Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (83) > АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Платежи за загрязнение окружающей природной среды вновь стали обязательными

Конституционный суд РФ вынес определение о признании Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» не противоречащим Конституции Российской Федерации. Данное Постановление вновь вступило в силу и согласно определению Конституционного суда РФ является общеобязательным, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами. Любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции, исключается.
Перфильева Е. В.,
директор ИнЭкА
Источник информации:
Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N№ 284-О

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 статьи 43, частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 79 и статьей 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года № 463) - поскольку оно принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

2. Вытекающий из настоящего Определения конституционно-правовой смысл постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование данного постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.

3. Прекратить дальнейшее производство по данному запросу в части, касающейся проверки конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», поскольку для разрешения вопроса, поставленного заявителем, не требуется вынесения итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации в виде постановления.

4. Отказать в принятии к рассмотрению данного запроса в части, касающейся проверки статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», поскольку в этой части он не отвечает требованию допустимости, предусмотренному частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

5. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Определение вступает в силу со дня его официального опубликования.

7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».


Конституционный Суд Российской Федерации

История вопроса

С августа 1992 года Постановлением Правительства РФ № 632 был определен Порядок и предельные ставки платежей за загрязнение окружающей среды. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечислялась в бесспорном порядке на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов из средств предприятия. Средства экологических фондов зачислялись на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

  • 60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;
  • 30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий областного значения;
  • 10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. был ликвидирован Федеральный экологический фонд Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 31 октября 2001 г. разъясняет, что впредь плата за негативное воздействие на окружающую среду должна направляться в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81 процентов доходов (по сведениям Минфина, в 2001 году сумма платежей за загрязнение окружающей среды составила 7,5 млрд. руб.).

В 2002 году ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» подала заявление в Верховный Суд РФ о признании Постановления Правительства РФ № 632 незаконным (не соответствующее статьям 57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статье 6 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»). Верховный Суд РФ удовлетворил заявление ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» и вынес решение от 28 марта 2002 года № ГКПИ 2002-178 о признании Постановления Правительства РФ № 632 незаконным и недействительным на основании того, что сбор платежей за загрязнении окружающей среды имеет все признаки налога, а согласно Налоговому Кодексу все основные элементы налогообложения должны устанавливаться федеральным законом, а не Постановлением Правительства.

Правительство РФ не согласилось с таким решением и подало кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2002 года № КАС 02-232 указанное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Тогда Правительство Российской Федерации, используя конституционное полномочие, предоставленное ему статьей 125 (пункт «а» части 2) и конкретизированное Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (подпункт «а» пункта 1 части первой статьи 3, статьи 36 и 84, часть первая статьи 85), направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ № 632.

В итоге Правительство РФ выиграло этот спор, Постановление Правительства РФ № 632 признано вновь полномочным.

Однако, последствия этого разбирательства сказались на пополнении доходной части бюджетов всех уровней и, соответственно, на срывах и невыполнении природоохранных программ федерального, регионального и местного значения.

Правительство завершило работу над проектом закона о платежах за загрязнение окружающей среды

Москва, 6 декабря /корр. БПИ/ - Правительство будет настаивать на своем варианте проекта федерального закона о платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом 6 декабря на пресс-конференции сообщил заместитель министра природных ресурсов России Максим Яковенко.

Два других проекта, внесенных депутатами Владимиром Грачевым и Геннадием Куликом, правительством отвергнуты, подчеркнул заместитель министра, «так как они в мягкой форме противоречат здравому смыслу, который закладывался в экологической доктрине».

По словам Яковенко, проект, предложенный МПР, «инвестиционно привлекательный». Он стимулирует предприятия вкладывать деньги в охрану окружающей среды, пояснил заместитель министра. На практике это будет реализовываться через предоставление предприятиям возможности в начале года оговорить определенную сумму, которую они обязуются вложить в прироодоохранные мероприятия.

В таком случае этому предприятию в течение оговоренного срока уменьшаются платежи за загрязнение на заявленную сумму затрат на природоохранные мероприятия. Перечень таких мероприятий приведен в законе. В основном это строительство каких-либо очистных сооружений. Если же по итогам года предприятие не осуществило планируемого инвестирования, то оно полностью возмещает в бюджет сумму запланированных инвестиций, а в дальнейшем лишается права на льготы.

Сейчас, как отметил Яковенко, рассматривается вопрос об установлении еще и штрафных санкций за срыв намеченных природоохранных мероприятий.

Законопроект от МПР, внесенный в правительство 1 июля 2002 года, на данный момент прошел обсуждение и готов к первому чтению, сообщил Яковенко. Однако, было принято решение приостановить внесение данного закона в Гос.Думу, в связи с paccмотрением в Верховном суде вопроса о законности постановления правительства № 632 Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» «Кольская горно-металлургическая компания» подала иск о признании установленных данным положением платежей видом налога, что может быть сделано только Налоговым кодексом.


Бюро правовой информации,

http://www.bpi.ru

С другой стороны этот инцидент подтолкнул МПР и Государственную Думу к разработке проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

В законопроекте «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указывается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, взимается с субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющими любые виды в целях стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Ставки платы за выбросы, сбросы, отходы установлены в рублях за тонну приведенной массы загрязняющих веществ по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. По предварительным оценкам, плата возрастет в 2,5-3 раза.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое на территории Российской Федерации и в пределах территориального моря, за исключением платы за негативное воздействие, оказываемое передвижными источниками выбросов, планируется зачислять в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местный бюджет в следующем соотношении:

  • 20 процентов - в федеральный бюджет:
  • 30 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 50 процентов - в местный бюджет.


Для стимулирования плательщиков к снижению негативного воздействия на окружающую среду по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления размер платы, исчисленной в соответствии с настоящим проектом Федерального закона, может понижаться на сумму средств, направленных плательщиком на выполнение природоохранных мероприятий, и использованных плательщиками на эти цели. Понижение размера платы планируется производить в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, но не более 70 % от суммы начисленной платы за негативное воздействие в пределах лимитов выбросов и сбросов.

Однако проект закона находится еще на рассмотрении и согласовании, и каков будет текст, исходя из российской практики, предугадать сложно.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов