Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (72) > ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

Экологический менеджмент и аудит в Томской области

Т. В. Гусева,
научный директор ОО «Эколайн», г. Москва
П. Н. Черногривов,
зам. директора ОГУ «Облкомприрода», г. Томск
В. М. Барейша,
директор центра экологического аудита и медеджмента, г. Томск

Экологический аудит (ЭА) как инструмент появился в начале 70-х гг. в США в связи с ужесточением экологического законодательства. В связи с этим, изначально в качестве цели экологического аудита выступал, прежде всего, анализ соответствия требованиям существующих или готовящихся законодательных и нормативных актов. Однако распространение и развитие ЭА получил во всем мире (в т.ч. и в США) в качестве инструмента менеджмента, обеспечивающего поиск путей уменьшения воздействия на окружающую среду.

К настоящему времени, в соответствии с конкретными целями, принято различать несколько направлений экологического аудита. Практически все виды экологического аудита реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Причем, если аудит соответствия преобладает в ряде регионов как своеобразная профилактика, обеспечение подготовленности к инспекциям органов государственного экологического контроля, то аудит загрязненной производственной площадки и аудит потенциальной ответственности все чаще выполняются по требованию кредитующих и инвестирующих организаций (как зарубежных, так и отечественных). Предварительная экологическая оценка и аудит системы экологического менеджмента привлекают все больший интерес российских предприятий, сертифицированных уже в соответствии с требованиями международных стандартов в области менеджмента качества ISO 9001 и планирующих развитие деятельности в области экологического менеджмента и получение соответствующих сертификатов. Это особенно справедливо для опыта развития экологического аудита в Томской области.

На пути развития деятельности в области экологического аудита специалисты Томской области фактически прошли все этапы, характерные для многих российских и зарубежных организаций. Отличительной чертой этого процесса стало осознание на самых ранних этапах деятельности того обстоятельства, что наибольшую значимость, эффективность и результативность экологический аудит приобретает именно как инструмент менеджмента, как внутренний инструмент руководства предприятия, позволяющий четко идентифицировать проблемы и возможности, ранжировать их по приоритетам, подготовить рекомендации по развитию деятельности по минимизации воздействия.

При этом в проекты, посвященные развитию экологического менеджмента и аудита, активно вовлечены общественные организации области, среди которых следует отметить Томскую экологическую студенческую инспекцию и НКО «Роза ветров».

Полностью реализовав все представившиеся возможности по подготовке специалистов предприятий, образовательных учреждений, консультационных компаний в области экологического менеджмента и аудита, специалисты государственных органов Томской области дистанцировались от практической деятельности в этой области, ограничив свое влияние информационной и методологической поддержкой, а также разработкой системы мотивации предприятий, основанной на индивидуальном подходе, исходя из уровня экологической деятельности самого предприятия (см. рис.).

Жесткие меры по контролю и частые инспекции составляют основу работы природоохранных органов с теми предприятиями, которые фактически отказываются рассматривать соответствие экологическим нормативам как неотъемлемый аспект своей деятельности (1).

Регулярная работа и периодические инспекции, проводимые по плану, применяются в отношении большинства предприятий, которые стремятся к формальному соответствию основным требованиям, не проявляя какой-либо инициативы (2).

Более открытые предприятия, проявляющие определенную инициативу и интерес к таким подходам, как предотвращение загрязнения, более чистое производство, системы экологического менеджмента (3), пользуются поддержкой природоохранных органов. Предприятия, относящиеся к данной категории, поощряются к проведению внутренних экологических аудитов, определению приоритетных экологических аспектов и воздействий, разработке соответствующих программ, получая при этом методическую поддержку.

Так, при проведении инициативного экологического аудита и предоставлении руководством предприятия специально уполномоченным органам обоснованной программы, направленной на снижение воздействия на окружающую среду, предприятие может воспользоваться следующими льготами:

  • исключение хозяйствующего субъекта в текущем году из плана проведения проверок государственной экологической инспекции на срок проведения запланированных мероприятий, но не более года;
  • первоочередное рассмотрение заявок хозяйствующего субъекта на финансирование природоохранных мероприятий при их поступлении в экологический фонд Томской области.

Кроме того, проявляющие инициативу компании имеют возможность получить консультации экспертов международного класса, провести предварительную экологическую оценку и подготовить своих специалистов для внедрения систем экологического менеджмента в рамках выполнения различных международных проектов, осуществляющихся на территории области при поддержке Министерства международного развития Великобритании, Агентства США по международному развитию, Министерства международных дел Королевства Нидерландов, Европейского Союза и др. Кроме того, в большинстве случаев предприятия способны получить непосредственный экономический эффект от выполнения экологических программ за счет снижения потерь, более рационального использования ресурсов. Такой подход, основанный на интеграции экологических аспектов с основными производственными приоритетами и целями предприятия, получает все большее распространение в Томской и ряде других областей при участии российских и зарубежных экспертов.

Наконец, предприятия, внедряющие системы экологического менеджмента, осуществляющие программы предотвращения загрязнений, становятся признанными экологическими лидерами (4). Они активно сотрудничают с природоохранными органами и общественными организациями региона, являясь примером, а также площадкой для обучения специалистов других предприятий, как правило, относящихся к предыдущей категории (проявляющих инициативу).

Большое внимание в Томской области уделяется подготовке специалистов-аудиторов. На сегодня 10 специалистов имеют сертификаты о прохождении обучения на международных курсах по СЭМ в ECUS (Environmental Consultancy University of Sheffield, Великобритания) - организации, аккредитованной EARA как центр обучения аудиторов-экологов. Два аудитора-эколога Томской области внесены в Международный регистр аудиторов-экологов (EARA/IEMA). Это руководители 2-х независимых организаций, получивших лицензию на проведение ЭА: А.Березин (заместитель директора СИБРОП), Н.Лаптев (директор Центра экологической и радиационной безопасности). Благодаря налаженному сотрудничеству с международными организациями в области ЭА и СЭМ подготовлены документы и поданы в международный институт экологического менеджмента IEMA (Великобритания) заявки на регистрацию еще семи аудиторов-экологов, среди которых представители промышленных предприятий, общественных и независимых организаций. Эти специалисты прошли обучение на международных курсах по ЭА и СЭМ и имеют опыт проведения ЭА на промышленных предприятий таких отраслей, как инструментальная, пищевая, машиностроительная, на предприятиях нефтедобывающего комплекса.

Специалисты Томской области приглашаются в качестве консультантов в другие регионы страны. Фактически, Томская область стала полигоном для апробации современных рыночных инструментов экологического регулирования с последующим тиражированием опыта в другие регионы России.

Вопросам согласованного развития систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента и аудита серьезно занимается Томский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации. В Совете качества при губернаторе области активно работает экологическая секция. Такая ситуация является свидетельством того, что системы экологического менеджмента рассматриваются как неотъемлемый компонент менеджмента организаций в целом. В Томской области реализуются зарекомендовавшие себя на международном уровне подходы предотвращения воздействия, его снижения на протяжении всего жизненного цикла продукции, внедрения принципов более чистого производства. От превалировавших в прошлом идей «конца трубы» и «абсолютно эффективных очистных сооружений» мы перешли к интегрированию экологических целей и задач в общую систему приоритетов развития экономики региона.

Как было показано на практике за последние два года, эта деятельность способствует также развитию систем менеджмента качества, улучшению инвестиционного климата в целом.

Так, развивающиеся и наиболее перспективные предприятия Томской области внедрили и сертифицировались на соответствие стандарту менеджмента качества ИСО 9001(2) как российскими, так и зарубежными организациями. В связи с тем, что в международной организации по сертификации (ISO) идет работа по унификации стандартов ИСО 14001 и 9001, несколько Томских предприятий дополнительно заинтересованы в разработке и внедрении СЭМ. В 1999 году ЗАО «Сибкабель», в 2001 году ОАО «ПП Томский инструмент», предприятие нефтедобывающего комплекса НГДУ «Васюганнефть» провели, а ОАО «Томское пиво» готовится к проведению, экологические аудиты по анализу недостатков систем экологического менеджмента, то есть первоначальную экологическую оценку. Силами зарубежных, российских («Эколайн») и томских специалистов эти предприятия начали внедрять элементы СЭМ и добились успехов в процессе снижения воздействия на окружающую среду. Сотрудники этих предприятий приобрели практический опыт в этой области.

Существенные результаты были достигнуты на предприятиях, инициирующих современные методы минимизации воздействия на ОС.

ОАО «Томское пиво» разработало экологическую политику и миссию предприятия, которые были обсуждены с персоналом и приняты на Совете директоров. В разрабатываемом и ежегодно корректируемом плане мероприятий содержатся задачи по привлечению персонала к природоохранной деятельности и экономии ресурсов, а также разработана программа мотивации работников. На «Томском пиве» - одном из первых предприятий области в 1998 году был проведен ЭА. По его результатам сотрудниками была разработана программа по выполнению рекомендаций аудиторов. Выполнения Программы позволило предприятию, несмотря на увеличение выпуска продукции, сократить потребление различных природных ресурсов: воды на 25 тыс. куб. м (заключение в оборотную систему для охлаждения пива; сокращение потребления воды для приготовления рассола), соли - на 106 т (внедрение многократного использования рассола для производства технологического холода), а также бензина - на 18 т. (перевод 3-х единиц транспорта на газообразное топливо). Сократился объем стоков - на 356 куб. м В результате ОАО «Томское пиво» получило экономию средств в размере 629 тыс. руб. за год.

«Сибкабель» добился существенных успехов в налаживании системы обращения с отходами (направлено в рециклинг 70 т. отходов), а также в снижении воздействия неорганизованных источников на ОС, получив экономическую выгоду и экономию ресурсов.

ОАО «ПП Томский инструмент» успешно начало осуществление проекта по внедрению систем экологического менеджмента, имеющего четко определенные цели (конкретные результаты от систематического выполнения природоохранных мероприятий), задачи и план действий. Таким образом, предприятию удалось отойти от традиционного процесса планирования к внедрению СЭМ. Детальный материальный баланс поступления и использования опасных веществ создает основу разработки показателей, необходимых для оценки эффективности и результативности СЭМ.

Принципиально новым и чрезвычайно значимым этапом стала подготовка к созданию в Томской области первого учебно-методического центра формирующейся в настоящее время в Российской Федерации признанной международными организациями системы добровольной экологической сертификации.

Основываясь на международном и становящемся все более значительным российском опыте развития экологического менеджмента и аудита, можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:

  1. Развитие экологического менеджмента и аудита как инструментов экономического роста, отвечающего целям устойчивого развития, требует внимания и поддержки специально уполномоченных органов и экспертов Российской Федерации.
  2. При этом целесообразность разработки Закона РФ «Об экологическом аудите» представляется дискуссионной, так как принятые на сегодня стандарты ГОСТ Р ИСО 14000 создают достаточную основу для развития такой деятельности.
  3. Российские стандарты, в то же время, нуждаются в скорейшей доработке, гармонизации терминологии; они также предполагают разработку методических материалов, необходимых и доступных практикам.
  4. В Российской Федерации есть все условия для создания единой, признанной международным сообществом системы добровольной экологической сертификации и аккредитации сертифицирующих организаций. Такая система позволит ослабить монополию зарубежных сертифицирующих компаний и их партнеров - консультационных фирм, результаты деятельности которых в России оставляют желать лучшего.
  5. Аккредитующий орган системы должен быть создан при участии основных заинтересованных сторон, на настоящий момент представленных Госстандартом РФ, Министерством природных ресурсов. Министерством экономического развития и торговли, Министерством науки, промышленности и технологии. Министерством образования РФ, общественными организациями, Ассоциациями промышленников.
  6. При этом система подготовки специалистов (экологов-аудиторов) должна отвечать направленности систем добровольной сертификации. Определенная пересыщенность рынка аудиторами, готовыми, прежде всего, к проведению аудита соответствия, близкого по сути к инспекции, не желательная сама по себе, не снимает необходимости подготовки экспертов, консультантов, специалистов предприятий, наконец, аудиторов для систем экологического менеджмента и для реализации других видов аудита.
  7. Опыт регионов, где развитию экологического менеджмента и аудита значительное внимание уделяется уже в течение нескольких лет, целесообразно распространять в других субъектах российской Федерации, привлекая к проведению занятий, подготовке специалистов, организации модельных аудитов, отечественных специалистов и зарекомендовавших себя международных экспертов.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов