Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 7-10 (78-81) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Экологическая политика Кузбасса: История проблемы (70-80-е годы)

ШМЫГЛЕВА А.В.,
председатель Новокузнецкого общества охраны природы, доцент кафедры истории СибГИУ

К началу 70-х гг. в СССР сложилась неоднозначная ситуация: за предшествующий период были разработаны и внедрены механизмы реализации природоохранной политики, однако их эффективность оставалась незначительной. Характерным примером несовершенства системы планирования и реализации природоохранных мероприятий и государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды является ситуация, которая в течение ряда лет сохранялась в Кемеровской области.

В 60-70-х гг. экономика Кузбасса продолжала развиваться ускоренными темпами. Ежегодно увеличивались объемы производства, капитального строительства, вводились в строй десятки новых цехов, производств и предприятий, увеличивалась численность городского населения. В условиях высокоразвитой индустрии и концентрации промышленности на относительно небольшой территории охрана окружающей среды и рациональное использование ресурсов приобретали особое значение. В начале 70-х годов состояние атмосферы, почвы и воды в Кузбассе было признано неудовлетворительным, оздоровление окружающей среды провозглашалось первоочередной задачей. На уровне отдельных городов и районов, а также области в целом началась разработка специальных программ по очистке рек, воздушного бассейна, рекультивации почв и восстановлению лесов, принимались меры, направленные на реконструкцию и закрытие морально и физически устаревших производств.

Наиболее актуальной проблемой для Кемеровской области оставалось загрязнение окружающей среды, вызванное деятельностью промышленных предприятий. Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в этот период, колебался от 900 тыс. тонн до 1,5 млн. тонн в год1. Основными загрязнителями атмосферы были предприятия металлургической (36 %) и топливно-энергетической промышленности (58 %). К примеру, в Новокузнецке более 40 % выбросов в атмосферу давали металлургические предприятия, а в Кемерово - энергетика2. Значительное количество выбросов приходилось на жилищно-коммунальное хозяйство и автотранспорт. Из более чем 200 вредных веществ, поступавших в атмосферу, около половины были особо опасны для окружающей среды и человека. Из них на долю окиси углерода приходилось более 51 %, сернистого ангидрида - 15 %, окислов азота - 8 %, углеводорода - 3,5 %3.

Основным средством борьбы с загрязнением воздуха в это время было строительство пылегазоулавливающих установок и очистных сооружений, закрытие и реконструкция устаревших производств. Только за 1970 - 1975 годы на строительство очистных установок и создание санитарно-защитных зон было затрачено 151,8 млн. руб., построено и введено в эксплуатацию 154 водоохранных сооружения мощностью 2634 тыс. куб. м в сутки, 520 пылегазоулавливающих установок4. Среди наиболее крупных объектов, которые были построены в этот период, можно назвать очистные сооружения в Кемерово, Новокузнецке, Междуреченске, Осинниках, Киселевске, Мариинске и других населенных пунктах области5.

Качество воды, также как и атмосферного воздуха, ухудшалось постепенно. В течение 30 лет из 900 рек и речек в Кузбассе было уничтожено около 200. Особенно остро встала проблема питьевой воды в городах, где объемы промышленных стоков превысили все разумные пределы, вследствие чего водоемы потеряли способность самоочищаться. Большая часть жителей области получала воду из Томи, которая стала основным приемником сточных вод Кузбасского АПК. Вода в Томи постоянно загрязнялась такими вредными веществами, как фенолы, хлорорганические соединения, нефтепродукты, тяжелые металлы, взвешенные частицы6. Основные причины загрязнения Томи и десятков других рек - недостаточное количество очистных сооружений, их неудовлетворительное техническое состояние, безответственность руководителей предприятий.

Несмотря на меры, принятые ранее, согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1963 г. и 11 июня 1968 г., уровень загрязнения р. Томи - основного источника водопотребления в Кузбассе, в начале 70-х гг. оставался высоким, а в атмосферу попадали сотни вредных веществ7. Основными загрязнителями окружающей среды были предприятия угольной, металлургической, химической, машиностроительной отраслей.

В целях прекращения загрязнения водоемов и атмосферы в области, Кемеровский облисполком разработал и направил в Госплан РСФСР проект постановления Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения бассейна р. Томи неочищенными сточными водами и воздушного бассейна городов Кемерово и Новокузнецка промышленными выбросами», в соответствии с которым предприятия, общественность, контролирующие органы должны были усилить природоохранную деятельность8. В 1973 г. постановление было принято.

Данное постановление поставило Кузбасс в выгодное положение, т.к. на природоохранные мероприятия могло быть потрачено практически неограниченное количество ресурсов9. В нем намечалась обширная программа улучшения санитарно-гигиенического состояния ряда городов области, были разработаны конкретные мероприятия по следующим направлениям10:

  1. Предварительная очистка и обезвреживание всех коммунально-бытовых вод, сбрасываемых в Томь. В связи с тем, что старые очистные сооружения не справляются с объемом поступающих вод, в городах Кемерово, Новокузнецк, Белово необходимо было построить новые станции биологической очистки.
  2. Перевод промышленных предприятий на оборотное водоснабжение. Для этого на КМК, ЗСМК, Гурьевском металлургическом заводе, коксохимическом заводе планировалось построить системы оборотного водоснабжения и очистные установки (всего - 126).
  3. Предотвращение загрязнения воздушного бассейна городов. На Кузнецкой и Западно-Сибирской ТЭЦ должны были быть построены новейшие электрофильтры и золоуловители, на КМК - установка для бездымной загрузки коксовых батарей. Новые технологии и агрегаты планировалось внедрить на ряде промышленных предприятий.
  4. Озеленение территорий вокруг предприятий, создание «зон здоровья».

Вопрос о выполнении постановления от 1973 г. впервые обсуждался на областном собрании партийно-хозяйственного актива в 1974 г. В докладе первого заместителя председателя облисполкома П.М. Белоуса отмечались следующие недостатки в природоохранной работе предприятий: работы по строительству очистных сооружений ведутся медленно, их качество оставляло желать лучшего, а средства, выделенные на природоохранное строительство из года в год не осваиваются полностью11. Например, план первого полугодия 1974 г. по строительству очистных сооружений в основных подрядных организациях был выполнен в среднем на 28,5 %12.

Кроме того, на предприятиях была слабо организована работа по укреплению технологической дисциплины, не выработаны действенные системы контроля за состоянием загрязненных стоков и газовых выбросов.

В связи с указанными недостатками, в 1975 г. бюро обкома КПСС было принято решение о необходимости усиления контроля за выполнением мероприятий. Облисполком, облсовпроф, городские и районные комитеты КПСС, горисполкомы и райисполкомы, обком ВЛКСМ, областной комитет народного контроля должны систематически рассматривать вопросы строительства очистных и освоения выделенных на эти цели средств. Вот как охарактеризовал сложившуюся ситуацию секретарь Кемеровского обкома КПСС Ф.В. Попов: «Охрана природы, особенно защита воздушного бассейна, требует активного вмешательства, творческого подхода. Многие вопросы ликвидации загрязнения воздуха пока не решены научно и технически, надо работать над этими проблемами. У нас созданы инспекции, имеются НИИ, которые занимаются отдельными темами, но в комплексе вопросы не рассматривались»13. Однако, и в последующие годы ситуация практически не менялась. По данным областного и городского комитетов народного контроля, по-прежнему не выполнялись планы строительства очистных сооружений и санитарно-защитных зон, не осваивались полностью выделенные средства. В г. Новокузнецке план освоения средств на строительство очистных в первом полугодии 1977 г. был выполнен в среднем на 37,6 %14.

В итоге выбросы промышленных предприятий значительно превышали возможности улавливания действовавших пылегазоулавливающих установок, общегородские очистные сооружения не справлялись с нагрузкой. Все это приводило к дальнейшему ухудшению состояния атмосферы и воды в области. По выражению М. Лобановой, журналиста газеты «Кузбасс», «труднее всего не построить сооружения, а преодолеть инерцию привычного отношения к природе. Эта инерция - вполне осязаемая сила. Она незримо участвует в решениях руководителя и действиях рабочего»15.

В 1978 г. на собрании областного актива работников промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта с докладом «О ходе выполнения постановления 1973 г.» выступил первый заместитель председателя исполкома областного Совета В.С. Урайский16. Им были подведены итоги четырех лет работы: на предприятиях области построено 12 систем оборотного водоснабжения, ликвидированы выбросы 134 котельных, освоено 150 млн. руб. выделенных средств, из них в 1975 г. - 18,4 млн. руб., в 1977 г. - 24, 6 млн. руб. и в 1978 г. - 38,2 млн. руб.17.

В то же время из 190 запланированных мероприятий было выполнено 83, т. е. 43,7 %. В угольной промышленности из 61 объекта введено в строй 19, в металлургической из 32 - 11, в химической из 15 - 6 объектов. «Несмотря на то, что в прошедшие годы продолжался рост объемов производства и количества промышленных и хозяйственно-бытовых выбросов, в Кузбассе несколько стабилизировалось общее состояние воздушного и водного бассейнов, а по отдельным ингредиентам имеется и снижение», - подвел итог выступления В.С. Урайский18.

Постановлением областного актива исполкомам городских и районных Советов, руководителям промышленных предприятий совместно с НИИ было поручено разработать комплексную программу охраны природы по каждому предприятию и городу в целом. Контролирующим организациям и инспекциям предписывалось усилить контроль за выполнением природоохранных мероприятий на строящихся и действующих объектах. При нарушениях, связанных с решением вопросов охраны окружающей среды, инспектора могли приостанавливать работу предприятий и запрещать ввод в эксплуатацию новых производств19.

Аналогичная программа была разработана для предприятий г. Кемерово20. Кроме того, Кемеровский обком КПСС и облисполком разработали целевую программу по охране воды и воздуха, согласно которой в 70-х годах в области была создана инспекция по контролю пылегазоулавливающих установок, усилили внимание к проблемам охраны природы СЭС, гидрометеорологическая служба, проектные институты и медицинские исследовательские центры21. В результате проведенных мероприятий за 1975-1980 годы общий объем выбросов снизился на 24 %. Снижение выбросов было незначительным, но оно происходило на фоне роста объемов производства, следовательно, можно говорить о достижении некоторых положительных результатов22.

В 1981-1985 годах было построено еще 147 и реконструировано 183 пылегазоулавливающих установки. В Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске была создана сеть стационарных пунктов наблюдения и разработаны нормы ПДВ для предприятий. Однако многие предприятия не соблюдали указанные нормы и предпочитали заплатить незначительный штраф за выбросы (1,5-2 руб. за тонну), чем строить дорогостоящие очистные сооружения и терпеть убытки. В результате в конце 80-х годов более половины предприятий области не имели пылегазоулавливающих установок, каждая пятая из существовавших установок не работала, более 60 % не давали желаемого результата. Как следствие - состояние атмосферы стало критическим, в 1989 - 1990 годах в ряде городов Кузбасса ПДК целого ряда веществ превышали норму в несколько раз. В том числе в Кемерово концентрация диметиламина превысила норму в 84 раза, аммиака - в 27 раз, в Новокузнецке выбросы фенола превысили ПДК в 39 раз, бензапирена - в 35 раз, аммиака - в 20 раз, в Прокопьевске зафиксировано 24 ПДК бензапирена23.

Продолжающийся рост объемов производства способствовал не только увеличению выбросов вредных веществ в окружающую среду, но и росту количества промышленных отходов. Ежегодно в области складировалось до 300 млн. тонн отходов шахт и разрезов, примерно 7 млн. тонн шлаков металлургического производства и золы электростанций, 2 млн. тонн особо токсичных отходов химического производства24. В связи с этим предприятия вынуждены были заниматься вопросами утилизации, переработки и захоронения отходов. К примеру, Абашевская обогатительная фабрика освоила выпуск кирпича из отходов производства, на Томусинской ГРЭС был открыт цех по переработке шлака в песок и т. д. В 1982 г. было принято решение о строительстве завода по переработке отходов, который мог бы решить большую часть этих проблем25. Однако многие из запланированных мероприятий по-прежнему не выполнялись, выделенные на природоохранные цели средства осваивались далеко не полностью. Факты, свидетельствующие о нарушении сроков строительства очистных сооружений, газопылеулавливающих установок, организации санитарно-защитных зон, содержатся в материалах Комиссии по охране природы при горисполкоме г. Новокузнецка26.

Подобная ситуация сохранялась в Кузбассе и в последующие годы. Так, ХI пятилетний план по охране окружающей среды был выполнен наполовину, в 1984 г. было израсходовано 68 % средств, в 1986 г. - 73 %, в 1987 г. - 82 %. В итоге в ХI-ХII пятилетках снижение выбросов оказалось вполовину меньшим, чем планировалось. Часто такая практика объяснялась несовпадением интересов министерств с потребностями региона. В любом случае, одной из главных причин плохого качества окружающей среды специалисты считали противоречие между экономикой и экологией, поэтому в 1980-е годы значительное внимание было уделено разработке экономических механизмов природопользования27. Впервые в Кузбассе были использованы такие механизмы, как кредитование природоохранных объектов, формирование региональных природоохранных фондов, различные налоговые льготы, квоты на выбросы и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мартынов Ф.А. Экономический механизм рационального природопользования. - Томск, 1990. - С.17.
  2. ГАКО. Ф.Р-175. Оп.1. Д.171. Л.37.
  3. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Учебное пособие. - Кемерово, 1994. - С. 326.
  4. Земля Кузнецкая. Альманах. - Кемерово, 1978. - С. 4.
  5. ГАКО. Ф.Р-175. Оп.1. Д.175. Л.10.
  6. Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. - Новокузнецк, 1992. - С. 330.
  7. Ноткина Л. Решать проблему сообща // Кузнецкий рабочий. - 1972. - 2 декабря. - С. 2.
  8. ГАКО.Ф.Р-790.Оп.2.Д.184. Л.12.
  9. Юров Г. Леса и воды родного края // Кузбасс. - 1979. - 15 мая. - С.4.
  10. Пусть хорошеет Кузбасс // Кузбасс. - 1973. - 30 января. - С.4.
  11. Калачинский В. Охрана природы - дело общее // Кузбасс. - 1974. - 22 августа. - С.2.
  12. Воздух и вода должны быть чистыми // Кузбасс. - 1974. - 15 сентября. - С.1.
  13. Воздух и вода должны быть чистыми // Кузбасс. - 1974. - 15 сентября. - С.1.
  14. Бирский Г. Ждать 2000 года? // Кузбасс. - 1977. - 23 августа. - С.2.
  15. Лобанова М.. Не поймем - не сохраним // Кузбасс. - 1978. - 28 марта. - С.3.
  16. Собрание областного актива работников промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта // Кузбасс. - 1978. - 29 марта. - С.1.
  17. Г.Юров. Право на природу // Кузбасс. -1979. - 22 февраля. - С.4.
  18. Бирский Г. Ждать 2000 года? // Кузбасс. - 1977. - 23 августа. - С.2.
  19. Собрание областного актива работников промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта // Кузбасс. - 1978. - 29 марта. - С.1.
  20. Кузбасс. - 1979. - 18 апреля. - С.2.
  21. Горизонты Кузбасса. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1982. - С. 212.
  22. ГАКО. Ф.Р.175. Оп.1. Д.171. Л.12.
  23. Состояние окружающей природной среды в Сибири. - Новосибирск, 1996. - С. 34-36.
  24. Романенко М.Ф. - Там же. - С. 330.
  25. ГАКО. Ф.1. Оп.1. Д. 767.
  26. ГАКО.Ф.Р-790.Оп.2. Д.136а, 184, 200; Ф.1. Оп.1. Д. 735, 767, 820.
  27. Подробнее см.: Мартынов Ф.А. Экономический механизм рационального природопользования. - Томск, 1990.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов