Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (73) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2000 году»

Мы продолжаем публикацию материалов Доклада Комитета природных ресурсов по Кемеровской области.

Часть IV. Воздействие отраслей экономики на окружающую среду

Раздел 15. Вооруженные силы

Государственный экологический контроль воинских частей, подразделений, и объектов Минобороны РФ, дислоцированных на территории Кемеровской области, и проводимый в 2000 году совместно с военными прокуратурами Кемеровского и Юргинского гарнизонов, осуществлялся с целью проверок их природоохранной деятельности по соблюдению требований природоохранительного законодательства, исполнения Приказов Министра обороны РФ и Директив Генерального штаба ВС РФ по вопросам обеспечения экологической безопасности на землях Минобороны РФ.

В соответствии с регламентом комплексных проверок государственной инспекцией «Госкомэкологии» Кемеровской области рассмотрены все аспекты природопользования: землепользование и состояние земель, недропользование, воздухоохранная и водоохранная деятельность, обращение с отходами производства и потребления, охрана лесов и животного мира, техническое содержание и экологическое состояние потенциально опасных объектов.

Охрана атмосферного воздуха

Воздухоохранная деятельность воинских частей и подразделений, дислоцированных на территории Кемеровской области, за отчетный период 2000 года базировалась, в основном, на следующих аспектах:

  • Перевод котельных установок на режим использования высококалорийных и низкозольных сортов углей.
  • Обустройство закрытых неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (склады углей и золошлаковых отходов).
  • Своевременное проведение плановых и внеплановых проверок автотранспорта на дымность и токсичность отработавших газов автомобилей с последующей регулировкой топливной аппаратуры. Применение неэтилированного бензина и катализатора.
  • Ревизия и ремонт дымососов и газоходов котельных установок.
  • Оснащение котельных установок батарейными циклонами (ПГУ) с определениями эффективности (кпд) их работы.
  • Достижение установленных нормативов ПДВ.
  • Проведение комплекса мероприятий по предотвращению возгорания отходов и противопожарные меры в лесных массивах в процессе проведения войсковых учений.

По результатам проведенных в 2000 году проверок установлено, что по причине отсутствия централизованного финансирования основная часть этих мероприятий не выполнена.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, экологическая паспортизация и разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов проведена лишь в Юргинской квартирно-эксплуатационной части; осуществляется разработка документации в Кемеровской КЭЧ и КФВУС.

Из 18 котельных установок пылегазоулавливающими устройствами оборудованы лишь 3, по которым не проводится ежегодных замеров эффективности (КПД) работы.

Техническое состояние 40 % дымососов и газоходов котельных требуют капитального ремонта и профилактической ревизии.

Из 16 неорганизованных источников выбросов (склады угля и золошлаковых отходов) 14 находятся в открытом состоянии и не отвечают требованиям по их эксплуатации.

Газоаналитический контроль автотранспорта проводится силами ВАИ 1 раз в год по графику ТО-2, регулировка топливной аппаратуры осуществляется собственными силами автопарков воинских частей. В несоблюдение ГОСТа 17.2.2.03-87 воинские части не проводят контроль выбросов после замены узлов и агрегатов двигателя и после капитального ремонта, отсутствует журнальная фиксация результатов измерений.

Госстатотчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2000 год на согласования в КПР по Кемеровской области не представлена.

Планы воздухоохранных мероприятий за 2000 год не выполнены по причине не включения Министерствами и ведомствами в титульные списки строительства 2000 года финансирования новых природоохранных объектов и реконструкции старых.

При отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и нормативов ПДВ воинские части не осуществляют плату за загрязнение окружающей природной среды.

Экологические службы Сибирского военного округа, Сибирского округа внутренних войск МВД РФ, Западно-Сибирского регионального центра по делам ГО и ЧС практически формализовали свою деятельность и не осуществляют контроль за исполнением природохранительного законодательства, Директив Генерального штаба и Приказов Министра обороны РФ по вопросам экологической безопасности подконтрольных войсковых частей.

Водоохранная деятельность

Водопотребление воинскими частями осуществляется как из поверхностных, так и из подземных источников водоснабжения. Три поверхностных водозаборных сооружения (Кемерово, Новокузнецк, Юрга) находятся на балансе жилищно-коммунальных и водоканальных предприятий, которые в соответствии с заключенными договорами осуществляют подачу воды практически во все воинские части и военные городки для хозпитьевых и технических целей. Дополнительно на обслуживании воинских частей имеются водозаборы подземных вод, обеспечивающих 30 % общего количества потребляемой воды. Общее количество источников подземного водоснабжения составляет 11 скважин.

Из общего количества водоснабженческих скважин в рабочем состоянии находятся 7, две скважины в резерве, две - в аварийном состоянии.

Зоны санитарной охраны подземных водозаборов не оборудованы, не проведен расчет 2 и 3 поясов ЗСО с определением источников потенциального загрязнения. Контроль качества подземных вод осуществляется периодически в соответствии с графиком опробования силами ЦГСЭН городов, соответствующих дислокациям воинских частей. Как правило, качество воды, используемой для хозпитьевых целей, не соответствует требованиям ГОСТа «Вода питьевая» по комплексу ингредиентов.

Собственных очистных сооружений воинские части не имеют, - водоотведение, в основном, осуществляется в городские канализационные сети с последующей очисткой на биологических очистных сооружениях городов Кемерово, Новокузнецк, Юрга. Частично зафиксированы несанкционированные сбросы неочищенных хозбытовых стоков с госпиталя и гостиниц.

Во всех воинских частях и их структурных подразделениях (автопарки, склады ГСМ, АЗС, открытые склады химпрепаратов, животнотноводческие комплексы, подсобные хозяйства и т. п.) отсутствует промливневая канализация со сбором и очисткой загрязненных промышленных и ливневых стоков; отсутствуют специализированные участки мойки автотранспорта (за исключением воинских частей Юргинского гарнизона).

Госстатотчетность по форме 2-ТП (водхоз) за 2000 год на согласования в КПР по Кемеровской области не представлена.

В целом, планы природоохранных мероприятий за 2000 год в части охраны подземных и поверхностных вод воинскими частями не выполнены и не предусмотрены дотации от Минобороны РФ по финансированию природоохранных сооружений на перспективные планы до 2005 года.

Землепользование

Общая площадь земель, закрепленных за воинскими частями и подразделениями по Кемеровской области, не превышает 50 тыс. га., в том числе в пределах 15 тыс. га лесных угодий, 25 тыс. га степных и лесостепных зон; жилые, производственные, служебные сектора и подсобные хозяйства - до 10 тыс. га.

Землепользование осуществляется на основании Государственных актов, Договоров аренды и Решений органов местного самоуправления о передаче земель в пользование воинских структур. Самовольного захвата земель не зафиксировано.

Наиболее распространенным и общим нарушением земельного законодательства для всех воинских частей и подразделений является захламление земель отходами производства и потребления при отсутствии разрешений на размещение отходов временного хранения: золошлаковые отходы, металлолом, строительный мусор, твердые бытовые отходы, отработанная авторезина и ГСМ. Общая площадь захламленных земель составляет 2,1 га. Характерной особенностью данного правонарушения является уклонение от исполнения предписаний контролирующих органов по их устранению - очистке территорий и утилизации отходов в установленном порядке.

Земли Юргинского военного гарнизона на протяжении 7 километров обременены водоохранной зоной реки Томь с притоками, где также отмечаются нарушения Земельного кодекса РСФСР и Указа Президента РФ от 16.12.93 г. № 2162 в части захламлений и техногенной деградации земель природоохранного назначения.

Одним из основных нарушений объектов МВД РФ и Минобороны РФ является самовольное строительство (склад ГСМ, АЗС, автопарк, банно-прачечный комбинат, жилищный комплекс) без согласований с контролирующими природоохранными органами, в результате чего ни проектами, ни заключительным этапом строительства не предусмотрена и не выполнена процедура рекультивации нарушенных земель на общей площади до 1,0 га.

В процессе подготовки к проведению тактических войсковых учений 1999 года в Юргинском военном гарнизоне (оборудование окопов и капониров) подвержено порче и уничтожению плодородного слоя почвы на площади 0,1 га. В 2000 году по причине проведения антитеррористической операции в Чеченской республике войсковых учений не проводилось.

На территориях ведомственных АЗС и складов ГСМ, имеющихся практически во всех воинских частях, отмечены факты разливов нефтепродуктов и загрязнение ими земель на общей площади до 0,02 га.

В целом, по фактам выявленных нарушений земельного законодательства приняты меры административного воздействия в виде наложения штрафов на юридических лиц, выданы предписания на устранение этих нарушений, материалы проверок переданы на контроль исполнения и в военные прокуратуры; большая часть предписаний выполнена в течение 2000 года, объем предотвращенного экологического ущерба составил 915 тыс. рублей.

Обращение с отходами производства и потребления

В процессе служебной и хозяйственной деятельности во всех воинских структурах образуются отходы производства и потребления. По состоянию на 01.01.2001 года все воинские подразделения, дислоцированные на территории Кемеровской области, за исключением Юргинской КЭЧ, не имеют разрешений на размещение отходов временного хранения и проектов лимитов размещения отходов. Основную массу отходов составляют: золошлаковые отходы, металлолом, строительные отходы, отработанная авторезина, отработанные масла, отходы переработки древесины, твердые бытовые отходы, отходы животноводства (в подсобных хозяйствах).

Размещение твердых бытовых отходов и металлолома осуществляется на несанкционированных участках в пределах собственных территорий и на прилегающих к ним землях (в основном, в караульной зоне).

Частично утилизация отходов осуществляется методом передачи в соответствующие военные округа (отработанные масла, пришедшие в негодность аккумуляторы) в обмен на кондиционную продукцию.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов