Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (84) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Как остановить мусорное наводнение?

По материалам «300online.ru»

Санкт-Петербург - второй по величине город России, который всевозможных отходов производит немало. По данным Администрации города, в настоящее время в Санкт-Петербурге ежегодно образуется около 5 млн. м3 (1 млн. тонн) твердых бытовых отходов (ТБО). Около трети этого мусора подвергаются переработке на двух мусороперерабатывающих заводах: МПБО-1 и МПБО-2, остальное размещается на трех полигонах. Доставкой занимаются два крупных перевозчика «Спецтранс-1» и «Спецтранс-6». Кроме того, на территории города имеется больше двухсот несанкционированных свалок. Мощностей имеющихся МПБО явно недостаточно.

Хотя сегодня ситуация пока еще находится под контролем, очевидно, что уже в ближайшие годы Петербург столкнется с мусорным кризисом. Существующих полигонов просто перестанет хватать. Судьба Петербурга решается сейчас: быть смытым мусорным наводнением или спастись, и какова цена спасения.

Даже если современные объемы захоронения ТБО сохранятся, существующие полигоны еще до 2010 г. будут переполнены и закрыты. Что же касается возможных площадей под новые полигоны вблизи города, здесь существуют серьезные затруднения. Возможно, уже через два года отходы придется вывозить за 150 км от города (сейчас все свалки находятся в радиусе 30 км), что неминуемо приведет и к росту тарифов.

Существует несколько основных проблем, которые препятствуют сегодня развитию переработки и нормальному функционированию мусорной цепочки. Отходы в процессе транспортировки переходят из ведения Комитета по содержанию жилищного фонда (КСЖФ) в Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Различные городские структуры, между которыми поделена ответственность за обращение с отходами, не заинтересованы в эффективности всей цепочки и работают, как правило, исключительно на себя, лоббируя собственные интересы. Каждая служба стремится заработать побольше, зачастую в ущерб другим звеньям. В результате возникает несбалансированность тарифов, оттого цепочка и начинает «хромать».

В то же время тариф, например, на перевозку мусора, за последние три года вырос почти в три раза. Сильно увеличились и выплаты населения.

Единственным прибыльным элементом цепочки остается транспортировка (во многом за счет «левых» доходов). Деньги возчики получают за принятые отходы, и потом могут свалить их на несанкционированных свалках. Было бы логично платить им деньги по количеству отвезенных на официальный полигон отходов. Производство же остается убыточным, а поскольку перерабатывать мусор невыгодно, заводы не заинтересованы в качественной работе ни перевозчиков, ни сборщиков.

Между тем Петербург фактически является пионером переработки мусора в России. Завод по производству компоста из отходов был создан здесь еще тридцать лет назад. Однако сегодня этот компост - низкого качества, так как отходы не сортируются, и продукт получается загрязненным. Впрочем, и стоимость обезвреживания и переработки ТБО на петербургских заводах самая низкая - около 4 долларов за тонну, что в 2,3 раза ниже тарифа на прием ТБО на Московские мусоросжигательные заводы, не говоря уже о различном экологическом эффекте.

Много обсуждался и до сих пор обсуждается проект по строительству мусоросжигательного завода в Петербурге. Первоначально идея выглядела следующим образом: датская фирма строит завод, который раз и навсегда решает мусорную проблему в Петербурге. Мощность завода - 500 тысяч тонн мусора в год. Стоимость строительства - $ 125 млн. Ежегодные расходы на эксплуатацию МСЗ составят в среднем $ 25 млн.

Впрочем, чиновники, похоже, отказываются от идеи МСЗ, во всяком случае, в таком радикальном ее выражении. Стало ясно, что она не выдерживает критики с любой стороны. Как указывает эксперт «Гринпис» Игорь Бабанин, в ответе, полученном этой организацией из Комитета по природопользованию, сжигание нерассортированных отходов названо «антиэкологичным и антиэкономичным». Что ни говори, стоимость сжигания в 10 раз превышает нынешние затраты на переработку, и это даже если не учитывать затраты на очистку. Однако администрация не отвергает идеи сжигания той части отходов, которую нельзя переработать по-иному.

Свою концепцию по предотвращению «кризиса отходов» в Санкт-Петербурге предложил и «Гринпис». Она предполагает строительство комплексов для сортировки отходов. С помощью этих комплексов производится выделение полезных фракций отходов, с последующим прессованием неутилизируемых остатков до более высокой плотности. Их суммарная мощность по приему отходов должна составить порядка 700 тыс. тонн в год, предполагаемые капитальные вложения в строительство комплексов - $ 8,8-33 млн. Как указывается в концепции, «внедрение комплексов для сортировки отходов позволит снизить скорость заполнения полигонов в 1,6-3,5 раз и снять остроту проблемы на ближайшие 5-10 лет. Полученная «передышка» должна быть использована Администрацией Санкт-Петербурга для разработки и внедрения «комплексного подхода» по обращению с отходами, включающего такие меры, как введение селективного сбора пищевых отходов, углубление переработки вторичного сырья».

Позиция «Гринпис» такова: необходимо по возможности полностью избежать сжигания. Вывод, который эксперты этой организации делают, подводя итог изложению своей концепции: «При выборе обоснованных технологий переработки отходов, в сочетании с рядом организационных и просветительских мероприятий, депонирование отходов Санкт-Петербурга на полигонах может быть в ближайшие годы полностью прекращено. При этом отрасль переработки отходов может быть переведена из разряда затратных в прибыльные».

Интерес коммерческих организаций к разборке мусора закономерен: именно на этой стадии никому не нужные отходы впервые обретают качество сырья. Видимо, следует ожидать новой мусорной войны - войны за право сортировать отходы.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов