Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (84) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Средневековая свалка или цивилизованный полигон? Быть или не быть?

ТЕЛЬГЕРЕКОВ Е. Ф.,
«Информационное экологическое агентство».

Человечество всегда производило отходы жизнедеятельности.

Неандерталец выбрасывал из пещеры обглоданные кости да зазубренные кремниевые орудия своего труда, в которых потом с упоением копались археологи. (Интересно, какую фантасмогоричную картину нашей цивилизации составят будущие археологи, копаясь в нынешних свалках?) В средние века человечество, не задумываясь о проблемах санитарии и экологии, просто выбрасывало из окон и дверей жилищ все, что не подлежало компостированию и утилизации. Однако первобытных людей было столь мало, а в эпоху античности, в средние века и вплоть до новейшей истории человечество практически утилизировало все, что производило, что проблема отходов и их складирования не возникала. Она возникла весьма остро, когда научный и производственный прогресс привел цивилизацию к эпохе потребления.

«Рост городов и увеличение городского населения, развитие промышленности и технический прогресс приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в крупных городах, где хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована и где на ограниченной территории сосредоточена значительная масса населения. В городах происходит наиболее интенсивное накопление твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, которые при неправильном и несвоевременном удалении серьезно загрязняют окружающую среду. Повсеместно возникающие вокруг городов плохо организованные, а порой и просто «стихийные», свалки являются наиболее серьезным загрязнителем поверхностных и грунтовых вод. В результате миграции с территорий свалок и полигонов химических веществ происходит загрязнение почвы и водоисточников», - пишет П. В. Дарулис в предисловии к своей книге «Отходы областного города».

И, хотя книга написана на основе материалов Смоленска, Новокузнецку как крупнейшему городу Кемеровской области все вышеперечисленные беды наиболее присущи. Общая экологическая напряженность, ситуация, сложившаяся по размещению и захоронению отходов, приводят к ухудшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Кому из горожан незнакома картина постоянного дымного шлейфа от городской свалки по дороге на Ильинку? Ежегодно в городе образуется более 7427,6 тысяч тонн отходов производства и потребления, из которых повторно используется лишь 39,87 %. За 2002 год на городскую свалку вывезено 915,2 тысяч м3 отходов, из которых от населения - 627,5 тысяч м3. В связи к высоким объемом образующихся отходов из оборота изъято 850 га некогда плодородных земель. «Места захоронения отходов не отвечают гигиеническим нормативам, нет ни одного полигона для захоронения твердых бытовых отходов. Не решена проблема обезвреживания и утилизации медицинских и «биологических» отходов, одноразовых инфильтрационных инструментов, шприцев, которые по мере накопления либо сжигаются вместе с другими отходами лечебных учреждений в котельных, либо просто вывозятся на свалку», это цитата из докладной записки Новокузнецкого городского Центра санитарно-эпидемиологического надзора. Таково безрадостное положение нашего сегодняшнего дня, оно не возникло вчера или в эпоху перестроечного передела собственности. Это наше наследство. Свалка узаконена решением № 409 Сталинского Горсовета от 15.11.1955 года, хотя фактически она функционирует с тридцатых годов ХХ-ого века, с легендарных дней «Кузнецкстроя».

Ну, кто тогда думал, что свалка окажется географически чуть ли не в центре города? За 70 лет эксплуатации на свалке накоплено свыше 30 млн. м3 отходов.

Нельзя сказать, что существующее положение дел никому не известно. Все, приведенные в данной статье цифры, взяты из официальных источников. По данным исследований, выполненных «Экологическим региональным центром» в 2001 году, выявлено загрязнение почвы свалки и прилегающих территорий тяжелыми металлами: свинцом, мышьяком, марганцем, велика концентрация токсичных компонентов в атмосфере.

Исследования Новокузнецкого городского Центра санитарно-эпидемиологического надзора подтвердили, что техническая оснащенность свалки не обеспечивает защиту почв, поверхностных и подземных вод от бактериологических, паразотологических факторов.

«До сих пор государственные природоохранные органы выдавали разрешение муниципальным предприятиям Новокузнецка на размещение отходов под обещания Администрации города по наведению хотя бы элементарного порядка на городской свалке и решения вопроса о строительстве нового полигона твердых бытовых отходов на территории города», - а это - из информационного бюллетеня пресс-службы Главного управления природных ресурсов по Кемеровской области. То есть как раз того органа, который эти разрешения и выдает. Многое в приведенной фразе вызывает недоумение. Что подразумевается под наведением элементарного порядка на свалке? Выдача униформы бомжам? И далее из того же источника: «Но ситуация такова, что строительство нового полигона не только не ведется, но даже отсутствует решение об отводе земельного участка и проект полигона, не решены вопросы финансирования строительства». И вот, коллегия Главного управления природных ресурсов МПР по Кемеровской области 19 декабря прошлого года принимает решение, что городская свалка в г. Новокузнецке будет закрыта, если Администрация этого самого Новокузнецка до 15 февраля 2003 года не представит в ГУПР «готовые проектные решения по рекультивации свалки и созданию нового полигона бытовых отходов». Хотя чиновники ГУПР понимают, что «закрытие свалки приведет к еще более серьезным последствиям - захламлению города несанкционированными свалками». Я цитирую информационный бюллетень пресс-службы Главного управления природных ресурсов МПР по Кемеровской области. Это один взгляд на проблему. ГУПР - орган надзирающий, федерального подчинения.

Ситуация с городской свалкой ТБО в Новокузнецке на самом деле сложна и многоаспектна, клубок проблем накапливался годами и десятилетиями. Их к 15 февраля не решить. Нужно продуманное комплексное решение, нужна программа действий, нужны ответственные государственные лица, нужно, наконец, финансирование. Мы попытаемся привести здесь мнения разных людей, и облеченных властью, и непосредственно занимающихся в Новокузнецке вывозом и складированием отходов, и просто, как и все жители, заинтересованных в решении этой проблемы.

Леванкова Валентина Борисовна, председатель Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Новокузнецка:

- В городе разработаны и действуют «Правила благоустройства и санитарного содержания территории», в которых предусмотрен порядок сбора и вывоза отходов. Разработаны и утверждены «Единые нормы накопления отходов потребления». В 2000-2001 годах Главным управлением природных ресурсов по Кемеровской области выданы лимиты и разрешения на размещение отходов на весь объем, размещенный на свалке. При выдаче документации были выдвинуты условия, которые в настоящее время выполнены.

Решением Администрации г. Новокузнецка № 1284 от 15 октября 2001 года свалка принята на баланс Комитета ЖКХиБ.

Получены согласования всех заинтересованных служб по определению площадки под строительство полигона ТБО и пакет документов отправлен на рассмотрение в ГУПР 17 сентября 2002 года. Ответ не получен, замечания не выдавались. Кроме площадки у села Кругленькое рассмотрены другие варианты возможного размещения полигона: территория отработанных карьеров старого Байдаевского разреза и глиняного карьера АО «Строитель» в Орджоникидзевском районе, шахтное поле бывшей шахты им. Орджоникидзе в Куйбышевском районе, «треугольник» у переезда на пос. Шахтерский в Заводском районе. Строительство полигона является для города одним из наиболее значимых природоохранных мереприятий. Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Новокузнецка организован и проведен конкурс на заключение муниципального контракта по выполнению проектных работ по полигону твердых бытовых отходов. В конкурсе приняли участие восемь проектных институтов Сибири, по итогам конкурса определен подрядчик. В областную природоохранную программу, предусматривающую финансирование из средств, перечисленных предприятиями Новокузнецка за загрязнение окружающей природной среды, включено проектирование и строительство полигона. Кроме того, в программу вошли мероприятия: «Разработка концептуальной программы управления отходами» и «Мониторинг действующей свалки». Программа утверждена Главой города, согласована с Главным управлением природных ресурсов, утверждена Советом народных депутатов Кемеровской области. Предусмотрен график освоения средств с разбивкой по годам. Однако из-за отсутствия финансирования график не выполняется.

Вот она, самая печальная страница в истории строительства новокузнецкого полигона. Небольшая справка. Согласно ст. 6 гл. II Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» - «проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации». Из ст. 5 гл.II Закона Кемеровской области «Об обращении с отходами производства и потребления» - «органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию программ по обращению с отходами при выделении соответствующих финансовых ресурсов». Субъектом Российской Федерации является Кемеровская область, а не город Новокузнецк. Это из бюджета области должно быть профинансировано проектирование и строительство полигона твердых бытовых отходов, а Администрация Новокузнецка должна обеспечить реализацию этого проекта при наличии опять же «соответствующих финансовых ресурсов», как гласит Закон, и Федеральный, и Кемеровской области. Откуда же брать деньги на выполнение этой и других программ? Раньше это был экологический фонд, нынче - деньги от платежей за природопользование. По словам Валентины Борисовны Леванковой, Новокузнецком перечислено в казну области платежей за природопользование в 2000 году - 56 млн. рублей, в 2001 году - 110 млн. рублей, в 2002 году - 140 млн. рублей. Обратно не вернулось ни рубля! Государственная политика централизации всего и вся? Верните нам хотя бы часть уже проплаченных Новокузнецком денег, и мы построим новый полигон и рекультивируем старую свалку. Создается впечатление, что чиновники из области озабочены в основном не проблемой размещения отходов в Новокузнецке, а выколачиванием денег в областной бюджет. Вот 15 февраля истечет срок ультиматума, городская свалка официально будет закрыта. И что же дальше? Будем складировать свой мусор дома, чтобы сжечь летом в дачных печках или закопать на огороде? Завалим в городе все дворы?

Шмагоренко Анатолий Николаевич, директор ООО «Спецавтохозяйство»:

«Даже при положительном решении о строительстве полигона или полигонов эксплуатировать существующую свалку будем еще лет пять-шесть». Что это значит? Это значит, что при отсутствии лимитов на размещение отходов любое размещение их на свалке считается сверхлимитным и оплачивается в двадцатипятикратном размере. 70 % отходов на свалке - от населения. Чьи это денежки потекут в областной бюджет? Это еще один немаловажный аспект.

Проблема, тем не менее, требует безотлагательного решения. Может быть, стоит прислушаться к мнению Анатолия Николаевича Шмагоренко, человека, не одно десятилетие занимающегося в городе непосредственной вывозкой мусора на свалку, и строить не один полигон для огромного города, а несколько. Ведь на самом деле, такой полигон займет громадную площадь, выведя тем самым из оборота огромную массу земли. При существующей застройке нашего города, с его территориально разбросанными районами, чрезвычайно возрастут транспортные расходы. Куда разумнее представляется организовать полигон для Ильинского, Заводского районов и, скажем, поселка «Металлург» где-нибудь в их непосредственной близости, а для Орджоникидзевского и Байдаевского районов - на территории отработанных карьеров старого Байдаевского разреза или глиняного карьера.

По словам Екатерины Петровны Волынкиной, директора НП «Экологический региональный центр» (именно это организация проводила мониторинг городской свалки и картирование несанкционированных свалок в городе), все технические проблемы, связанные со сбором, хранением и утилизацией отходов, с построением полигона, с рекультивацией существующей свалки, решаемы. Есть понимание проблемы со стороны природоохранных структур городской Администрации Новокузнецка, есть желание перемен Федеральных органов контроля, нет одного - согласованности действий.

Нельзя сказать, чтобы общественность была в стороне от этой проблемы. НП «Экологический региональный центр», на результаты мониторинга им новокузнецкой свалки так любят ссылаться в Главном управлением природных ресурсов, - организация никак не государственная. В прошлом, 2002 году в рамках проекта Информационного экологического агентства издан общественный доклад «Проблема твердых бытовых отходов в Кемеровской области», ситуации с размещением отходов в Новокузнецке в нем уделено достаточно внимания. В Докладе кроме общего анализа ситуации предложены пути и методы ее решения, разработаны рекомендации для различных секторов общества по обращению с отходами потребления. Ну, это, в прочем, из области нашей общей культуры. Твердим много лет о раздельном сборе мусора, а воз и ныне там. Никто в Европе не считает ниже своего достоинства раскладывать пивные бутылки в контейнеры для стекла различного цвета, и никому там не приходит в голову бросать пластик в пищевые отходы. А о каком раздельном сборе можно говорить у нас, когда на сегодняшний день в Новокузнецке просто не хватает около 40 контейнеров, нет резерва автотранспорта. И, в конце концов, как бы мы в семье не отделяли бумагу от лампочек, все полетит в один контейнер и в одну кучу на свалке. На радость бомжам, уж они-то все нужное выберут и рассортируют. Значит, есть на это спрос, значит, есть в этом смысл? Криминал никогда не будет заниматься неприбыльным делом. Почему же наше государство считает ниже своего имперского достоинства заниматься мусором? Или денег ему не надо? Или созданием рабочих мест не озабочено? Или нет у нас проблем с переработкой и утилизацией отходов?

Существует бизнес, готовый вкладывать в это деньги. Есть проектные институты, готовые предложить передовые технологии. Есть желание местных властей разрешить проблему. Есть общественные организации, готовые к конструктивному сотрудничеству. Только свалка до сих пор горит, а полигон не построен.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов