса и процедур государственной экологической экспертизы и т. п.). В основе данных решений лежит точка зрения ряда отечественных экономистов, считающих, что излишне жесткий государственный (административный) контроль, в том числе - в сфере охраны окружающей среды, препятствует экономическому росту и притоку инвестиций. Кроме того, снижение государственных экологических стандартов может явиться преимуществом России перед странами ЦВЕ в конкуренции за инвестиции Европейского Союза. Эта точка зрения неоднократно озвучивалась в 2000 г. Не случайно в проекте Программы Правительства на 2000-2005 гг., представленном весной 2000 г., раздел по охране окружающей среды просто отсутствовал. Подобная позиция негативным образом сказывается и на инвестиционной политике российских и особенно международных и иностранных социально- и экологически- ответственных инвесторов.

Передача природоохранных функций ведомству «ресурсного» блока вызвала беспрецедентно массовую волну протеста. Десятки глав исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, депутаты Федерального Собрания, конфессии и общественные организации обращались в органы власти и к Президенту с просьбой пересмотреть это решение. В июне 2000 г. Президент поручил Правительству вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности восстановления Госкомэкологии, но в июле Правительство ответило, что такой целесообразности не видит, и вопрос оказался закрытым.

Общественные природоохранные организации инициировали процедуру проведения всенародного референдума и собрали более 2,5 млн. подписей россиян. Центральная избирательная комиссия отказала в проведении референдума из-за несоблюдения формальных правил при сборе подписей - из поданных 2,5 млн. было признано правильно оформленными 1,9 млн. при требуемых 2 млн. подписей. Тем не менее, ЦИК информировала Президента и Федеральное Собрание о том, что миллионы россиян озабочены вопросами, предлагавшимися к вынесению на референдум, в том числе вопросом о необходимости самостоятельного природоохранного ведомства.

Стремясь сбить волну протестов, Администрация Президента в декабре 2000 - январе 2001 года инициировала создание «чучела общественности» - т. е., «Национального экологического форума». Президент В.В. Путин встретился с руководителями данного «форума» и высказал пожелание о разработке «Экологической доктрины России». Созданный ранее неправительственными экологическими организациями общероссийский общественный форум «За природу!» также взялся за разработку проекта «Экологической доктрины России». Проект Доктрины, разработанный Форумом «За природу!», в конце апреля был разослан для обсуждения во все федеральные и региональные органы двух основных ветвей государственной власти, по структурам Министерства природных ресурсов, ученым и неправительственным организациям России, получив более 140 официальных ответов, подавляющее большинство из которых поддерживало данный проект «Экологической Доктрины России». В сентябре 2001 года Администрация Президента обратилась к Форуму «За природу!» с предложением о создании объединенной рабочей группы по доработке «Экологической Доктрины России». Проект объединенной рабочей группы пока не прошел окончательного редактирования и на обсуждение Круглого стола Гражданского Форума выносится проект «Экологической Доктрины России» Форума «За природу!», который был принят в качестве базового при подготовке синтетического варианта.

«Экологическая Доктрина России», даже подписанная Президентом В. В. Путиным, может остаться неработающим документом, призванным демонстрировать озабоченность государственной власти России ее экологическими проблемами накануне Конференции ООН по устойчивому развитию и окружающей среде в Иоганесбурге на фоне разрушения государственного управления в области охраны окружающей среды и отсутствия механизмов экологизации рыночной экономики страны. Чтобы этого не случилось, первостепенное внимание должно быть уделено механизмам реализации «Экологической Доктрины России», в первую очередь в формировании экологически ответственной экономики и оптимизации системы государственного управления в области охраны окружающей среды.

Формирование экологически ответственной экономики

Отсутствие прямого диалога между реальными лидерами экономических реформ и природоохранными организациями России привело к взаимному непониманию и противостоянию при формулировании и проведении экологической политики в стране.

К сожалению, вольно или невольно, были сформированы два образа «врага»:

  • руководителей экономического блока правительства - как врагов охраны окружающей среды (отсутствие слова «экология» в первоначальной версии правительственной программы и экспертов по данной проблематике в Центре Стратегических Разработок, ориентация исключительно на добычу и экспорт невозобновимых природных ресурсов и недооценку экономического значения возобновимых природных ресурсов и т. п.);
  • экологических организаций и их лидеров - как врагов экономического развития страны («экология» и экологическая экспертиза как административные барьеры вхождения в рынок, «экология» как исключительно расходная статья бюджета и т. п.).

Экологические организации убеждены в том, что при реализации экономических реформ не существует альтернативы «экономика или экология». Экономические и социальные цели правительственной Программы достижимы только при интеграции в нее самых высоких и современных экологических стандартов. Импорт в страну «грязных» и энергетически неэффективных технологий на долгие годы законсервируют технологическое отставание от наиболее развитых государств. Экспорт товаров, произведенных без учета международных экологических норм и требований, будет подвергаться эффективной дискриминации массовым потребителем - средним классом стран Европы (интеграция в которую является высшим приоритетом международной политики России) и Северной Америки именно по этим показателям.

В то же время подъем российских экологических стандартов до европейского уровня приведет к тому, что на рынке инвестиций Россия получит решающее преимущество из-за неограниченного сырьевого потенциала и относительно дешевой, но высококвалифицированной рабочей силы, способной при необходимости к быстрой переквалификации.

Прямой диалог лидеров экономического блока правительства и природоохранных организаций может способствовать повышению эффективности деятельности и тех и других и привести к синергетическому эффекту - повышению эффективности социально-экономического развития и формированию экологически ориентированной экономики страны. Поиск «точек понимания и/или согласия» и направлений совместной практической реализации является одной из ведущих задач данного «круглого стола».

Указанное положение касается, в первую очередь, следующих направлений и социально-экономических аспектов:

  1. Как «слезть» с «нефтяной» иглы? Экономическая стратегия развития страны и преодоление инерции экстенсивного развития: механизмы поэтапного сокращения производства и потребления невозобновимых природных ресурсов и формирования устойчивого и эффективного использования возобновимых природных ресурсов (природно-ресурсная рента и ее реинвестирование, «стабилизационный фонд» и «фонд будущих поколений и т. п.);
  2. Налоговый федерализм или будет ли правительство реализовывать собственную программу (формирование экономических стимулов устойчивого использования биологических ресурсов - леса и морские биологические ресурсы);
  3. Экологические последствия вступления России в ВTO и необходимые с этих позиций приоритеты на переговорах и адаптационные меры;
  4. Экологически чувствительные рынки и экологически ориентированный потребитель (добровольные сертификации, формирование экологически ориентированных потребительских рынков внутри страны, новые модели производства и потребления, проблема экологически нечувствительных рынков Азии);
  5. Международное финансирование охраны окружающей среды (Глобальный экологический фонд и др.) и его эффективность; реструктуризация внешних долгов по схеме «Долги-за-Природу»; ратификация Киотского протокола;
  6. Повышение энергоэффективности экономики России: децентрализация и диверсификация энергетической системы, открытость национального рынка энергетических ресурсов для производителей, использующих альтернативные источники энергии, приближения объектов энергопроизводства к потребителю, в том числе в сфере ЖКХ.

Приведенные направления в той или иной форме присутствуют в проекте «Экологической Доктрины России». Задача круглого стола и «Переговорных площадок» - сформулировать принципиальную направленность формирования экологически ориентированной экономики и определить приоритеты в ее реализации. При этом модераторы и эксперты со стороны «гражданского общества» полагают, что стимулирование экологического ориентирования хозяйствования может содействовать подъему экономики, решению социальных задач, ускорить формирование слоя мелких и средних товаропроизводителей при соблюдении необходимых мер по охране окружающей среды.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов