Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (86) > ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

Экономика, экология плюс общественность

Как обеспечить доступ к информации, участие общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды? Как сделать диалог власти и общественности действенным, конструктивным, достичь разумного сочетания экологических и экономических интересов? Эти вопросы обсуждались 17 марта на Круглом столе в Главном управлении природных ресурсов по Кемеровской области.
Татьяна ЯРЦЕВА,
пресс-служба Главного управления природных ресурсов по Кемеровской области

Высокий кирпичный забор отгородил фешенебельный поселок «новых русских» от окружающего мира. Благополучный мирок, построенный за большие деньги, существовал в чистоте и порядке, в то время как канализационные стоки от поселка просачивались к берегу Томи, а отходы скапливались на свалке в ближнем лесочке.

О том, что пришло время изменить отстраненное, равнодушное отношение к природе, шла речь на заседании Круглого стола, состоявшегося 17 марта в Главном управлении природных ресурсов по Кемеровской области. Представители всех региональных и местных природоохранных и экологических движений и организаций, существующих на данный момент в Кемеровской области, были приглашены для откровенного и конструктивного разговора.

Свои задачи Главное управление природных ресурсов видит в том, чтобы помочь общественному экологическому движению как можно полнее реализовать экологические права граждан. В интересах как государственных структур, так и общественности наладить эффективное сотрудничество, чтобы предотвращать экологические правонарушения и реализовать право каждого кузбассовца на благоприятную окружающую среду.

Как выяснилось в ходе заседания, от общественных организаций ждут помощи в общественном экологическом контроле и экспертизе, учете общественного мнения.

В работе по выявлению экологических правонарушений большой помехой является отмена института внештатных инспекторов. 15 штатных инспекторов просто физически не в состоянии отследить и оперативно отреагировать на все правонарушения. Поэтому от общественных организаций ждут своевременной информации о результатах экологического контроля. Чтобы эта информация была юридически обоснована и достоверна, общественным инспекторам необходимо пройти обучение.

Однако фиксация экологических нарушений и предоставление информации о ней в органы власти не является единственной формой деятельности общественной инспекции. Как и во времена СССР, главным самым действенным инструментом было, есть и будет предание гласности фактов нарушения законодательства. В нынешние «рыночные» времена любые серьезные хозяйствующие субъекты больше всего боятся того же самого - публичного обвинения в противоправной деятельности.

Важным инструментом влияния общественных организаций на хозяйственников становится принуждение к экологизации их деятельности путем привлечения всех иных «агентов» влияния - власти, правоохранительных органов, средств массовой информации, общественного мнения.

О том, насколько важно общественное мнение для результатов экологической экспертизы, рассказала начальник отдела экологической экспертизы Наталья Николаевна Кижаева. Она отметила, что за последние 10 лет в области всего 3 объекта прошли общественную экологическую экспертизу по той причине, что областные власти не расположены обсуждать экологические вопросы с гражданами, не заказывают и не оплачивают экспертизу. Но поскольку общественная экологическая экспертиза носит рекомендательный характер, важнее получать общественное мнение по предполагаемому строительству. На этот действенный инструмент влияния и надо направить свои усилия общественным организациям.

Но тут возникает масса вопросов. Разве общественность в силах противодействовать экономическим интересам, действующим зачастую в ущерб экологии? Разве обыватель, равнодушный, неграмотный, ленивый захочет бороться за свои экологические права, о которых он даже не осведомлен? И стоит ли организовывать все эти опросы общественного мнения, будить в обществе агрессию, нездоровый ажиотаж?

Как выяснилось в ходе разговора, стоит! О том, насколько действенно влияние общественности на власть, говорит пример взаимодействия ИнЭкА (общественной экологической организации) с властями Новокузнецка. Ранее, при формировании градостроительной политики в городе, происходила подмена общественного участия, важные для жителей города решения принимались людьми, не являющимися истинными представителями общественных интересов. ИнЭкА изменила формальное отношение к мнению населения властей города.

По мнению директора ИнЭкА Елены Перфильевой, необходимо, чтобы мнение общественности учитывалось еще на стадии намерений, как это принято в мировой практике. Любой предприниматель, планирующий свою деятельность, должен опубликовать в СМИ декларацию о намерениях. В зависимости от важности объекта, специальная комиссия по отводу земельного участка под строительство будет решать, в какой форме проводить опрос - либо это будет анкетирование, либо телефонный опрос, либо общественные слушания. Трудность состоит в том, что процедура по учету общественного мнения не регламентирована, так как дело это новое и ранее в практике не применявшееся.

Ну, а что же общественность, о которой ломаются копья на различных заседаниях? Что делать тем простым людям, которые живут себе потихоньку, своей привычной жизнью? Пробуждаться надо, интересоваться тем, какая нас окружает среда и что в наших силах изменить, чтобы мир вокруг нас был безопасным.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов