Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (84) > ГОСТЬ НОМЕРА

3 рубля за автошину

Елена БУЙНИЧ,
ведущий специалист отдела госконтроля за обращением с отходами Минприроды Белоруссии
«Деловой Петербург», №210

«На фоне бурного роста парка автомобилей в республике отдельного рассмотрения требует проблема сбора и утилизации отбегавших свое автомобильных шин. Их угрожающе много, и к тому же они долговечны, не поддаются биологическому разложению, требуют больших площадей для хранения, могут вызвать воспламенение, а кроме того служат отличным «жилфондом» для различных насекомых, грызунов и прочей живности.

Учитывая опыт обращения с резиносодержащими отходами в Западной Европе, где эта проблема практически полностью решена, Минприроды совместно с Минторгом разработало положение о порядке обращения с изношенными покрышками и другими резиносодержащими отходами. Согласно ему каждый гражданин обязан сдавать изношенные шины в заготовительные или перерабатывающие организации, возместив при этом расходы, связанные с переработкой таких отходов.

Этот подход, прямо скажем, мало приемлемый для нашего менталитета, хотя принцип «загрязнитель платит» присутствует в законодательстве давно. Вокруг разработанного документа еще идут споры, не позволяющие придти к единому решению. С одной стороны, действительно, странно: сдавая изношенные шины, гражданин должен еще и приплатить (а ведь за стеклотару, например, платят нам). Но ведь и логика неумолима: каждый из нас - производитель отходов, т. е. загрязнитель, и обязан чтить закон. Да и почему, собственно, «чистюля Иванов» должен собственноручно и за свой счет убирать за «грязнулей Петровым»? Ведь сбор и переработка изношенных шин стоят немалых денег. Особенно переработка, поскольку требует дорогостоящего в приобретении и эксплуатации оборудования, значительных энергетических затрат. Поэтому многие специалисты считают, что в нашей экономической ситуации нормально, что гражданин оплатит гаражно-строительному кооперативу, шиноремонтной организации или заготовительной организации «Белкоопсоюза» услуги по сбору, хранению, транспортировке и переработке изношенных шин. По предварительным подсчетам, в среднем - 3 рубля за штуку. Затраты, как видим, невелики, тем более что автолюбители меняют покрышки примерно раз в 2 года, отдачу же почувствуют и современники, и потомки.

Для более удобной организации системы сбора резиносодержащих отходов планируется создать сеть заготовительных пунктов, что сократит расходы, связанные с их транспортировкой».

Лев Федоров, доктор химических наук:

«Опасность вовлечения в оборот старых автомобильных покрышек возникает уже на стадии их хранения. Известно, что в местах складирования автопокрышек происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсичных органических соединений. Кроме того, существует группа органических веществ, о которых может быть и неизвестно, поскольку в разных странах при создании автомобильных покрышек используют разные пластификаторы, мягчители и т. п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них чрезвычайно редко.

Не существует необходимых гарантий безопасности и при сжигании старых автопокрышек. В этом процессе всегда образуются такие органические соединения, как пирен, который опасен при поступлении через кожу, фенантрен (канцероген для мышц) и др. Опасность каждого из этих органических веществ может повыситься при их совместном воздействии на человека».

Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн. тонн при ежегодном приросте не менее 7 млн. тонн. В России и СНГ ежегодный объем выбрасываемых автошин оценивается цифрой более 1 млн. тонн, при этом в Москве накапливается 50-60 тыс. тонн, в Петербурге и Ленинградской области - около 50 тысяч тонн.

Одной из главных проблем при утилизации отходов является разработка механизма финансирования этих работ. В Австрии, Швейцарии, Финляндии введены дополнительные налоги на изготовление и/или продажу шин. Эти деньги идут на финансирование НИР, строительство предприятий по переработке, компенсацию затрат на сбор и доставку.

В настоящее время существуют следующие технологии переработки автошин:

  • использование целых шин при изготовлении труб и звукоизолирующих покрытий вдоль автострад, защита склонов от эрозии;
  • сжигание шин с целью получения энергии;
  • переработка шин в резиновую крошку и порошки при низких и нормальных температурах (при изготовлении полимерных смесей и строительных материалов). Это направление считается самым перспективным, однако пока только 10 % российских шин перерабатываются таким способом;
  • получение регенерата для производства резиновых смесей и резинобитумных композиций для изоляционных и кровельных материалов (мягкой и жесткой кровли, мастик).

В странах ЕС объемы утилизации шин распределяются следующим образом: на экспорт - 16 %, на восстановление - 12 %, на регенерацию - 9 %, в гражданское строительство - 9 %, на сжигание в цементных печах - 16 %, на получение энергии - 4 %, на свалки и в запасы - 34 %.

В Москве в 2002 году организовано производство по переработке шин с годовой производительностью (по сырью) 30 тыс. тонн в год.

В Петербурге действует соглашение «О комплексной утилизации изношенных автопокрышек и других резиновых изделий», утвержденное в сентябре 1997 г. Специалистами петербургского ЗАО «Камея» предложена схема комплексной утилизации изношенных автопокрышек в Северо-Западном регионе России, объединяющая все существующие методы переработки. Проект предполагает на первом этапе основную массу отходов направлять на утилизацию совместно с горючим сланцем, а на последующих этапах (2003-2005 г.г.) - увеличить объемы утилизации автопокрышек в виде резиновой крошки, регенерата и изделий технического назначения.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов