Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (70) > НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Перспективы стандартизации отходов

Госстандартом СССР, а затем и Госстандартом России совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями разработаны и внедрены в различные отрасли народного хозяйства десятки тысяч стандартов, нормативов и другой документации. Это позволило России ставить и решать вопросы, не только необходимые для развития народного хозяйства страны, но и вопросы интеграции нашей экономики в мировую систему, вхождения России в ВТО, объединения отечественного рынка товаров и услуг со многими развитыми странами и др.
А. Д. Козлов,
профессор, д.т.н., директор ВНИЦ СМВ Госстандарта России, председатель Межгосударственного технического комитета по стандартизации № 349 «Вторичные материальные ресурсы»;
В. А. Улицкий,
зав. отделением ВНИЦ СМВ Госстандарта России, председатель Технического комитета по стандартизации № 349 «Вторичные материальные ресурсы»

1. Основополагающий подход

Из опыта работы Госстандарта России по стандартизации веществ, сырья, материалов и изделий можно сделать, по меньшей мере, три основополагающих вывода, имеющих самое непосредственное отношение к стандартизации отходов.

Во-первых, для эффективного и комплексного использования сырья необходимы стандарты и нормативы, в которых должны содержаться их основные физико-химические, технологические и эксплуатационные характеристики. Во-вторых, сравнительно недавно мировое сообщество пришло к выводу о необходимости документирования и стандартизации опасных свойств веществ, которые проявляются при нештатных ситуациях (например, пролив, попадание на кожу, в организм и др.). Другими словами, для первичных веществ в настоящее время используется два вида документов (стандартов). Первый из них - для описания ресурсных и товарных характеристик веществ, и второй - для описания их опасных свойств.

Третий вывод свидетельствует о необходимости контроля реальных качеств веществ, сырья, материалов и изделий путем сопоставления с соответствующими данными стандартов, нормативов и другой документации. Такой контроль обеспечивает процедура сертификации веществ, сырья, материалов и изделий, которая в Госстандарте России успешно используется в рамках Федерального закона о сертификации с целью контроля и повышения качества их технологических, эксплуатационных, потребительских и других характеристик.

Поскольку промышленность, образно говоря, не производит ничего другого, кроме отходов: отходов актуальных, которые непосредственно образуются в процессах производства и потребления, и отходов потенциальных, когда материалы и изделия после истечения сроков их эксплуатации переходят в отходы, то приведенный опыт в области стандартизации и сертификации веществ, сырья, материалов и изделий применим и к отходам. По существу же говоря, и опасные и инертные отходы являются либо актуальными источниками сырья, веществ и материалов, когда научно-технические и экономически возможности позволяют их использовать в производстве, либо для некоторых отходов таких возможностей в настоящее время нет, и тогда они подлежат уничтожению или захоронению.

Использование накопленного опыта в области государственной стандартизации веществ, сырья, материалов и изделий применительно к отходам тем более целесообразно, что единый учет и контроль материальных потоков веществ, сырья, материалов, изделий и техногенных отходов, позволил бы в значительной степени упорядочить в стране товарооборот сырья. Такой единый подход выгоден одновременно производителю, потребителю и органам, регулирующим товаропотоки, т. к. позволяет стимулировать успешное решение проблем ресурсосбережения, безопасности, введения прогрессивных технологий, видов сырья, в том числе и импортозамещенных веществ. Другими словами, для отходов, с целью их максимального вовлечения в народнохозяйственный оборот, необходимы такие же инструменты, которые с успехом используются при регулировании работ с веществами, сырьем, материалами и изделиями, и на основе которых создана современная инфраструктура работ с ними на федеральном и региональном уровнях. В случае обращения с отходами, в качестве названных инструментов, прежде всего, выступают такие, как информационное обеспечение, нормативное и правовое обеспечение, стандартизация, сертификация, лицензирование и другие инструменты.

Стандартизация техногенных отходов производства и потребления, как и стандартизация веществ, сырья, материалов и изделий, является межотраслевой проблемой и должна находиться в ведении Государственной системы стандартных справочных данных (ГСССД).

2. Паспортизация отходов

В системе Госстандарта России развита система государственной паспортизации безопасности веществ, сырья, материалов и изделий. Помимо этого, существует Банк данных веществ и материалов, в котором содержится информация об их производстве, ресурсных и опасных свойствах и документация, подтверждающая эти данные.

Опыт работы в этом направлении был использован нами при подготовке паспорта на отход, введение которого требует Федеральный закон об отходах. В этом законе предусмотрена паспортизация опасных отходов. Между тем, все отходы опасны, степень опасности у них различна. Решить вопрос об опасности того или иного отхода или его инертности можно только путем проведения паспортизации отхода. В частности, заполненный паспорт должен содержать сведения о полном химическом составе и основных свойствах отхода. Лишь после этого можно делать обоснованные выводы об опасности или инертности данного отхода (например, определять класс его опасности), проводить оценку его ресурсных и технологических характеристик. При этом ответственность за истинность информации, приводимой в паспорте, несет изготовитель отходов. В условиях российских реалий, когда практически полностью отсутствует нормативное обеспечение по обращению с отходами, концептуальный подход показывает, что на основе паспортизации отходов возможно построение современной инфраструктуры работ с ними как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В настоящее время ВНИЦСМВ Госстандарта России, Технический комитет по стандартизации № 349 «Вторичные материальные ресурсы», совместно с заинтересованными специалистами России и Украины передали в Межгосударственный совет по стандартизации (МГС, г. Минск) для принятия и введения в практику проекты целого ряда основополагающих стандартов в области обращения с отходами по приоритету «ресурсосбережение» с максимальным учетом приоритета «безопасность». Рассмотрим некоторые из этих проектов подробнее.

Система технической паспортизации отходов, включающая открытые классификаторы - кодификаторы свойств отходов, была разработана еще в 1988 г. при поддержке бывших ГКНТ СССР и Госснаба СССР. В рамках этой системы разработана единая унифицированная форма паспорта. Появление любого «нового» свойства отхода, актуального в опасном или ресурсном плане, позволяет, не меняя формы паспорта, заносить его путем дополнительного кодирования в названный классификатор-кодификатор свойств отхода. Помимо этого, форма паспорта включает такие характеристики отхода, которые объективно обоснованы генезисом и анализом процессов его накопления. Концептуальный подход и система технической паспортизации позволяют определять наиболее эффективные, а в ряде случаев новые технологии переработки отходов (в литературе, предлагаемой в разделе 4, все эти вопросы подробно изложены). В настоящее время технический паспорт отходов согласован с Национальными органами стандартизации стран СНГ и принят МГС для введения в практику обращения с отходами (см. раздел 4).

Второй основополагающий проект стандарта называется «Паспорт опасности отхода». В этом документе в краткой текстовой и табличной форме содержится информация для принятия решений любого уровня о порядке обращения с отходами в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, для обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о способах его использования в качестве сырья для производства товарной продукции. Состав и содержание паспорта опасности отхода включает:

  1. Наименование отхода;
  2. Наименование и реквизиты предприятия-производителя отхода;
  3. Количество паспортизуемого отхода;
  4. Перечень опасных свойств отхода;
  5. Происхождение отхода;
  6. Состав отхода и токсичность его компонентов;
  7. Рекомендуемый способ переработки отхода;
  8. Данные о пожаро- и взрывоопасности отхода;
  9. Данные о коррозионной активности отхода;
  10. Данные о реакционной способности отхода;
  11. Необходимые меры предосторожности при обращении с отходом;
  12. Ограничения по транспортированию отхода;
  13. Дополнительная информация;
  14. Заявление производителя отхода.

Разработаны методические рекомендации по заполнению этого паспорта. Документ подготовлен в набор и находится на рассмотрении в МГС для принятия и введения в практику.

Отметим, что в последние годы в ряде регионов страны (города Поволжья, Екатеринбург, Пермь, Кузбасс и др.) приняты законы об отходах, в которые включены требования сертификации отходов, когда последние являются предметом купли - продажи, а также при проверке их соответствия требованиям безопасного обращения. Помимо этого в субъектах федерации аккредитуются региональные системы добровольной экологической сертификации, которые предусматривают, в том числе сертификацию промышленных отходов (г. Нижний Новгород).

Отсутствие единого федерального подхода и действующих стандартов в этой сфере делают результаты работ по сертификации отходов разрозненными и несопоставимыми между собой, при этом процедура их сертификации существенно отличается от требований практики сертификации в системе ГОСТ Р. Это, в конечном счете, обесценивает содержание полученных таким образом данных сертификации отходов.

Создавшееся положение будет исправлено при введении паспорта опасности отходов, при этом процедура сертификации отходов будет выполняться, опираясь на паспорт (или другие нормативные и методические документы, которые будут разработаны в этой сфере), в соответствии с требованиями Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» и системы сертификации ГОСТ Р.

3. Классификация отходов

Задача решения проблемы тотальной классификации отходов имеет свои особенности. Тем не менее, практически во всем мире эта задача решается, по сути, на основе отраслевого принципа, который порой дополняется какими-то элементами генезиса отходов, их возможной опасности, агрегатного состояния, химического состава и т.п. Таков принцип построения Европейского классификатора отходов (ЕКО) разработанного в рамках ЕЭС, и, как следствие, практически всех классификаторов отходов европейских стран, которые в значительной степени представляют собой простую компиляцию этого классификатора с привнесением в него некоторых национальных особенностей. Таков же был принцип построения действовавшего в бывшем СССР классификатора в виде сводной целевой номенклатуры вторичных материальных ресурсов (СЦН ВМР), созданной на базе классификатора ОКП, который был построен по отраслевому принципу. Таков же принцип построения классификатора-кодификатора, разработанного Госкомприродой России, Украинского классификатора отходов (УКО), и т. п. При этом, естественно, что степень и характер детализации описания отходов в различных классификаторах весьма различаются между собой.

С другой стороны, анализ существующих тенденций развития классификации отходов указывает на их одну весьма любопытную особенность. Так, первоначально классификация создавалась таким образом, что среди всего многообразия наиболее важных свойств отходов выбиралось одно из них (реже два-три и практически никогда более) в качестве основы построения классификатора. Далее каждая такая позиция расшифровывалась путем введения субпозиций, субсубпозиций и т. д., построенных по иерархическому принципу, для того, чтобы как можно более конкретно описать свойства определенного отхода.

Результатом такого подхода было появление различных большеобъемных, порой, содержащих тысячи страниц машинописного текста, кадастров. Практическая же ценность таких кадастров, несмотря на их «многотомность», тем не менее, была невелика. Это объясняется тем, что возможность описания отходов, основанная на детализации двух-трех основных свойств, с необходимостью будет иметь весьма грубый и приблизительный характер.

В последнее время под влиянием развития средств вычислительной техники тенденция построения таких кадастровых описаний все более уступает свои позиции другой, когда отход характеризуется в плане общих закономерностей не одной-двумя-тремя, а десятком и более позиций. Такая тенденция развития системы классификации, помимо прочего, порождает еще одну ее немаловажную особенность: возможность привнесения, даже на уровне классификации, в характеристики свойства отходов каких-либо количественных параметров, т. е. соединения, по сути, в одном документе как классификационной формы учета отходов, так любых форм статистической и любой другой отчетности. Достигается это путем внесения в классификационную форму таких позиций статистического учета, как количество конкретного отхода, его местонахождение, предприятие, на котором он образовался, реализованный способ обращения и т. п., или, если угодно, наоборот, дополнением форм статистической отчетности позициями классификатора отходов, что, в общем-то, совершенно одно и то же.

Исходя из вышеизложенного, нам представлялось целесообразным предложить такую систему классификации отходов, которая была бы нацелена на решение народнохозяйственных задач по оценке опасных и ресурсных характеристик отходов, и, оставаясь в строгих рамках международных документов, действующих в данной области, легко могла бы быть интегрирована в международную систему контроля за перемещением отходов.

Такой подход позволяет расширить круг задач, на решение которых может быть направлена предлагаемая система классификации, а, следовательно, и количество потенциальных потребителей информации, которая может быть получена на базе данного документа. Предлагаемый проект классификации строится на последовательном рассмотрении и определении основных позиций классификации в направлении от производственно-технологических аспектов образования отходов к ресурсным, где классификации подлежат аспекты местонахождения, состава и количества собственно отходов, затем классификации опасных аспектов обращения с данным отходом или отходами данного вида, с последующей оценкой на этой основе наиболее оптимальных производственно технологических путей использования непосредственно данного классифицируемого отхода.

Для определения и классификации отходов и их классифицируемых характеристик использована система из 10 групп многозначных кодов, которые представлены ниже:

  1. Идентификатор наименования отхода (на основе ЕКО);
  2. Идентификатор предприятия, на котором образовался отход (на основе ОКПО и ОКАТО);
  3. Идентификатор организации, в чьей собственно-' сти/владении находится отход на настоящий момент времени (на основе ОКПО и ОКАТО);
  4. Идентификатор количества классифицируемого отхода;
  5. Идентификатор причины, по которым данный материал (изделие) подпадает под определение «отход» (на основе решения Совета ОЭСР С(88)90/Окончательное);
  6. Идентификатор агрегатного состояния отхода;
  7. Идентификатор класса опасности отхода;
  8. Идентификатор опасных составляющих отхода;
  9. Идентификатор свойств отхода, определяющие его опасность (на основе решения Совета ОЭСР С(88)90 / Окончательное);
  10. Идентификатор реализованного способа обращения с отходом.

При необходимости количество идентификационных блоков и объемы информации в них можно увеличивать в соответствии с наличием достоверных данных и конкретными потребностями субъектов деятельности по обращению с отходами. Проект межгосударственного стандарта по классификации, идентификации и кодированию отходов находится в МГС на рассмотрении с целью принятия и введения в действие в странах СНГ.

4. Другие основополагающие документы и публикации по обращению с отходами

Помимо названных документов в этой сфере утверждены следующие межгосударственные стандарты:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документацию на продукцию;
  3. ГОСТ 17.9.0.1-99 Охрана природы. Обращение с отходами. Выявление отходов и представление информационных данных об отходах. Общие требования;
  4. ГОСТ 17.9.0.2-99 Охрана природы. Обращение с отходами. Технический паспорт отхода. Состав, содержание, изложение и правила внесения изменений;
  5. ГОСТ 17.9.1.1-99 Охрана природы. Обращение с отходами. Классификация отходов. Порядок наименования отходов по генетическому принципу и отнесения их к классификационным категориям.

Переданы в МГС для принятия четыре проекта межгосударственных стандарта:

  1. ГОСТ Охрана природы. Обращение с отходами. Классификация отходов. Идентификация и кодирование. Основные положения.
  2. ГОСТ Охрана природы. Обращение с отходами. Термины и определения
  3. ГОСТ Охрана природы. Обращение с отходами. Паспорт опасности отхода. Основные требования.
  4. ГОСТ Охрана природы. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов. Основные положения.

Подготовлены в набор для принятия два проекта государственных стандартов:

  1. ГОСТ Р Охрана природы. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.
  2. ГОСТ Р Охрана природы. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения.

В 2001 г. предполагается разработка следующих проектов ГОСТ Р:

  1. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.
  2. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Классификация показателей. Основные положения.
  3. ГОСТ Р Ресурсосбережение. Система стандартов в области экономии ресурсов. Основные положения.

Результаты, представленные в стандартах, а также сведения, излагаемые в настоящем сообщении, опубликованы в центральной периодической печати в виде обзорных статей и монографии:

  1. Разработка научно-технических основ переработки вторичных материальных ресурсов. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация. ВИНИТИ. Москва, № 2, 1995. - с. 54-87.
  2. О номенклатуре, стандартизации и паспортизации вторичного сырья, пригодного для рециклинга. Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. Обзорная информация. ВИНИТИ. Москва, № 6, 1997. - с. 35-70.
  3. Региональная система управления обращением отходов на основе их паспортизации и сертификации, там же, №5, 1998. - с. 13-39.
  4. К вопросу разработки проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации с учетом ресурсосбережения и в обеспечении экобезопасно-сти при обращении с отходами производства и потребления (проблемы и решения в свете стандартизации). Экономика природопользования. Обзорная информация. ВИНИТИ. Москва № 1, 1998. - с. 68-95.
  5. Терминологический словарь по отходам. Изд. НИА-Природа МПР России, М. - 2000. - с. 45.
  6. Методические рекомендации. «Управление обращением отходов на основе их паспортизации и сертификации». ВНИЦСМВ Госстандарта России. М. - 1998. - с. 25.
  7. Основы создания и ведения региональных специализированных банков данных вторичных материальных ресурсов. М. ВНИИР - 1991. - с. 223.

5. Выводы

Публикации и разработанная нормативная база в виде комплекса стандартов являются основой для создания органов по добровольной сертификации промышленных отходов в соответствии с требованиями Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» и системы сертификации ГОСТ Р. Такой орган в настоящее время создается в Госстандарте России и он будет зарегистрирован уже в этом году.

По материалам бюллетеня «Экотехнологии. Спрос и предложение в регионах России» АНО «Институт консалтинга экологических проектов», 2001 год
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов