Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (73) > ЭКОНОМИКА-ЭКОЛОГИЯ-ЗДОРОВЬЕ

Возможные методические подходы и механизмы реализации приоритетов блока ««Здоровье и окружающая среда»» концепции экологической политики Кемеровской области

Михайлуц А. П.,
заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания КГМА, эксперт ИнЭкА, руководитель рабочей группы «Здоровье и окружающая среда»
Майер Ф. О.,
президент Новокузнецкого Фонда Развития, координатор рабочих групп
Зенков В. А.,
главный государственный санитарный врач по Кемеровской области.


ЦЕЛЬ: Сохранение здоровья населения в связи с суммарной антропотехногенной нагрузкой на окружающую среду

1. Снижение смертности населения

Повышенный уровень смертности населения в Кемеровской области, наблюдающийся в последнее десятилетие отрицательный баланс естественного прироста населения, высокая доля вклада загрязнений атмосферного воздуха пылью обусловливают необходимость мероприятий по снижению смертности населения.

Для снижения смертности населения, обусловленной экологическим неблагополучием, следует уменьшить экспозиционные дозы воздействия пыли, канцерогенных веществ, а также предотвращать залповые выбросы токсикантов, особенно в периоды неблаприятных метеорологических условий.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных и реабилитационных механизмов по управлению рисками смертности.

Реализация системы по управлению рисками смертности должна снизить до 3 % долю вклада загрязнений окружающей среды в смертность населения, что при прочих равных условиях приведет к снижению смертности населения.

2. Повышение рождаемости населения

В низких уровнях рождаемости определенная доля принадлежит потерям в результате повышенных уровней спонтанных абортов и мертворождений, обусловленных воздействием вредных веществ, обладающих эмбриотоксическим, гонадотоксическим, тератогенным и мутагенным действием.

Для снижения уровней потерь рождаемости необходимо снизить мощности выбросов и загрязнение объектов окружающей среды веществами, обладающими эмбриотоксическим, гонадотоксическим, тератогенным и мутагенным действием, а также внедрить систему реабилитационных и компенсационных социальных и лечебно-профилактических мероприятий.

Реализация мероприятий позволит снизить до 7-8 % долю вкладов загрязнений окружающей среды в уровни спонтанных абортов и мертворождений.

3. Снижение уровня врожденных аномалий развития

В повышенных уровнях врожденных пороков и аномалий развития (0,8-1,7 %) определенная доля принадлежит загрязнению объектов окружающей среды вредными веществами, обладающими тератогенным и мутагенным действием.

Для снижения уровней врожденных пороков и аномалий развития следует снижать загрязнения объектов окружающей среды тератогенными и мутагенными веществами, проводить паллиативные мероприятия в период беременности, обеспечить современными технологиями ранней диагностики и проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Выполнение мероприятий должно снизить уровень «модельных» врожденных пороков и аномалий развития до 0,7 %.

4. Снижение уровней индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки и т. д.)

На территориях Кемеровской области с экологическим неблагополучием уровни индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки и т. д.) у детей в 2,0-2,4 раза и у взрослого населения на 40-78 % выше, чем в населенных пунктах с менее загрязненной окружающей средой.

Для снижения уровней индикаторной патологии следует уменьшить экспозиционные дозы воздействия загрязняющих веществ.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных и реабилитационных механизмов для уязвимых групп населения (дети, лица старшего возраста, беременные женщины) по управлению рисками заболеваемости, а также создание условий для реализации населением приверженности к здоровому образу жизни.

Реализация системы по управлению рисками заболеваемости позволит снизить популяционные относительные риски впервые выявленной заболеваемости в связи с загрязнениями окружающей среды, и уменьшить долю вклада последних в впервые выявленную заболеваемость до 4-6 %.

5. Снижение уровня профессиональной заболеваемости, в котором значительная роль принадлежит загрязнениям окружающей среды

Кемеровская область по уровню профессиональных заболеваний и отравлений занимает первое место в Российской Федерации. Это отчасти обусловлено сочетанным и комплексным воздействием профессиональных и экологических вредностей. Доля последних в развитии профессиональных заболеваний достигает 12-14 %.

Для снижения уровней профессиональных заболеваний следует обеспечивать полноценное межсменное восстановление нарушенных функций у работающих, в котором должно быть исключено воздействие загрязненных атмосферного воздуха, питьевой воды и пищевых продуктов, а также созданы благоприятные условия проживания, отдыха, физиологически полноценного питания и лечебно-профилактического обслуживания.

Реализация мероприятий позволит практически исключить долю вклада экологических загрязнений в уровни профессиональной заболеваемости.

ЦЕЛЬ: Снижение рисков заболеваемости и смертности населения в связи с загрязнением вредными веществами атмосферного воздуха, водных источников и местных сельскохозяйственных продуктов

1. Снижение рисков заболеваемости раком в связи с загрязнением атмосферного воздуха формальдегидом, бенз(а)пиреном, бензолом и другими вредными веществами

Заболеваемость раком в Кемеровской области превышает аналогичный показатель по РФ и постоянно увеличивается. Атмосферный воздух индустриальных городов загрязнен канцерогенными веществами формальдегидом: бенз(а)пиреном и бензолом, концентрации которых превышают ПДК. Это обусловливает высокие уровни канцерогенного индивидуального риска, значительно превосходящие принятые в развитых странах.

Для снижения рисков заболеваемости раком в связи с загрязнением атмосферного воздуха, следует уменьшать мощности выбросов названных веществ, а также управлять экспозицией воздействия канцерогенов на население и вести мониторинг за канцерогенными рисками.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных механизмов по управлению канцерогенными рисками.

Реализация системы по управлению канцерогенными рисками должна снизить до 10-4 величину индивидуального канцерогенного риска и до 0,14 случая на 100 тыс. населения в год величину популяционного относительного канцерогенного риска. Доля вклада канцерогенного риска в заболеваемость раком населения должна снизиться до 0,4 %.

2. Снижение рисков заболеваемости раком в связи с загрязнением питьевой воды тригалогенметанами, диоксинами и другими канцерогенами

Заболеваемость раком в Кемеровской области превышает аналогичный показатель по РФ и постоянно увеличивается. Питьевая вода в населенных пунктах вследствие первоначального химического и микробиологического загрязнения водоисточников и вторичного гиперхлорирования содержит тригалогенметаны, относящиеся к вероятно кацерогенным веществам. Имеются основания считать, что водные объекты в Кемеровской области загрязняются диоксинами и другими канцерогенами.

Для снижения рисков заболеваемости раком в связи с загрязнением питьевой воды, следует уменьшать мощности сбросов канцерогенов в водные объекты, а также внедрять современные способы водоподготовки, использовать системы групповых и индивидуальных фильтров для снижения концентрации вредных веществ в питьевой воде, вести мониторинг за канцерогенными рисками.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных механизмов по управлению канцерогенными рисками в связи с загрязнением питьевой воды.

Реализация системы по управлению канцерогенными рисками должна снизить до 5o10-5 величину индивидуального канцерогенного риска и до 0,07 случая на 100 тыс. населения в год величину популяционного относительного канцерогенного риска. Доля вклада канцерогенного риска в заболеваемость раком населения должна снизиться до 0,2 %.

3. Снижение рисков заболеваемости раком в связи с загрязнением сельскохозяйственных продуктов кадмием, мышьяком, хромом, диоксинами и другими канцерогенами

Заболеваемость раком в Кемеровской области превышает аналогичный показатель по РФ и постоянно увеличивается. Имеются вокруг индустриальных городов антропогенные геохимические провинции с высокими уровнями загрязнения почвы кадмием, мышьяком, хромом и другими канцерогенами, что в свою очередь влияет на контоминацию названными веществами сельскохозяйственных пищевых продуктов, получаемых на этих территориях.

Для снижения рисков заболеваемости раком в связи с контоминацией местных пищевых продуктов, следует уменьшать загрязнение почвы канцерогенными веществами, исключать производство сельскохозяйственной продукции на почвах, загрязненных канцерогенными веществами выше гигиенических нормативов. Необходимо управлять потреблением населением местной и привозной пищевой продукции, загрязненной канцерогенными веществами, вести мониторинг за канцерогенными рисками, связанными с потреблением пищевых продуктов.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных механизмов по управлению канцерогенными рисками в связи с загрязнением пищевых продуктов.

4. Снижение рисков первичной заболеваемости населения в связи загрязнением атмосферного воздуха, питьевой воды, местных сельскохозяйственных продуктов вредными веществами

В Кемеровской области отмечается стабильное увеличение уровней впервые выявленной заболеваемости детей и взрослого населения. При этом отмечаются значительные величины популяционных относительных рисков заболеваемости и долей вкладов рисков в заболеваемость в связи с загрязнением окружающей среды.

Для снижения уровней первичной заболеваемости, связанной с загрязнением окружающей среды, необходимо уменьшать антропотехногенную нагрузку на объекты окружающей среды, управлять экспозицией воздействия вредных веществ на население, внедрять комплексную систему паллиативных мероприятий и управлять индивидуальным и коллективным поведением населения, проживающего на территориях с экологическим благополучием.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных и реабилитационных механизмов для уязвимых групп населения (дети, лица старшего возраста, беременные женщины) по управлению рисками заболеваемости, а также создание условий для реализации населением приверженности к здоровому образу жизни.

Реализация системы по управлению рисками заболеваемости позволит снизить величину индивидуального риска впервые выявленных заболеваний 1,5 дополнительных случая за период жизни, популяционного относительного - 50 дополнительных случаев на 1000 в год, вклад в первичную заболеваемость не более 7 %.

5. Снижение рисков смертности в связи с загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами

В индустриальных городах Кемеровской области отмечаются повышенные концентрации взвешенных веществ в атмосферном воздухе, детерминированные выбросами предприятий угольной, металлургической, теплоэнергетической отраслей промышленности. Это обусловливает высокие величины рисков смертности населения.

Для рисков снижения смертности населения, обусловленных загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами, следует уменьшать мощности выбросов, управлять экспозицией воздействия взвешенных веществ, использовать комплексную систему поллиативных мероприятий и управлять индивидуальным и коллективным поведением населения при рисках для здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды.

Необходимо создание системы организационных, технических, экономических, правовых, социальных, компенсационных и реабилитационных механизмов по управлению рисками смертности в связи с загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами.

Реализация системы по управлению рисками смертности должна снизить величину индивидуального риска смерти не более 0,04; популяционного относительного риска смертности не более 0,5 дополнительных случая в год на 1000, вклад в смертность населения не более 3 %.

6. Получение достаточной информации о загрязнении объектов окружающей среды канцерогенами и другими чрезвычайно опасными вредными веществами

Отсутствует достаточная информация о мощности выбросов, сбросов, производственных отходов и загрязнении объектов окружающей среды отдельными вредными веществами, например, диоксинами, тяжелыми металлами, продуктами трансформации углеводородов и другими. Это не позволяет объективно оценить риски рака, заболеваемости, репродуктивных потерь здоровья и смертности населения.

Получение информации возможно при внедрении в практику учета мощностей выбросов, сбросов и производственных отходов на основе материального баланса производств, а также проведения мониторинга за загрязнением объектов окружающей среды чрезвычайно и высоко опасными вредными веществами.

Для этого необходимо создать систему организационных, экономических, правовых механизмов, научно-методического и лабораторно-инструментального обеспечения сбора информации и мониторинга.

Полные данные о составе и массе поступающих в объекты окружающей среды вредных веществ, уровнях и составе их загрязнений позволят достоверно определять величины рисков для здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды в Кемеровской области.

7. Внедрение методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды

Практика использования современной методологии оценки и управления рисками для здоровья населения при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды в Кемеровской области отсутствует.

Необходимо иметь нормативно-методическую документацию, базирующуюся на принципах научной обоснованности, приоритетности, унифицированности и комплексности, по оценке и управлению рисками при разработке программ и проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Следует разработать экономические, правовые, финансовые механизмы, а также создать институциональные и организационные условия для внедрения методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Внедрение методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды позволит принимать обоснованные решения для проектов и программ по охране здоровья населения.

ЦЕЛЬ: Возмещение ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды

1. Разработка и внедрение методики установления причинно-следственных связей и зависимостей между загрязнением окружающей среды и вредом для здоровья

Для обоснованного планирования мероприятий по охране окружающей среды необходимо иметь информацию о количественной зависимости между показателями состояния здоровья населения и уровнями, составом загрязнений окружающей среды. Для ее получения следует иметь методы установления причинно-следственных связей между названными показателями с учетом социально-экономической и демографической специфики региона.

Должны быть разработаны методы установления причинно-следственных связей, основанные на принципах: токсико-гигиенической детерминированности; выявления зависимостей доза-время-эффект, доза-ответ; статистической достоверности; дополнительности.

Необходимо реализовать целевую программу по разработке и внедрению методики установления причинно-следственных связей и зависимостей между загрязнением окружающей среды и вредом для здоровья.

Внедрение методики позволит обоснованно и целенаправленно планировать проведение профилактических мероприятий с максимальной эффективностью.

2. Получение информации о структуре ущербов от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды

Информация о размерах и структуре материального ущерба от вреда здоровья, обусловленного загрязнением окружающей среды, отсутствует. Это не позволяет реализовать принцип «загрязнитель платит», что отрицательно сказывается на социальном согласии в условиях устойчивого экономического развития.

Необходимо на основе внутриведомственного взаимодействия учреждений и организаций, действующих на территории области, определять размеры и структуру материальных ущербов гражданам от вреда их здоровью. Периодичность устанавливается в зависимости от экологической ситуации на территориях.

Следует разработать правовые, экономические, финансовые механизмы, а также создать организационные условия для получения информации о размерах и структуре материального ущерба гражданам от вреда их здоровью, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Наличие информации о размерах и структуре материальных ущербов гражданам от вреда их здоровью создаст предпосылки для обеспечения социального согласия в условиях устойчивого экономического развития.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов