Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 12 (83) > НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

«Халявные» лицензии вчера закончились

Министерство природных ресурсов завершает реформу системы лицензирования

Богата и обильна земля российская, только порядка в ней нет, говорили наши предки. И недра российские богаты и обильны, добавим мы. Нельзя не сказать, что с учетом всего, чем богаты недра, и с контролем за использованием этих богатств порядок все-таки был. Но реалии сегодняшнего дня требуют более жесткого подхода к использованию богатства, данному нам природой. Такой подход будет в гораздо большей степени обеспечивать соблюдение интересов государства.

Министерство природных ресурсов практически полностью изменило весь процесс лицензирования и завершило разработку необходимой для этого нормативно-регламентирующей базы. Изменение государством своего отношения к использованию недр без преувеличения можно назвать революционным.

Прежде всего, необходимо сказать о том, чем «грешила» прежняя система лицензирования. С законодательной точки зрения в ней было слишком много пробелов, противоречивости, непрописанных деталей. Любая неясность - это дорога к произволу, самым разным нарушениям и злоупотреблениям. Например, формулировка «может быть выдана лицензия» легко трактуется, как «лицензия может быть и не выдана», то есть с обратным смыслом. Кроме того, за долгие годы сложилась конкретная практика недропользования, которую в соответствии с требованиями дня необходимо менять, делать более жесткой, эффективной, экологически безопасной.

Для того чтобы закрыть законодательные «бреши», министерство разработало пакет из 17 документов. В данный момент осталось получить мнения и отзывы субъектов Федерации, заинтересованных министерств и ведомств.

Процесс изменения системы лицензирования сложный, поскольку затрагивает интересы субъектов Федерации, многих ведомств, нефтяных и газовых компаний и других недропользователей. Такой процесс, разумеется, не может проходить гладко. Поэтому был избран путь не изменения действующего закона «О недрах», такой путь потребовал бы слишком много времени, а через создание ведомственных комиссий. Это обеспечит максимальную открытость принятия принципиальных решений по вопросам недропользования.

Чтобы осилить такую глобальную задачу, потребовалось провести реформу и в структуре самого министерства: были образованы несколько новых управлений.

По решению министра природных ресурсов все вопросы недропользования должны пропускаться через Экспертно-рабочую группу, в которую уже входят представители МПР, и войдут представители других министерств. Вторая комиссия - это Межведомственная группа по рассмотрению вопросов досрочного прекращения права пользования недрами. Необходимость создания такой группы очевидна: большинство недропользователей не выполняют условий пользования недрами, и наведение порядка в этой сфере объективно назрело.

Задача Межведомственной рабочей группы - оценка того, насколько существенны нарушения и выяснение причин этих нарушений. Поскольку подобные вопросы всегда имеют очень острый характер, министерство считает необходимым, чтобы они рассматривались не узким кругом специалистов, а с привлечением заинтересованных ведомств, а также субъектов Федерации, поскольку они наряду с МПР наделены функциями по обеспечению лицензирования и принятию решений. В Межведомственную комиссию должны войти представители Минэкономразвития, Минэнерго, Минфина, МНС, ФСНП, МВД, ФСБ, Госгортехнадзора и другие. Соответствующие предложения отправлены в 40 министерств и ведомств. При таком представительстве основания говорить о «предвзятости» решений оснований не будет.

Никаких карательных функций у МПР не было и нет. Новое управление министерства - по работе с природопользователями создано для работы с недропользователями, конкретными держателями лицензий. Управление проведет учет всех до единого природопользователей. Вторая главная его задача - мониторинг за выполнением условий (зафиксированных в документах) пользования природными ресурсами и решение возникающих проблемных вопросов. Весь смысл деятельности нового управления, как и Министерства в целом - повышение эффективности использования природных ресурсов, защита интересов государства и, в том числе самого недропользователя.

Другая стратегическая линия деятельности министерства сегодня - замена заявочного принципа лицензирования, который выглядел следующим образом: участки недр выставлялись на конкурсы, аукционы по заявкам самих недропользователей. Компании «столбили» перспективные участки на много лет вперед и не разрабатывали их. Надо ли говорить, что государство несет прямые убытки. Например, Архангельскгеолдобыча при нынешней интенсивности добычи сможет полностью освоить принадлежащие ей месторождения за ТРИ ТЫСЯЧИ лет! В Ненецком автономном округе насчитывается 17 добычных лицензий, но реальная добыча ведется только на двух-четырех участках. Губернатор округа Владимир Бутов располагает данными, согласно которым, государство недосчитывается 500 миллионов долларов потому, что участки, на которые выданы лицензии, не разрабатываются.

Конкретных новаций, часто принципиального характера, в лицензировании будет довольно много. Теперь в процедуру выдачи лицензий вводится плановый принцип: государство в лице министерства само будет решать, какие участки выставлять. Но прежде будет проведен анализ ресурсной базы, потребности экономики в ресурсах и геолого-экономическая оценка каждого участка недр.

В апреле нынешнего года президент и правительство дали поручение: при выдаче лицензий использовать преимущественно аукционную форму. Это положение не оспаривается и выполняется. Но там, где есть необходимость, конкурсы будут проводиться и впредь. Если месторождение содержит полезные ископаемые, которые можно отнести к стратегическим (например, сырье для оборонной промышленности), то в таком случае можно ставить вопрос о конкурсе вместо аукциона. В таких случаях цена не может быть единственным критерием. Яркий пример - конкурс на месторождения в Чечне, который будет объявлен в ближайшее время.

Более жестким станет подход к отбору претендентов на получение лицензий. Прежде не практиковался жесткий контроль в первый же год действия лицензии. Министерство проведет полную инвентаризацию всех месторождений, закрепленных за конкретными пользователями. В случае нарушений, тем более грубых нарушений, министерство будет принимать адекватные меры. Возможны даже ситуации, когда лицензии будут отбираться и затем снова выставляться на конкурс или аукцион. Судьбу отобранных лицензий будут решать Департамент лицензирования и Департамент геологии и использования недр.

В опровержение обильно циркулирующих слухов следует сказать, что никакого «черного списка» компаний, у которых предполагается отбирать лицензии, не существует. Просто впервые (прежде не делался) начался серьезный анализ отчетов обладателей лицензий - за 2000 год и первую половину нынешнего года. Анализ дает богатую почву для размышлений. Итоговые материалы станут темой для обсуждения Межведомственной комиссии.

Этот процесс начался с проверки углеводородных месторождений. Затем придет черед месторождений твердых минералов, металлов и так далее. Подобные проверки были и раньше, но они носили разовый характер, не постоянного контроля. Теперь контроль будет следовать сразу за выдачей лицензии. Соответствующий мониторинг будет на основе ежеквартальных и даже ежемесячных отчетов. Уже сейчас отчеты поступают в банк данных, и электронная система выдает списки тех, кто не выполняет уровень добычи, не приступил к ней и так далее. Подобные списки сразу поступают в работу.

Изменение всей идеологии и практики лицензирования - процесс долгий и нелегкий, но очень большая часть пути уже пройдена. Разумеется, остаются еще не до конца решенные вопросы. Например, до конца не отрегулированы отношения министерства и субъектов Федерации, нуждается в доработке закон «О недрах», необходимо принять Административный кодекс. Но уже сегодня можно сказать, что критическая точка - точка возврата уже пройдена. Положительные результаты начнут появляться в самое ближайшее время.

«Природа online», общественно-политическая интернет-газета, http://www.priroda-online.ru
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов