Право на воду

Лицензирование использования поверхностных водных ресурсов - важнейший элемент системы регулирования и предотвращения злоупотреблений
Подготовлено специалистами отдела государственного водного контроля ДГК по Сибирскому федеральному округу
Виктор МОЧАЛОВ

Задачи рационального использования и охраны вод в наше время актуальны и сложны, что привело к созданию Водного кодекса Российской Федерации, а в дальнейшем и ряда подзаконных актов. В частности, использование поверхностных водных объектов, т.е. открытых водоемов, регулируется в соответствии с положениями Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, выдачи лицензий на водопользование», приказа Министра природных ресурсов РФ «Об утверждении Перечня видов специального водопользования по поверхностным водным объектам», а также Постановления Правительства РФ « Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах». По отношению к этим объектам законом предусмотрено и осуществляется в настоящее время лицензирование, то есть выдача специального разрешения на их использование.

Лицензирование пользования поверхностными водными объектами способствует не только учету водопользователей и реализации системы платного водопользования, но и предоставляет возможность осуществлять рациональное регулирование водопользования, контролировать качество вод, вести мониторинг всех параметров водных объектов и своевременно осуществлять мероприятия по охране и восстановлению водных объектов.

На территории Сибирского федерального округа такое лицензирование по новому порядку началось с 1998 года. Анализ сведений о состоянии лицензирования водопользования на территории Сибирского федерального округа показывает, что к сегодняшнему дню выдано и действует 1479 лицензий, что составляет 50 % от общего количества водопользователей, состоящих на государственном учете и обязанных получить лицензию. Наиболее успешно идет лицензирование в Кемеровской, Иркутской, Томской, Читинской, Новосибирской и Омской областях, республике Бурятия. Несколько отстают по этому показателю Алтай, Тыва и Хакасия, автономные округа.

Здесь необходимо отметить, что существует большой пласт водопользователей, по которым не ведется специального учета. В эту категорию входят те, кто использует водные объекты для строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений, объектов рекреации, добычи полезных ископаемых из водных объектов, водоснабжения садоводческих товариществ и т.п. Количество таких водопользователей достаточно велико. Однако к настоящему времени оформили лицензии только 12 % пользователей этой группы.

Так, по Новосибирской области таких водопользователей по приближенной оценке составляет более 400, что составляет 90 % от зарегистрированного количества водопользователей. Очень низок процент выданных лицензий по объектам рекреации (базы отдыха, оздоровительные лагери, пансионаты, лодочные станции и т. п.). В той же Новосибирской области из 254 учреждений и баз отдыха, расположенных в прибрежной защитной полосе водных объектов, только у 21 оформлены требуемые лицензии на водопользование, несмотря на то, что уведомления об этом получили все.

Нередки случаи уклонения от оформления лицензий предприятиями речного транспорта и владельцами подводных магистральных трубопроводов, объектов рекреации, плавсредств, а также предприятиями, использующими водные объекты для сброса сточных вод и ледовых переправ.

Полезно напомнить нарушителям установленного законом порядка, что кроме санкций, которые должны применяться к ним за безлицензионное пользование водным объектом по федеральному закону «О плате за пользование водными объектами», при нарушении водного законодательства к ним будут применяться и меры административной ответственности.

С 1 июля 2002 года вступил в действие Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которым предусмотрена административная ответственность в части наложения штрафов на граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушения тех или иных статей водного законодательства. И размеры штрафов далеки от символических: они достигают иногда 400 минимальных размеров оплаты труда, если, например имело место доказанное загрязнение водного объекта.

Поэтому выполнить требование закона значительно дешевле, чем уклоняться от его исполнения. Не надо ждать предписаний контролирующих органов о необходимости оформления лицензий, своевременно подавая заявки на выдачу разрешительных документов в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Главные управления и Управления природных ресурсов) в субъектах РФ Сибирского федерального округа.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов