Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 3 (86) > ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Проблемы разработки и внедрения механизма платного пользования природными рекреационными ресурсами

Наталья ХОМУТНИКОВА,
к.э.н., научный сотрудник Сочинского НИЦ РАН

Принцип «платит тот, кто загрязняет» должен быть расширен до принципа «платит тот, кто использует».

Григорьев Е.Г.
«Хозяйственный механизм территориального водопользования»

Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования и охраны окружающей среды, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г. Наибольший интерес в рамках исследуемого вопроса представляет раздел III «Экономический механизм охраны окружающей природной среды» и его статья 20 «Платность использования природных ресурсов».

Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

  1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
  2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
    • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
    • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
    • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
  3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
  4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

  • земля (налог, средняя плата);
  • лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);
  • водные ресурсы (водный налог);
  • животный мир (плата за пользование объектами животного мира);
  • недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

Тем не менее, представляется целесообразным взять за основу существующие механизмы оплаты за пользования природными ресурсами, сходными с рекреационными по способу использования, и адаптировать их к специфике рекреационных ресурсов. Для реализации этого подхода необходимо в первую очередь определиться с объектом, пользование которым подлежит оплате. Базируясь на определениях природных рекреационных ресурсов, данных в литературе [1, 6, 11], можно дать следующее описание изучаемого объекта.

Природные рекреационные ресурсы (ПРР) - природно-континентальные и природно-аквальные комплексы, их компоненты, обладающие ценными психолого-эстетическими и медико-биологическими свойствами, которые формируют полезность данных комплексов и их компонентов для рекреационной деятельности человека.

Иными словами, под ПРР понимаются те объекты и явления природы, которые привлекают туристов именно в данную дистинацию, и таким образом делают возможным само существование туристской деятельности в регионе (на территории). На примере туристского комплекса Сочи можно выделить следующие ППР: море; ботанические сады и парки; особенности ландшафта (горы, каньоны т. п.); дикие формы флоры и фауны, представляющие интерес для рекреационной деятельности туристов.

При этом следует разграничить пользование перечисленными природными объектами как рекреационными ресурсами и традиционное их использование в хозяйственной деятельности.

Плата за пользование природными ресурсами регулируется отраслевым природоресурсовым законодательством. Так, в Законе Российской Федерации «О плате за землю» говорится о том, что налог за земли, в том числе курортных поселков, взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель [2, Раздел III, статья 7], налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района [2, Раздел III, статья 10], а налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон [2, Раздел III, статья 11].

Следовательно, если речь идет об участке земли, по своим свойствам обладающем рекреационной полезностью (например, для курорта Сочи таковыми являются городские пляжи, парки, гора Большой Ахун, Орлиные скалы, Ореховские водопады, Воронцовские пещеры и т.д.), то плательщиком налога на землю является лицо (юридическое или физическое), обладающее определенными имущественными правами на него. Причем размер платежа устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли (землевладельца, землепользователя) [2, Раздел I, статья 3].

Однако выгоду от существования данных природных объектов извлекает не только собственник (арендатор). Наличие совокупности подобных рекреационных объектов привлекает в Сочи туристов, принадлежащих к довольно крупному и динамично растущему сегменту рынка - сторонников активного отдыха, экотуристов. Следовательно, косвенным образом природные рекреационные объекты используются и средствами размещения, и прочими субъектами туристского комплекса дистинации, которые, тем не менее, не платят за пользование этим видом ресурса.

В. М. Козырев, посвятивший проблемам туризма несколько трудов [6], убедительно доказал, что туристские ресурсы выступают как особый и самостоятельный экономический фактор. И. В. Зорин, академик МАИПТ РАЕН, так же отмечает, что «туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов» [4].

Следовательно, плата за пользование ПРР представляет собой по экономической сути ренту, то есть часть факторного дохода, который получают туристские предприятия, используя данный ресурс как фактор производства. Рента подлежит присвоению собственниками этих ресурсов. Материальной основой туристской ренты является добавочная прибыль (сверхприбыль), для образования которой необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристского продукта.

В наибольшей степени рентная природа механизма взимания ресурсных платежей проявляется, на наш взгляд, в платежах за право пользования недрами (роялти). Размер платежей устанавливается в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых и определяется как процентная доля от стоимости добытого минерального сырья, то есть - валовой выручки.

Так как «в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта» [6, с. 13], то первой проблемой при разработке и внедрении механизма платного пользования ПРР представляется оценка качества данных ресурсов. Для этого необходимо:

  • сформировать совокупность критериев оценки - показателей качества ПРР дистинации,
  • разработать методологию измерения уровня каждого показателя качества*,
  • выбрать метод свертывания совокупности показателей в один комплексный показатель качества ПРР,
  • определить базовый (нулевой) уровень качества природных ресурсов, начиная с которого ресурсы можно рассматривать как рекреационные.

Существует мнение, что «практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона» [8]. Однако более обоснованным представляется мнение, что рекреационные ресурсы должны изначально обладать определенными специфическими свойствами, которые позволяют им удовлетворять рекреационные потребности человека. В то же время, не отрицается необходимость целенаправленных действий, направленных на усиление и развитие этих свойств, а также облегчение доступа туристов к их носителям, что и определяет степень использования ППР и, в конечном итоге, возможность специализации региона на туризме.

Разрыв между величиной комплексного показателя качества ППР дистинации и его базовым уровнем отражает степень благоприятности условий для туристской деятельности в регионе. Предприятия туриндустрии, расположенные на территории с рекреационными ресурсами высокого качества, находятся в более выгодных условиях, следовательно, ставка туристской ренты в таких регионах должна быть выше.

Расчет размера ставки туристской ренты предполагает решение второй проблемы - установить размер нормальной добавочной прибыли, получаемой туристскими предприятиями дистинации, располагающей рекреационными ресурсами того или иного уровня качества. «Для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта» [6, с. 11].

С точки зрения экономики предприятия, качественная дифференциация ПРР порождает различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских предприятий. Колебание размера затрат происходит в первую очередь за счет разницы в расходах на продвижение продукта на рынок, а также возможностях использовать эффект экономии на масштабах. Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня цены, которую потенциальные клиенты готовы заплатить за возможность использовать рекреационные ресурсы данного курорта.

Размер добавочной прибыли количественно может быть рассчитан как разница между базовой (нормативной) ценой турпродукта и средней рыночной ценой продукта данной дистинации. Закономерно возникает вопрос об экономической сути и способе определения величины базовой (нормативной) цены турпродукта. Предполагается, что это цена определяется экспертным путем как сумма издержек на единицу продукта, необходимых для производства и реализации в текущих рыночных условиях при оптимальной системе управления, и средней нормы прибыли по отрасли.

Третья проблема - обоснование выбора базы расчета рентных платежей за пользование ПРР, или платежной базы. Для других видов ресурсных платежей, объект которых сравним по способу использования с рекреационными ресурсами (то есть пользование не предполагает изъятия и переработки), этот вопрос решен следующим образом.

Плата за право природопользования впервые была применена за право пользования недрами. Она была определена в процентах от стоимости добытого сырья. При пользовании недрами в числе прочих производятся следующие виды платежей: платежи за пользование недрами; акцизы. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации.

Сравнительно новым делом являются платежи за право водопользования. Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как: объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов [10, статья 2]. Точное значение норматива платы за право пользования подземными водами определяется собственником подземных вод - субъектом Федерации.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов [2].

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования, в том числе за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда [7].

Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям.

  1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования).
  2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставок налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ «О плате за землю», то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации «Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами».
  3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ «О плате за землю» отдельно оговаривается, что «размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей» (статья 3).

Выбор корректной базы расчета платежей за пользование ПРР должен основываться на анализе целей, причин и экономических последствий введения туристской ренты. Основная цель ренты - формирование фонда, используемого на восстановление, поддержание, а также улучшение свойств фактора (труда, капитала, природных ресурсов), затраченных в производстве. Следовательно, основой расчета величины платежа должна быть мера изменения объема полезных свойств ресурса или ухудшения его состояния.

Если рассматривать природные ресурсы, то основным негативным следствием использования их в качестве рекреационных выступает усиление антропогенной нагрузки на природные комплексы и их компоненты. Увеличение внешнего воздействия выводит систему из равновесия, а при превышении критической величины - разрушает ее. Антропогенную нагрузку на природный объект туристского использования можно разделить на две части: постоянную и переменную. Под постоянной нагрузкой будем понимать воздействия, направленные на усиление рекреационной привлекательности объекта. Субъектом этой деятельности, как правило, выступает собственник (арендатор или т. п.) ресурса, права, обязанности и ответственность которого по отношению к природному ресурсу довольно четко очерчены отраслевым природоресурсовым законодательством.

Переменную нагрузку создают потребители рекреационного ресурса, то есть туристы. Экономико-правовой механизм возмещения данного вида негативного воздействия, как нам представляется, не достаточно разработан. Решить этот вопрос также можно посредством введения туристской ренты. В силу того, что переменная антропогенная нагрузка зависит от числа людей, посещающих природные объекты и использующих рекреационные свойства природных комплексов и их компонентов, платежной базой расчета величины рентных платежей должно выступать количество туристов, находящихся на территории дистинации. Единицей измерения переменной антропогенной нагрузки целесообразно считать человеко-день.

В отечественной системе ресурсных платежей в качестве платежной базы используется также результат хозяйственной деятельности. В. М. Козырев в работе, посвященной проблемам внедрения туристской ренты, предлагает ее «учитывать в форме фиксированных процентных ставок платежей от объема валовой выручки или в форме фиксированной ставки платежей, взимаемых в копейках с каждого рубля реализованных туристских услуг (турпродукта)» [5].

Подобный подход для расчета величины платежей за пользование ПРР представляется не обоснованным и не отражающим экономической сути ренты как факторного дохода. Все туристские предприятия территории базируют свою деятельность на природных ресурсах одинакового качества. Потенциальные возможности, предоставляемые существующими рекреационными ресурсами, равны для всех туристских предприятий дистинации, а именно потенциальные возможности получения прибыли являются предметом туристской ренты. Величина же фактических выручки или прибыли от реализации туристских услуг зависит от способности хозяйствующего субъекта реализовать данные возможности и находится под влиянием множества факторов, не связанных с качеством ПРР. В случае, если расчет величины платежей за пользование рекреационными ресурсами будет производиться в зависимости от результата хозяйственной деятельности, то платеж потеряет смысл ренты как возврата части добавленной стоимости, созданной непосредственно данным ресурсом. Следовательно, платежи на восстановление и поддержание свойств ресурса должны быть пропорциональны объемам пользования, а не экономическому эффекту хозяйственной деятельности.

Обоснованность применения показателя численности туристов в качестве базы расчета величины туристской ренты подтверждается также тем, что в этом случае автоматически учитывается сезонный характер деятельности туриндустрии.

Четвертая проблема, решение которой необходимо для формирования действенного механизма платности пользования ПРР - это определение плательщика туристской ренты.

Выбор плательщика должен производиться с учетом следующих требований. Во-первых, исключение многократного взимания ренты с одной единицы платежной базы, то есть с одного туриста. Во-вторых, обеспечение сбора ренты со всей платежной базы. В третьих, простота и прозрачность расчетов, их учета и контроля.

Сформулированным требованиям в наибольшей степени отвечают средства размещения туристов. Действительно, оплата проживания взимается однократно с одного туриста, что позволяет избежать многократности обложения. Нагрузки на ПРР территории со стороны одного туриста более всего коррелируются с длительностью его пребывания в дистинации, которая также легче всего прослеживается на основе учетных данных средств размещения. Кроме того, проживание является необходимой частью туристского продукта, что обеспечивает сплошное покрытие платежной базы. В число плательщиков, несомненно, должны включаться как корпоративные средства размещения, так и некорпоративные, то есть так называемый частный сектор.

После того, как определен плательщик, необходимо решить вопрос об источнике производимых им платежей за пользование ПРР, то есть пятую из выявленных проблем.

Три классических факторных дохода: заработная плата, процент и рента, которые соответствуют трем основным факторам производства: рабочей силе, заемному капиталу и земле, входят в состав затрат по производству и реализации продукта и включаются в его себестоимость. Следовательно, и туристская рента как факторный доход должна оплачиваться из себестоимости туруслуг.

Аналогично обстоит дело с прочими ресурсными платежами. Так, источником платежей за право использования водных ресурсов, воспроизводство и охрану водных ресурсов в пределах установленных лимитов природопользования является себестоимость продукции предприятия, при превышении лимитов - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий.

Таким образом, конечным плательщиком туристской ренты становится турист. Это, на наш взгляд, не противоречит общей логике, так как именно турист использует природные ресурсы для удовлетворения своей потребности в рекреации. Может возникнуть вопрос о появлении двойной оплаты туристами пользования ПРР в случае, когда, с одной стороны, взимается плата за посещение природных рекреационных объектов, и с другой стороны, туристская рента автоматически включается в цену турпродукта. Однако, в первом случае турист оплачивает услуги, оказанные предприятием-природопользователем с тем, чтобы обеспечить доступ к рекреационным ресурсам и (или) усилить производимое ими положительное воздействие. Во втором случае речь идет о платежах собственнику объекта, имеющих целевое назначение - восстановление и сохранение полезных свойств ресурса. Кроме того, далеко не все природные ресурсы дистинации используются в рекреационных целях на платной основе, однако все требуют затрат на поддержание равновесного состояния.

Сформулированное в законе основание, по которому предполагается взимать туристскую ренту, а именно: «за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов», требует решения шестой проблемы - экологического обоснования лимитов использования природных рекреационных ресурсов, то есть предельно допустимой нагрузки на туристские объекты природы.

Решение этой задачи выходит за рамки вопросов экономической науки, находясь в компетенции биологии (экологической биологии). Результаты исследования предельной нагрузки на ПРР, предназначенные для разработки механизма экономического регулирования пользования туристскими ресурсами, должны быть выражены в количестве людей как переменной составляющей нагрузки. При этом желательно указать:

  • оптимальное число туристов, при котором природные комплексы не выводятся из равновесия без дополнительных восстанавливающих воздействий,
  • предельное число туристов для каждого объема (масштаба) комплексных природовосстановительных мероприятий,
  • критическое число туристов, при котором природным комплексам наносится непоправимый ущерб.

Эти данные должны использоваться региональными органами власти, в чью компетенцию входит регулирование туристского потока территории. Размер рентных платежей целесообразно увеличивать с ростом объемов необходимых природовосстановительных мероприятий, то есть при превышении предельного числа туристов дистинации. Таким образом решаются две задачи: 1 - финансируется деятельность по восстановлению утраченных свойств природных комплексов, 2 - автоматически регулируется нагрузка на ПРР, так как снижаются темпы роста спроса на турпродукт региона из-за роста цен на него. Если экономические механизмы не позволяют сдерживать туристский поток в допустимых пределах, то при приближении к критическим показателям необходимо вводить административные ограничения.

Седьмая проблема, решение которой обусловливает результативность и обоснованность введения системы платного использования ПРР - это разработка направлений и механизмов целевого использования полученных средств.

В мировой практике платежи за природные ресурсы обосновываются неоспоримым требованием - изыскать средства для проведения различного рода компенсационных мероприятий в экосистеме, из которой изымается природный ресурс. Очевидно, что осуществлять, то есть финансировать, эти мероприятия должен получатель туристской ренты.

Получателем факторного дохода с любого ресурса выступает собственник этого ресурса. Собственниками ПРР являются, как правило, государство, то есть субъекты Федерации и муниципалитеты. Для упорядочения системы сбора и использования платежей за пользование ПРР необходимо провести спецификацию прав собственности, то есть однозначно определить собственника каждого туристского объекта (ресурса), который, в свою очередь, на договорных (контрактных) началах поручает использование этих ресурсов конкретному хозяйствующему субъекту.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» природопользователь, заинтересованный в использовании нескольких видов природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), а именно таковыми являются большинство рекреационных ресурсов, вправе заключить с соответствующими органами исполнительной власти договор на комплексное природопользование. Он закрепляет право природопользователя заниматься определенными видами деятельности, связанными с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую природную среду в определенных границах и на определенных условиях. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города, на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование [3, статья 18].

Собственник ПРР в лице исполнительного органа власти соответствующего уровня ежегодно отчитывается в использовании полученных им факторных доходов, то есть рентных платежей. Отчет необходимо подтверждать результатами внешней аудиторской проверки. Средства должны направляться на восстановление и воспроизводство природных рекреационных ресурсов дистинации, научные исследования, внедрение экологически щадящих технологий, развитие экологического воспитания и образования.

Контроль со стороны общественности и заинтересованных сторон облегчается прозрачностью системы сбора платежей. Муниципальные органы государственной статистики ежегодно публикуют данные об объеме туристского потока за отчетный период, в том числе в человеко-днях. Ставка туристской ренты известна и одинакова для всех средств размещения дистинации, следовательно, не составляет труда узнать общий размер рентных платежей за год и сопоставить их с данными ежегодных отчетов.

Сегодня плата за право пользования природными ресурсами поступает в бюджет и расходуется на целевые платежи, предназначенные для воспроизводства и охраны природных ресурсов, на финансирование комплексных территориальных экологических программ и программ восстановления и охраны отдельных видов ресурсов.

Схематично предложенный механизм образования и использования туристской ренты можно изобразить следующим образом (см. рисунок 1).

В марте 2002 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошло очередное заседание постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, в ходе которого обсуждалась шесть модельных законов, разработанных и принятых комиссией. Среди других депутаты рассмотрели модельный закон «О туристской ренте и базовом налогообложении в туризме».

Список литературы:

  1. Анисимов В. И. Сычев С. Л. Рекреационные ресурсы - территориальный базис формирования ТРС: Материалы конференции.
  2. Закон Российской Федерации «О плате за землю» (в ред. Законов РФ от 14.02.92 № 2353-1, от 16.07.92 № 3317-1, Федеральных законов от 09.08.94 № 22-ФЗ, от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ, от 28.06.97 № 93-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
  4. Зорин И. В. «Экономические аспекты стимулирования деятельности отечественных производителей туристского продукта». http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N11/p52-55.htm
  5. Козырев В. М. Туристская рента как фактор саморазвития отрасли. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000n8/p27-30.htm
  6. Козырев В. М. Туристская рента: Методические указания. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 80 с.
  7. Лесной кодекс Российской Федерации (с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ).
  8. Рекреационные ресурсы. Общая характеристика/Российское экологическое федеральное информационное агентство - РЭФИА. http://www.refia.ru/index.php
  9. Рекреационные ресурсы. Общая характеристика. Рекреационное лесопользование/Российское экологическое федеральное информационное агентство - РЭФИА. http://www.refia.ru/index.php
  10. Федеральный Закон «О плате за пользование водными объектами»
  11. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов