Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (82) > ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

О гарантиях экологических прав граждан

Нравственное лицо общества определяется не только отношением к детям и старикам, но и отношением к природе. Любое политическое, экономическое решение, решение в социальной сфере должно служить целям создания правового государства и гражданского общества, основанных на принципах устойчивого развития, восстановления и сохранения природных экосистем. Только в этом случае жизненно важные интересы общества и государства могут быть обеспечены природными ресурсами, обеспечено здоровье и благополучие настоящих и будущих поколений.
Дегтярев В. П., Атапина И. Г., Алябьева Г. Н.,
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области

Кемеровская область одна из самых индустриальных областей и характеризуется высокой антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Высока плотность населения, и рост городов происходит за счет сокращения лесов и земель сельскохозяйственного назначения.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятий промышленности области и автотранспорта значительно превышают допустимые нормы. Техногенное потребление кислорода промышленностью более чем в 3 раза больше, чем выделяется всей растительностью. Это превышение становится пятикратным с учетом городов Кемерово и Новокузнецк. В особенно сложной экологической ситуации оказались такие промышленные центры, как Ленинск-Кузнецкий, Киселевский, Прокопьевский, Беловский, Новокузнецкий, Кемеровский и ряд других.

Недостаточна обеспеченность водными ресурсами. Сложная обстановка создалась в центральных районах Кемеровской области, где большой объем загрязненных стоков сочетается с высоким уровнем изъятия вод, особенно это касается главной водной артерии области реки Томи.

Особую проблему составляют действующие полигоны по захоронению отходов. Мощности по утилизации токсичных отходов отсутствуют.

Что касается аграрного сектора экономики, то с ним связаны не менее острые экологические проблемы. Поныне существует опасность загрязнения источников питьевого водоснабжения продуктами животноводческого комплекса. В почву попадают нитраты, хлорорганические соединения и другие загрязнители. Хранение ядохимикатов и минеральных удобрений часто производится с нарушением технических норм.

До сих пор не проработаны вопросы и нет исследований по проблеме строительства садовых и дачных участков, которые являются как бы сопутствующими поселками больших городов и, очевидно, занимают куда больше площади, чем такие крупные города как Кемерово и Новокузнецк. А ведь со строением новых дачных поселков связано засорение, порубка леса, самовольный захват земель и ее распашка, переуплотнение грунтов и т. д.

Не будем забывать и о стихийных явлениях в природе, которые также представляют собой угрозу экологической безопасности для общества. Так, например, в зимний период 2000/2001 гг. в связи с сильными морозами был нанесен ущерб в размере 22,4 млн. руб. Особенно пострадали Беловский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Тяжинский, Юргинский районы. В результате сильных ураганов в августе 2001 года был нанесен ущерб в объеме 40,8 млн. руб. В мае-июне 2002 года ущерб, нанесенный шквальным ветром и ливневыми осадками, исчислялся в объеме 42,5 млн. руб.

Анализ экологических проблем Кемеровской области позволяет определить основные стратегические пути обеспечения экологической безопасности.

Пути преодоления экологического кризиса следующие:

  • уменьшение загрязнения;
  • сохранение и восстановление природной среды;
  • экологическое образование, воспитание, просвещение и пропаганда.

Для решения экологических проблем требуется постоянная, целенаправленная и упорная работа. Основное внимание должно быть уделено, прежде всего, профилактическим мероприятиям, так как затраты на них в 10-15 раз меньше, чем на ликвидацию последствий нарушения баланса социально-эологических систем. Поэтому государственную политику в области природопользования как Министерство природных ресурсов, так и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР РФ по Кемеровской области стремятся осуществлять, реализуя долгосрочные программы, включающие комплекс профилактических и восстановительных мер.

Выполняя рекомендации всемирной конференции ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 г., президент Российской Федерации подписал Указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития». В нем, пожалуй, впервые в качестве одного из направлений по реализации государственной экологической политики Российской Федерации обозначено обеспечение экологической безопасности. 1 апреля 1996 года вышел Указ президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который утвердил представленную Правительством «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию выделяются такие направления:

  • создание правовой системы перехода к устойчивому развитию;
  • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты.

Следует вновь подчеркнуть, что экологическая опасность в настоящее время встала перед Россией очень остро и представляет реальную угрозу для национальной безопасности. Так, при спаде производства на 70 %, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ снизились только на 12 %, а по некоторым высокотоксичным ингредиентам даже увеличились, растет число техногенных аварий, 70 % поверхностных и 30 % подземных вод потеряли питьевое значение и т. д.

Обсуждаемый сегодня вопрос об обеспечении экологической безопасности в субъектах федерации, как и самой страны, непосредственно касается и вопросов конституционных гарантий.

Основным гарантом экологических прав человека является Конституция Российской Федерации.

К первому виду конституционных гарантий следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (ст. 46); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Ко второму виду конституционных гарантий можно отнести проверку Конституционным судом Российской Федерации по жалобам граждан и по запросам судов конституционности закона (его соответствия Конституции Российской Федерации), примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст. 125); введение института Уполномоченного по правам человека Российской Федерации (ст. 103).

Третий вид конституционных гарантий - правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека (ст. 55).

Все перечисленные выше виды конституционных гарантий можно отнести к гарантиям экологических прав граждан.

В новом Законе об охране окружающей среды закреплена обязанность органов представительной и исполнительной власти, специально уполномоченных органов оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, а также принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности. Примером может служить активная совместная деятельность администрации г. Междуреченска в лице главы города Щербакова С. Ф. с общественными организациями и нашим Главным управлением по организации местной природоохранной территории «Поднебесные Зубья», работа общественной организации «ИнЭкА» и др.

Экологические права граждан защищаются путем закрепления в Конституции Российской Федерации, в Конституциях республик, субъектов Федерации, а также в природоресурсном законодательстве России и областей Российской Федерации следующих основных гарантий:

  • обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду;
  • бережное отношение к природным богатствам, при использовании отдельных природных ресурсов (земли, недр, леса, воды, животного и растительного мира, воздушного бассейна);
  • экологическая экспертиза;
  • экологический контроль;
  • право на достоверную информацию как гарантия экологических прав человека;
  • юридическая ответственность;
  • судебная защита.

Классификация данных гарантий построена по степени важности, которую пытаются им придать законодатели Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно Закону об охране окружающей среды, каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий или катастроф.

Настоящая гарантия прописана практически во всех природоохранных законодательных актах субъектов Российской Федерации, в том числе и в Кемеровской области, начиная с уставов областей и заканчивая отдельными природоресурсными нормативно-правовыми документами. Так, например, в ст. 4 Закона республики Башкортостан «Об экологической безопасности» гражданам республики предоставляется право обращаться в установленном порядке в судебные органы республики в случае нарушения прав на экологическую безопасность и причинения им ущерба в результате создания экологически опасной ситуации. Во многих нормативно-правовых актах Кемеровской области, связанных с представлением государственной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиационных аварий и катастроф, обращено особое внимание защите прав граждан на здоровый образ жизни.

В соответствии с гражданским законодательством заинтересованные лица могут защищать свои гражданские права одним из способов, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 12), или иным способом, предусмотренным законом.

К числу таких способов относятся:

  1. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  2. Возмещение убытков, компенсация морального вреда;
  3. Самозащита права (при этом она должна быть соразмерна нарушению, и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).

Защита экологических прав может осуществляться как в судебном (судебная защита экологических прав), так и в административном порядке.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство Российской Федерации в 1997 г. утвердило Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, в которой отражены современные взгляды и задачи, принципы, методы и пути обеспечения экологической безопасности. В стране разрабатываются и реализуются масштабные государственные программы, однако в целом ситуация продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

В новом Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» появились и новые статьи, гарантирующие экологические права граждан. Особенно интересной, на мой взгляд, является статья 50 - «Охрана окружающей природной среды от негативного биологического воздействия». Благодаря данной статье в сельскохозяйственном обороте запрещается производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

В законодательстве Кемеровской области по сельскохозяйственному сектору данной проблеме уделено достаточное внимание. Тому примером служат: распоряжение Администрации Кемеровской области от 14 июня 2002 г. № 400-р в связи с появлением в Новосибирской области заболевания бешенством среди диких непродуктивных животных, а также случаев заболевания людей со смертельным исходом; распоряжение от 15 февраля 2002 г. № 91-р «О наложении карантина на территории, зараженные карантинными объектами».

Важнейшим гарантом экологических прав граждан России стала принятая на уровне президента и правительства России - Экологическая доктрина Российской Федерации. В данном документе четко прописаны приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности страны, а также пути и средства реализации государственной политики в области экологии. Пожалуй, впервые охрана природной среды поставлена на столь высокое место: «Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических взаимоотношений как ценнейший компонент национального достояния».

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их в целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Впервые в государственном документе в области государственной политики базисными принципами названы:

  1. Справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
  2. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды.

Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод граждан, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что правовое регулирование в области установления и гарантирования экологических прав граждан осуществляется и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Важные вопросы регулирования экологических отношений должны решаться на уровне субъектов Федерации, как правило, с учетом местных условий и особенностей (вопросы, связанные с опасными зонами, многообразием местного животного и растительного мира, техногенными и природными авариями, разделом продукции). В этой связи субъекты Российской Федерации вправе принимать свои конкретные правовые акты.

В этом плане, например, характерной является норма Закона Кемеровской области от 02.02.1999г. №14-03 «О правовом статусе коренных малочисленных народов в Кемеровской области», провозглашающая в качестве гарантий прав коренных малочисленных народов обязанность органов государственной власти Кемеровской области осуществлять меры по возрождению, сохранению самобытности и свободному развитию коренных малочисленных народов, проживающих на ее территории.

Особое место в защите экологических прав человека занимает международное право. С момента вступления России в Совет Европы ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека (обращение направляется в Европейскую комиссию по правам человека в г. Страсбург).

В настоящее время в Кемеровской области реализуется всемирный проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Алтай-Саянского экорегиона». Благодаря подписанному Соглашению, Кемеровская область в 2002 году приняла на себя международные обязательства по организации новых особо охраняемых природных территорий областного и местного значения. Это распоряжение администрации Кемеровской области, как и сам Закон Кемеровской области «Об особо охраняемых природных территориях Кемеровской области», также является гарантом защиты экологических прав граждан.

В вопросах поддержки экологического воспитания и образования этому во многом способствуют мероприятия, проводимые в рамках «Дней защиты от экологической опасности». Участники мероприятий - это широкие слои населения, молодежь, учащиеся школ и вузов. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады, семинары, марши, викторины, месячники и субботники по благоустройству и озеленению территорий, операции «Чистая Земля», «Чистый воздух» были массовыми и результативными. В 2001 году Кемеровская область заняла почетное 1 место по России по проведению «Дней защиты от экологической опасности». В 2002 году уже по отдельным мероприятиям Кемеровская область занимает призовые места, примером может служить 1 место во всероссийской операции «Подрост» Городской станции юных натуралистов. Другой яркий пример - это огромная работа, проделанная Кузбасским ботаническим садом (директор - профессор Куприянов Андрей Николаевич) по благоустройству и организации парка в районе водоохранной зоны реки Томи и озера Суховского. Заслуживают особого внимания и мероприятия, проводимые по сосновому бору, областной станции юных натуралистов.

Большую организационную работу по проведению «Дней защиты от экологической опасности» на территории Кемеровской области провели: ГУ «Областной комитет природных ресурсов», районы - Новокузнецкий, Беловский, Юргинский, Ленинск-Кузнецкий и другие. Особое место в проведении «Дней защиты от экологической опасности» занимают заповедник «Кузнецкий Алатау» и Шорский национальный парк.

Устойчивых результатов по охране природы и обеспечению экологической безопасности можно достичь только через изменения сознания населения. В качестве положительных примеров экологического образования и просвещения хочется привести программы по непрерывному экологическому образованию и воспитанию Городской станции юных натуралистов; в дошкольных учреждениях - программы детсада п. ЯЯ «Экологическое воспитание дошкольников» (Шипилова Л. И.), «Наш мир» - программа детсада № 33 (методист - Прудникова О. Е.), региональная программа «Час экологии» (Горишная Г. В.).

Создание системы экологической безопасности потребует подготовки новых специалистов и огромной работы с населением области по формированию экологического мировоззрения, что вряд ли возможно без стройной системы экологического образования и таких важных законов - об экологической безопасности, об экологическом мониторинге, об экологическом образовании, об экологическом страховании, об экологическом аудите.

В настоящее время в целях совершенствования деятельности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в интересах устойчивого развития Кемеровской области Главным управлением разрабатывается ряд нормативно-правовых документов. Они направлены на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среды и обеспечение экологической безопасности на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов