Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (85) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исторические аспекты формирования экологической политики в России (ХХ век)

ШМЫГЛЕВА А. В.,
доцент каф. истории СибГИУ

Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России проходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в ХХ веке:

  1. 1917 - конец 1920-х г.г.,
  2. начало 1930-х - первая половина 1950-х г.г.,
  3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х г.г.,
  4. начало 1970-х - конец 1980-х г.г.,
  5. 1990-е г.г.

Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т. п.

С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В. В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы1. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.

Важным шагом на пути сохранения природных ресурсов стран была отмена права собственности на «землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики»2. Конституцией РСФСР «все леса, недра и воды общегосударственного значения» были объявлены национальным достоянием3. Право распоряжения природными ресурсами передавалось органам советской власти на местах, в задачи центральных органов власти входил контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Таким образом, законодательно закреплялось исключительное право государства на природопользование.

Несмотря на объективные трудности, постепенно шел процесс разработки природоохранного законодательства, в стране создавалась система государственных органов, ответственных за сохранение отдельных природных ресурсов и их использование. Например, в 1918 г. было создано Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности и Центральное управление лесов России. В 1919 г. по постановлению ВСНХ создан ЦК Водоохранения, в задачи которого входила охрана водоемов от загрязнения промышленными и бытовыми сточными водами.

Большое внимание уделялось разработке природоохранных мероприятий в государственном масштабе. В частности, началось создание особо охраняемых территорий, в том числе заповедников. Декретом СНК от 16 сентября 1921 г. запрещалась «охота, ловля зверей и птиц, собирание яиц и гнезд, и ловля рыбы» на территории заповедников4. В 1924 г. за нарушение декретов СНК об охране памятников природы была введена уголовная ответственность.

В то же время была создана Временная комиссия по охране природы, преобразованная сначала во Всероссийский комитет по охране природы, а затем в Государственный комитет по охране памятников природы, действовавший в рамках Главного комитета по делам музеев Народного комиссариата просвещения. В состав комитета входили известные ученые А. Е. Ферсман, А. Н. Северцов, Г. А. Кожевников, Н. М. Федоровский, Д. М. Россинский, И. И. Галенкин и другие. Председателем комитета был назначен Н. М. Кулагин. В начале 1920-х годов Госкомитет по охране памятников природы осуществлял руководство природоохранными мероприятиями, координировал деятельность местных природоохранных органов. Основным направлением деятельности комитета стало создание и развитие заповедников с целью научного изучения природы.

Следующим шагом в создании системы охраняемых территорий стало издание ВЦИК в 1925 г. Закона «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение». Народному комиссариату просвещения поручалось создать новое природоохранное учреждение - Государственный межведомственный комитет по охране природы с целью «упорядочения и управления политикой различных комиссариатов и правительственных учреждений, относящихся к охране природы»5. В него вошли представители Наркомата просвещения, Госплана, Наркомата финансов, Наркомата здравоохранения, НКВД, Академии Наук, Российского географического общества. За комитетом были закреплены следующие функции: формирование общей политики в области охраны природы и контроль за ее реализацией; контроль за природопользователями и разработка рекомендаций по изменению характера природопользования в случае необходимости; пресечение нарушений природоохранного законодательства. Государственный межведомственный комитет по охране природы стал одним из первых специализированных органов в области охраны окружающей среды, полномочия которого не ограничивались охраной отдельных территорий. Вскоре комитет был реорганизован, а затем ликвидирован, однако факт его создания имел большое значение.

В 1920-е годы по инициативе Госплана были созданы межведомственные комиссии, в состав которых вошли представители Наркома просвещения (Главнауки), советских органов, землеуправлений, местных союзов охотников и рыболовов и других организаций. Эти комиссии были призваны объединять работу различных ведомств и учреждений, а также вырабатывать общие решения, касающиеся проблем охраны природы6. Однако, вследствие того, что фактически природоохранные функции были рассредоточены между различными ведомствами, это приводило к противоречиям и конфликтам между природопользователями.

Описание первого этапа в истории экологической политики было бы неполным без упоминания о достаточно активном, несмотря на малочисленность, природоохранном движении, состоявшем в основном из представителей интеллигенции. Представители научной и педагогической элиты, воспитанные в дореволюционных университетах, имели высокий духовно-нравственный потенциал, который часто предопределял их деятельность, - как профессиональную, так и общественную. Они не только пропагандировали экологические знания, но и принимали участие в разработке законодательства Советской России, способствовали созданию Всероссийского общества охраны природы (1924 г.) и ряда государственных комитетов и комиссий, в том числе Государственного комитета по охране природы (1925 г.). Значительный вклад в развитие общественного экологического движения внесли ученые П. Г. Смидович, Ф. Н. Петров, В. Н. Макаров, Г. А. Кожевников, Б. М. Житков, С. И. Огнев, Г. П. Дементьев и другие3. В этот период широкое распространение получили общества любителей природы, основным видом деятельности которых была популяризация идей охраны природы среди населения, организация выставок, лекций, издание журналов. Вступить в подобное общество мог любой желающий. Таким образом, можно говорить о зарождении в 1920-х годах общественного движения за охрану природу, основной целью которого было «сохранение достопримечательностей природы».

Период с начала 1930-х до 1950-х г.г. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения. В качестве примера можно привести постановление СНК СССР от 31 июля 1931 г. «Об организации лесного хозяйства». Согласно этому постановлению, все лесные массивы делились на лесопромышленные и лесокультурные. Следует отметить, что к лесам второй группы в числе других были отнесены «все лесные массивы степной части Западно-Сибирского края»7. Кроме того, постановлением предусматривалось, что предельный размер ежегодной вырубки леса не должен превышать годичного прироста древесины, в водоохранных зонах рек Волга, Дон, Днепр, Урал вырубка запрещалась, а площадь лесов в этих зонах должна была увеличиться.

Следует обратить внимание также на то, что в этот период большое внимание уделялось проблеме улучшения санитарного состояния городов, поселков, предприятий и жилья. Об этом свидетельствуют постановления СНК РСФСР «О состоянии медико-санитарного дела в основных промышленных районах» от 16 мая 1931 г., «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочих районов и поселков, рабочих общежитий, учреждений общественного питания и бытовых учреждений» от 10 августа 1931 г., «О медико-санитарном обслуживании рабочих угольной промышленности» от 28 июня 1933 г. Прежде всего это было обусловлено тем, что в стране продолжалось форсированное строительство новых городов, создавались сотни предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности. Как следствие, в городах стали проявляться первые признаки нарушения экологического равновесия - росла заболеваемость населения, не хватало качественной питьевой воды и т. п. Руководство страны признавало, что после окончания гражданской войны недостаточно внимания уделялось вопросам качества среды в городах. Это объяснялось следующим образом: «после победы над интервентами и окончания гражданской войны Советской власти пришлось прежде всего восстанавливать промышленность и сельское хозяйство, ввиду чего восстановление коммунального хозяйства оказалось на втором плане».

Ухудшение качества окружающей среды в городах заставило изменить отношение к проблеме контроля за качеством среды. Вопросы городского хозяйства (водоснабжение, благоустройство, канализация и т. п.) в начале 1930-х годов «приобретают крупнейшее значение»8. Общий контроль за состоянием окружающей среды осуществляла созданная в 1922 г. Государственная санитарная инспекция, на которую были возложены следующие функции: контроль качества внешней среды, санитарная охрана воды, воздуха, почвы, жилища, пищевых продуктов; противоэпидемические мероприятия; борьба с социальными и профессиональными болезнями; охрана здоровья детей и другие.

Наряду с практической работой, санитарные органы проводили серьезные научные исследования по гигиене воды, атмосферного воздуха, изучали влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, в том числе шума, излучения и т. д. Целый комплекс исследований проводился в крупных городах с развивающейся промышленностью - Москве, Ленинграде, Магнитогорске, Челябинске, Новокузнецке и др. Полученные данные использовались при разработке природоохранного и санитарного законодательства, организации санитарных зон предприятий, размещении промышленных производств и жилья.

В 1930-е годы началась разработка системы нормативов в природопользовании, были установлены предельно-допустимые концентрации (ПДК) для 12 вредных веществ. За двадцать первых лет работы санитарной службы было принято несколько принципиально важных документов, в числе которых можно назвать «Положение о нормах чистоты сточных вод» (1923 г.), «О загрязнении воздуха выбросами электростанций» (1937 г.), «Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов» (1939 г.), ГОСТы по питьевой воде (1944 г.) и другие.

В системе специальных природоохранных органов в 1930-х гг. произошли изменения: Государственный комитет по охране природы в 1930 г. был преобразован в Межведомственный комитет содействия развитию природных богатств в РСФСР, а в 1933 г. - в Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, что повлекло за собой не только сокращение полномочий и изменение функций комитета, но и способствовало утверждению ведомственного подхода в сфере охраны природы. Санитарная служба тоже была реорганизована. Полномочия по предупредительному надзору были переданы Государственной санитарной инспекции, которая должна была предотвращать загрязнение окружающей среды, усилить охрану воздуха, почвы и воды от загрязнения промышленностью, повысить санитарные требования к рабочим и бытовым помещениям на предприятиях.

Оценивая политику государства в сфере охраны природы, известный томский ученый И. П. Лаптев писал: «за время с 1917 по 1941 гг. в нашей стране партийными и советскими органами, а также и общественными организациями была создана социалистическая система охраны природы, были достигнуты большие практические результаты в отношении охраны природных ресурсов, создана обширная сеть заповедников (более 100), налажена пропаганда среди трудящихся и подрастающего поколения, велась работа по воспроизводству многих биологических ресурсов (леса, рыбные запасы, ценные пушные звери)»9. Но, несмотря на значительность всех мер, направленных на решение экологических проблем, в стране наблюдалось ухудшение качества окружающей среды. Так, например, серьезные опасения вызывали неудовлетворительное состояние лесов и загрязненность атмосферного воздуха населенных мест. Можно согласиться с мнением историка В. В. Соколова, который, анализируя советскую экологическую политику, писал о том, что «во второй половине 1930-х годов природоохранные задачи, решаемые в ходе реализации экономических планов, носили скорее прикладной, технологический характер»10. Подводя итог, необходимо отметить, что именно в 1930-1940-е годы были заложены основные противоречия в отношениях природы и общества, которые стали проявляться позднее.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны государство основное внимание уделяло решению экономических проблем, часто за счет усиленной эксплуатации природных ресурсов. В частности, в начале 1950-х гг. были ликвидированы многие заповедники, значительно сократилась площадь охраняемых территорий. Однако уже в марте 1955 г. при Президиуме АН СССР была создана межведомственная комиссия по охране природы, в задачи которой входила разработка научных основ сохранения и воспроизводства природных богатств страны, подготовка рекомендаций о мероприятиях по охране природы и координации научных исследований в этой области. Начиная с 1958 г., собиралось всесоюзное совещание по охране природы. Некоторые исследователи указывают на то, что в середине 1950-х годов в стране «усилилась тенденция комплексного подхода к охране природы и использованию ее ресурсов»11.

С одной стороны, это было обусловлено начавшимся процессом либерализации, а с другой - развитием НТП и появлением районов экологического бедствия. Наиболее актуальными в указанный период стали проблемы, связанные с химизацией сельского хозяйства, урбанизацией и быстрым промышленным ростом. В связи с этим уже в конце 1950-х годов ученые предупреждали об отрицательных последствиях антропогенного воздействия, которые не заставят себя долго ждать.

Поиск новых подходов, решений и критическая оценка опыта прошлых десятилетий в конце 1950-х гг. способствовали тому, что основное внимание при изучении экологических проблем стало уделяться социально-экономическим, политическим и нормативно-правовым аспектам проблемы. В природоохранной работе общественности наблюдался подъем, расширилась научно-исследовательская работа, началась активная подготовка к принятию закона об охране окружающей среды. После принятия 27 октября 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР», в котором охрана природы была провозглашена государственной задачей и делом всего народа, природоохранная политика в стране активизировалась.

Повышение интереса к экологическим проблемам в конце 1950-х - начале 1960-х годов проявилось в появлении новых периодических изданий, публикации документов, тематических сборников, увеличении числа исследований по данной тематике. По данным украинского исследователя истории природоохранного дела В. Е. Борейко, «напечатанные в центральных, республиканских и областных газетах статьи и заметки по разным вопросам охраны природы в 1957 г. исчислялись многими сотнями»12.

Огромные масштабы природопользования, экстенсивное развитие народного хозяйства, деградация уникальных природных комплексов стали причиной для принятия во второй половине 1960-х годов важных постановлений Совета Министров СССР по озеру Байкал, Каспийскому морю, рекам Уралу и Волге. Однако и эти меры оказались недостаточными для радикального улучшения ситуации и напоминали больше борьбу с последствиями, а не с причинами экологического кризиса. Сохранение административно-командной системы и ведомственного принципа природопользования мешало дальнейшей экологизации государства и общества. По мнению специалистов, лишь к концу 1960-х годов природоохранительная функция государства оформилась как самостоятельное направление, что позволило перейти на новый уровень решения экологических проблем.

В 1970-1980-е г.г. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х г.г. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении. В 1970-х годах завершилось создание системы охраны природы на всех уровнях государственного управления - начиная с Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, и заканчивая местными Советами депутатов трудящихся. Контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов (земель, вод, атмосферного воздуха, лесов, охотничье-промысловых животных и рыбных запасов) осуществляли специальные государственные органы.

Важной отличительной чертой этого периода стало целенаправленное изучение экономических аспектов проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также вопросов управления в сфере окружающей среды. Значительное влияние на формирование экологической политики оказала Стокгольмская конференция 1972 г., посвященная проблемам охраны окружающей среды. Несмотря на то, что СССР отказался принять участие в этой конференции по политическим мотивам, ее основные положения и рекомендации были отражены в постановлениях партии и правительства и других материалах, посвященных проблемам охраны окружающей среды в 1970-1980-х годах. В качестве примера можно привести документ, который был представлен на международной выставке ЭКСПО-74 в г. Спокане, США. В нем подчеркивалось, что «Советский Союз в своей политике в области охраны окружающей среды исходит из признания жизненной важности этой проблемы не только для советского народа, но для всего человечества». Это было связано с тем, что «антропогенное воздействие достигло такого уровня, что становится необходимым рассмотрение вопросов о возможном изменении климата нашей планеты»13. Впервые признавалось, что проблема охраны окружающей среды приобрела глобальный масштаб и международный характер. В документе также подчеркивалась роль советского государства, которое законодательно регламентирует использование природных ресурсов и устанавливает правила охраны окружающей среды.

Регулирование административно-хозяйственной деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды предусматривалось постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» № 898 от 29 декабря 1972 г. и «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» от 1 декабря 1978 г. Именно эти два постановления, на наш взгляд, определили основные направления природоохранной деятельности всех субъектов экологической политики до конца 1980-х годов. Согласно постановлениям, охрана природы стала не только функцией государства, но и обязанностью всех хозяйственных субъектов, которые должны были проводить мероприятия по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. Это нововведение было направлено на повышение ответственности руководителей предприятий и сокращение неблагоприятного воздействия производства на окружающую среду. Однако практика показывает, что такие решения не реализуются быстро и в полном объеме. Отсутствие единой системы, разрозненность органов государственного надзора приводили к снижению эффективности управления и контроля загрязнения окружающей среды. В ряде случаев обязанности по государственному надзору за охраной окружающей среды возлагались на министерства и ведомства, осуществлявшие эксплуатацию природных ресурсов - Госагропром, Минводхоз, Минлесхоз, Мингео, Минрыбхоз.

В конце 1970-х гг. появились контролирующие подразделения, которым были переданы некоторые функции санитарно-эпидемиологической службы. Если раньше СЭС была единственным источником информации о состоянии воздушного и водного бассейнов, о природоохранной деятельности предприятий, то в 1970-х гг. гидрометслужба «стала хозяином воздушного бассейна, получила широкие права»14.

До 1980 г. сотрудники НИИ Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды не имели реальных полномочий. Основной функцией оставался сбор материала и предоставление данных в вышестоящие организации. В 1980 г. ситуация изменилась в связи с принятым СовМин СССР положением о Госкомитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Гидрометслужба получила новые полномочия, среди которых были посещение предприятий, приостановление или закрытие производств в случае технологических нарушений, которые приводят к загрязнению окружающей среды.

Повышение эффективности деятельности предприятий по охране окружающей среды связано с усилением их координации местными советами народных депутатов. Согласно законодательству РСФСР советы были обязаны обеспечивать контроль за соблюдением учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами действующих законов по охране природы и за выполнением мероприятий по сохранению и восстановлению природных ресурсов. При местных советах создавались общественные университеты и институты по охране природы, факультеты повышения квалификации с привлечением специалистов государственных природоохранных органов и служб, вузов, предприятий. Совместными усилиями разрабатывались программы и методические рекомендации. Кроме того, советы координировали строительство общегородских очистных сооружений, канализации, занимались вопросами благоустройства и озеленения населенных пунктов. Вопросы охраны окружающей среды советы рассматривали на сессиях, заседаниях постоянных комиссий, исполкомов, отделов и управлений.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в государственной экологической политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально-экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой; активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих десятилетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей природной среды в целом по стране. Загрязнение атмосферы, водных источников, почвы оказывало негативное влияние на состояние здоровья населения.

Длительный переход народного хозяйства страны к рыночной экономике и становление отношений собственности на природные ресурсы обусловили необходимость разработки новых механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. В условиях кризиса платежеспособности предприятий, физического и морального износа их основных фондов, дефицита финансовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий и программ природоохранного назначения, возросла роль экономических методов в управлении качеством окружающей среды.

Подводя итоги последнего десятилетия ХХ века, следует отметить, что экологическая политика в РФ имела противоречивый характер. С одной стороны, большое внимание уделялось созданию современной законодательно-нормативной базы: только за 1991-2000 г.г. было принято более 30 федеральных законов, касающихся охраны окружающей среды. Была создана система государственного экологического контроля и независимой экологической экспертизы. Началось развитие системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение уровня экологической культуры природопользователей. С другой стороны - нормативно-правовая база в области управления природопользованием и охраной окружающей среды не позволяла эффективно осуществлять экологическую политику, особенно в таких регионах, где неблагоприятная экологическая ситуация складывалась десятилетиями, федеральное законодательство носило декларативный характер, очень медленно развивалась региональная нормативная база.

Структура и деятельность природоохранных органов в России перестраивалась за последние годы неоднократно - в 1991, 1992, 1996, 1998, 2000 г.г. Процесс этот происходил сложно и болезненно, поскольку происходило разрушение отлаженных механизмов охраны окружающей среды. Особенно трудно процесс реорганизации проходил на уровне субъектов федерации и городов. Здесь за счет бюджетов или внебюджетных экологических фондов создавались структуры, ответственные за природоохранную деятельность. При этом они оказывались подчиненными городским, областным или краевым администрациям, что негативно сказывалось на их деятельности. Непрерывная перестройка системы государственного управления природопользованием на протяжении последних лет привела к совмещению контрольных и хозяйственных функций и дублированию полномочий федеральными и исполнительными органами власти, возникли трудности в организации работы природоохранной системы. Последняя реорганизация усилила разногласия между властью, природопользователями и общественностью.

Перемены, произошедшие в России после 1991 г., внесли свои существенные изменения в процесс формирования экологической политики. На государственном уровне были пересмотрены подходы к решению экологических проблем, появились новые методы реализации экологической политики, усовершенствовалось природоохранное законодательство. Однако эффективность экологической политики оставалась низкой, законодательство носило декларативный характер, очень медленно развивалась региональная нормативная база. Неоднократные реорганизации структуры и деятельности природоохранных органов в России привели к разрушению отлаженных механизмов охраны окружающей среды, к совмещению контрольных и хозяйственных функций и дублированию полномочий федеральными и исполнительными органами власти, возникли трудности в организации работы природоохранной системы.

В настоящее время сложно дать объективную оценку того, что было сделано в области охраны окружающей среды в стране и определить перспективу. С одной стороны, за последние десятилетия был накоплен значительный опыт разработки и реализации природоохранных мероприятий, осуществлялся государственный контроль за природопользованием и, несмотря на объективные трудности, действовала система целевого финансирования. С другой - продолжалось ухудшение качества окружающей среды и, как следствие, состояния здоровья населения. Следовательно, можно утверждать, что политика государства в сфере охраны окружающей среды и природопользования не была эффективной. В настоящее время можно говорить о том, что российское общество столкнулось с проблемой «деэкологизации», которая охватила практически все слои населения. Экологический кризис стал одним из проявлений системного кризиса в современной России.

 

  1. Соколов В. В. Социализация природы в Советской России (1917-1940 г.г.).- СПб., 1994.- С. 5.
  2. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов от 27 января 1918 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам.- Т. 1.- М., 1967.- С. 33.
  3. Конституция РСФСР. Принята V Всероссийским съездом советов 10 июля 1918 г. // Конституция общенародного государства.- М., 1978.- С. 197-198.
  4. Об охране памятников природы, садов и парков. Декрет СНК от 16 сентября 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.- М., 1921.- С.4.
  5. Вайнер (Уинер) Д. Р. Экология в Советской России: Пер. с англ./ Послесл. и ред. Ф. Р. Штильмарка.- М., 1991.- С. 90, 355.
  6. В. В. Соколов. История экологической политики в РФ. Автореферат дисс.- С-Пб, 1995.- С. 21.
  7. Постановление СНК СССР от 31 июля 1931 г. «Об организации лесного хозяйства» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам.- Т. 2.- М., 1967.- С. 346-349.
  8. Резолюция пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 г. «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» // Там же.- С. 322.
  9. Лаптев И. Н. Общие задачи охраны и преобразования природы Западной Сибири // Вопросы охраны природы Западной Сибири. Бюллетень.- Новосибирск, 1958.- № 1.- С. 9.
  10. Соколов В. В.- Указ. соч.- С. 35.
  11. Социализм и природа.- М.,1982.- С. 155.
  12. Борейко В. Е. Белые пятна истории природоохраны: СССР, Россия, Украина.- Киев, 1996.- Т. 2.- С. 223.
  13. Политика Советского Союза в области охраны окружающей природной среды (Представлено в г. Спокане, США, на выставке ЭКСПО-74 23 октября 1974 г.).- М., 1974.- С. 1.
  14. Юров Г. Берег познания // Кузбасс.- 1979.- 17 апр.- С. 2.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов