Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (74) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Несанкционированные свалки на территории Новокузнецка и Новокузнецкого района

В рамках проекта РОЛЛ «Комплексное решение проблемы твердых бытовых отходов Новокузнецка и Новокузнецкого района» при финансовой поддержке Института Устойчивых Сообществ США НП «Экологический региональный центр» выполнена работа по инвентаризации и картированию несанкционированных свалок на территории города и пригородной части, которая показала следующее.
Волынкина Е.П.,
начальник отдела технологии использования сырья, топлива и промышленных отходов ОАО «ЗСМК»

Несовершенство системы сбора и удаления бытовых отходов ведет к захламлению территории города и пригородной части: неорганизованные свалки бытовых отходов образуются стихийно и располагаются на окраинах жилых районов, в поймах рек, оврагах, лесных массивах, вблизи учреждений, в садовых обществах и т. д.

На территории города и пригородной части размещается свыше 300 несанкционированных свалок. 166 свалок зафиксированы с помощью системы спутникового навигатора GPS с одновременным размещением информации в память компьютера, что обеспечивает возможность обнаружения каждой свалки при осуществлении контроля за ее состоянием или уборки. Составлено подробное описание каждой зафиксированной свалки с указанием места расположения, размеров, объема, морфологического состава размещенных отходов, а также возможности ликвидации.

На карту города нанесена 151 свалка площадью от 15 до 90000 м2, в том числе в Куйбышевском районе - 67, Орджоникидзевском - 29, Заводском - 26, Кузнецком - 24, Новоильинском - 4, Центральном - 1. Свалки площадью менее 15 м2 не отмечались, хотя их количество очень значительно как во дворах этажной застройки, так и в частном секторе. Общая площадь городской территории, занятая под зарегистрированные свалки, составляет 20,7 га, что сопоставимо с площадью Центральной свалки ТБО, в том числе: 14,6 га в Заводском районе; 2,8 га в Куйбышевском районе; 1,9 га в Кузнецком районе. Общий объем заскладированных отходов составляет свыше 370 тысяч кубических метров.

Приведенные данные характеризуют состояние на период октябрь-ноябрь 2001 г. и могут меняться в результате уборки ряда свалок и возникновения новых.

В пригородной части города на территории Новокузнецкого района зафиксировано 15 свалок площадью от 25 до 10000 м2. Общая площадь, занимаемая этими свалками, составляет 2,7 га, общий объем заскладированных отходов составляет более 50 тысяч кубических метров.

Кроме этого, на территории Новокузнецкого района расположено 222 садовых общества с количеством участков от 2 до 598, каждое из которых имеет свою свалку, в ряде случаев не одну.

На несанкционированных свалках размещаются как типичный бытовой мусор, так и строительные отходы, печной шлак, отходы от массовой сезонной обрези деревьев и кустарников, порода, забракованные пищевые продукты, различная тара, включая банки и канистры из-под красок, эмалей, растворителей и других опасных материалов.

Виновниками свалок является как население, главным образом частного сектора, так и предприятия.

По данным бюро технической инвентаризации, в городе в частном секторе находится 24414 домов. Если принять численность проживающих в каждом частном доме за 3 человек, то более 70 тыс. жителей города, или 12-13 % его населения не имеют услуги по вывозу мусора.

Наиболее крупные свалки на территории города создает не население частного сектора, а предприятия и организации: например, в районе гаражей БАМ (9 га), на капустном поле в Заводском районе (1,5 и 1,2 га), ряд свалок с размещенной на них породой в Байдаевке в Орджоникидзевском районе, лог за Крепостной горой в Кузнецком районе (1,2 га), район торговых баз в Куйбышевском районе и др.

67 % от общего количества зарегистрированных на территории города свалок (101 шт.) находится на ровных площадках и имеет возможность для ликвидации, 33 % свалок (50 шт.) находится в труднодоступных местах, главным образом, имеющих крутой подъем, и может быть ликвидировано только в летнее время.

Однако ликвидация свалок не решит проблему их возникновения.

Основными причинами образования несанкционированных свалок являются:

  1. Отсутствие системы сбора и вывоза мусора из районов с частной застройкой и садовых обществ.
  2. Низкая экологическая культура населения в целом.
  3. Несовершенство системы контроля и штрафных санкций за размещение мусора на несанкционированных свалках.
  4. Отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности между городскими организациями в области ТБО.

С целью улучшения санитарно-эпидемиологической, экологической и эстетической обстановки в Новокузнецке и Новокузнецком районе НП «Экологический региональный центр» разработан проект Программы ликвидации несанкционированных свалок и исключения возможности их дальнейшего образования. Данный проект в кратком изложении предлагается вниманию читателей «Эко-бюллетеня ИнЭкА» для обсуждения и внесения предложений.

Задачи Программы:

  1. Формирование нормативно-правовой основы, обеспечивающей условия для устранения причин возникновения несанкционированных свалок.
  2. Организация системы сбора и вывоза бытовых отходов из частных домов.
  3. Совершенствование системы контроля за образованием и состоянием несанкционированных свалок.
  4. Поэтапная ликвидация всех несанкционированных свалок.
  5. Рекультивация земель, занятых несанкционированными свалками.
  6. Формирование экологической культуры населения.

Программа мероприятий:

  1. Подготовка и принятие пакета нормативно-правовых документов: «Об усилении административной и другой ответственности за нарушение правил санитарии», «Об организации сбора твердых бытовых отходов в частном секторе», «Об организации сбора твердых бытовых отходов в садовых обществах», «О целевом денежном сборе за вывоз, сбор и утилизацию ТБО от населения частного сектора», «О создании режима максимального благоприятствования для юридических и физических лиц, работающих с ТБО на контрактной основе», «О разграничении полномочий и сфер действия контролирующих и других организаций в работе по обеспечению санитарного состояния города» и др. Исполнители - Администрации г. Новокузнецк и Новокузнецкого района.
  2. Разработка графика ликвидации несанкционированных свалок. Исполнители - Администрации г. Новокузнецк и Новокузнецкого района, ООО «Спецавтохозяйство», Муниципальный комитет по охране окружающей среды.
  3. Выявление авторов наиболее крупных свалок, разработка и внедрение системы штрафов за несанкционированное размещение бытовых отходов. Исполнители - Муниципальный комитет по охране окружающей среды, ГУ ЦГСЭН по г. Новокузнецк.
  4. Организация и проведение демонстрационных акций по уборке несанкционированных свалок на территории города и района. Исполнители - Администрации г. Новокузнецк и Новокузнецкого района, Южный отдел ГУ «Областной комитет природных ресурсов», Муниципальный комитет по охране окружающей природной среды, НП «Экологический региональный центр».
  5. Организация и проведение на добровольной основе субботников по уборке несанкционированных свалок на территории города и района. Исполнители - Администрации г. Новокузнецка и Новокузнецкого района, ООО «Спецавтохозяйство», МУЖЭПы, городские предприятия и организации.
  6. Организация компостирования зеленых отходов, обрези деревьев и кустарников. Исполнители - «Зеленстрой», ЗАО «Водоканал», ООО «Спецавтохозяйство».
  7. Проработка с уличными комитетами частного сектора схемы сбора и вывоза бытовых отходов. Исполнители - Администрация города и районов.
  8. Выделение грузовых автомобилей для вывоза мусора с несанкционированных свалок частного сектора, разработка графика вывоза. Исполнители - Администрация города и районов, ООО «Спецавтохозяйство», автотранспортные предприятия.
  9. Определение количества контейнеров и корзин под ТБО для частного сектора. Исполнители - Администрации районов города.
  10. Определение изготовителей контейнеров или корзин и размещение заказов. Исполнитель - Администрация города.
  11. Изготовление и размещение контейнеров или корзин для сбора ТБО в частном секторе. Исполнители - городские предприятия.
  12. Организация регулярного вывоза ТБО из частного сектора. Исполнители - уличные комитеты, ООО «Спецавтохозяйство», автотранспортные предприятия.
  13. Информационная проработка с уличными комитетами правил обращения с ТБО: обеспечение 100-ного компостирования органических отходов, включая пищевые, сокращение объема выбрасываемого мусора. Исполнители - Администрации районов, Муниципальный комитет по охране окружающей среды.
  14. Проработка с правлениями садовых обществ схемы сбора и вывоза бытовых отходов. Исполнители - Администрация Новокузнецкого района.
  15. Выделение грузовых автомобилей для вывоза мусора с несанкционированных свалок садовых обществ, разработка графика вывоза. Исполнители - Администрация Новокузнецкого района, ООО «Спецавтохозяйство», автотранспортные предприятия.
  16. Определение количества контейнеров и корзин под ТБО для садовых обществ. Исполнители - Администрация Новокузнецкого района.
  17. Определение изготовителей контейнеров или корзин и размещение заказов. Исполнитель - Администрация Новокузнецкого района.
  18. Изготовление и размещение контейнеров или корзин для сбора ТБО в садовых обществах. Исполнители - предприятия.
  19. Организация вывоза ТБО из садовых обществ. Исполнители - Правления садовых обществ, автотранспортные предприятия.
  20. Информационная проработка с правлениями садовых обществ правил обращения с ТБО: обеспечение 100-ного компостирования органических отходов, включая обрезь деревьев и кустарников и пищевые отходы, сокращение объема выбрасываемого мусора. Исполнители - Администрация Новокузнецкого района, Южный отдел ГУ «Областной комитет природных ресурсов».
  21. Разработка графика рекультивации несанкционированных свалок. Исполнители - Муниципальный комитет по охране окружающей среды, Южный отдел ГУ «Областной комитет природных ресурсов».
  22. Создание целевого фонда ТБО, включающего средства целевого сбора от населения частного сектора, штрафы за размещение мусора на несанкционированных свалках и т. д. Исполнители - Администрации г. Новокузнецк и Новокузнецкого района.
  23. Организация постоянной просветительской работы среди населения. С марта 2002 г. Исполнители - Муниципальный комитет по охране окружающей среды, Южный отдел ГУ «Областной комитет природных ресурсов», ГУ ЦГСЭН по г. Новокузнецк, городские общественные организации экологического направления.
  24. Доведение результатов выполнения Программы до Администрации города и района, населения. Исполнители - Муниципальный комитет по охране окружающей среды, Южный отдел ГУ «Областной комитет природных ресурсов», местные СМИ.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов