Бюро правовой информации

Информационное агентство «Бюро правовой информации» (БПИ) - средство массовой информации и аналитическая служба, специализирующаяся на освещении, а также сборе, обработке и предоставлении на эксклюзивной основе информации о законодательном процессе в России, ходе подготовки и рассмотрения наиболее важных правовых актов, регулирующих социально-экономическую сферу.

101000, г. Москва, Большой Златоустинский переулок, д.7.
Телефон: 095| 925 1704, 921 6083, факс: 095| 923 9630
Редакция - info@bpi.ru
http://www.bpi.ru

Минэкономразвития не видит никакого смысла в ратификации Киотского протокола, кроме политического

Минэкономразвития внесло в правительство материалы по проблеме ратификации Россией Киотского протокола. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов на пресс-конференции в пятницу. Замминистра отметил, что Минэкономразвития не видит ни экономического, ни экологического смысла в ратификации протокола, но допускает возможность его ратификации в случае получения Россией каких-либо политических дивидендов.

Киотский протокол предусматривает снижение ратифицировавшими его странами к 2008 году уровня выбросов углекислого газа до уровня 1990 года. Однако при этом документ предусматривает такие гибкие механизмы регулирования объемов выброса, как покупку и продажу неизрасходованных странами квот и другие. Протокол может вступить в силу только в том случае, если его ратифицируют страны, осуществляющие более 55 % мирового выброса углекислого газа. Ратифицировавшие протокол страны ЕС, Япония и Канада не набирают необходимых 55 %, и поэтому они побуждают Россию к «вступлению в члены клуба». Однако крупнейший в мире загрязнитель окружающей среды - США, превышающие свою квоту на 6 млрд. тонн углекислого газа в год, отказались ратифицировать протокол. Китай также не входит в число потенциальных участников договора.

Мухамед Циканов сообщил, что с 1990 года Россия уменьшила свои выбросы и имеет неизрасходованную квоту в 3 млрд. тонн в год. Однако она не может продать эту квоту из-за отсутствия рынка. Потенциальные покупатели - нынешние члены клуба крупнейших загрязнителей атмосферы - превысили свои квоты в общей сложности лишь на 300 млн. тонн, и именно таким может быть объем потенциального спроса на российские квоты. Сделка могла бы быть выгодной и в этих объемах, так как цена 1 тонны квоты оценивается примерно в 200 долларов - именно столько стоит снижение выбросов производства на 1 тонну. Однако западные партнеры не торопятся выкладывать миллиарды долларов за воздух. По словам Циканова, перспективы продажи российской квоты обсуждались с правительствами Японии и Великобритании, но представители этих стран выразили готовность обсуждать вопросы покупки лишь в теоретическом плане.

По мнению замминистра, реализация природоохранных функций Киотского протокола возможна только в том случае, если договор ратифицируют три страны, обеспечивающие более 50 % выбросов - США, Россия и Китай. Ратификация протокола одной Россией бессмысленна, считает Циканов.

Мухамед Циканов также сообщил, что распространенное мнение о, якобы, «самом грязном в мире» российском производстве, не соответствует действительности. В частности, недавние исследования загрязнения Северного Ледовитого океана, в котором Запад обвинял российские производства, показали, что российский вклад составляют лишь около 5 %. Большая часть остальных выбросов идентифицирована экспертизой, как принадлежащая производствам Европы, Канады и США.

Циканов отметил, что российские экологические нормы соответствуют европейским, а по многим параметрам превосходят их. Ни одна страна в мире не делает для экологии больше, чем Россия, считает замминистра. По его словам, Россия ежегодно тратит 17 млрд. рублей только на поддержание своих лесов, 200 млн. долларов ежегодно уходит на исполнение природоохранного закона об озере Байкал. В России действительно есть локальные экологические проблемы, прежде всего, связанные с радиоактивным загрязнением, отметил Циканов. Но эти проблемы не сопоставимы с проблемами Европы и не решаются ратификацией Киотского протокола.

Александр ГУДКОВ

Минприроды внесет в правительство проект закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Министерство природных ресурсов внесет на рассмотрение правительства проект закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Об этом заявила БПИ начальник отдела подзаконных нормативных актов Минприроды Виктория Бусарова.

Законопроект планировалось изначально одобрить на заседании правительства и в марте внести уже в Госдуму. Однако, по словам Бусаровой, в соответствии с планом законодательной работы правительства на 2003 год, этот срок был перенесен и теперь планируется вынести его на рассмотрение нижней палаты только в апреле.

В связи с существующими разногласиями по документу между МПР, Минэкономразвития и МНС, срок его направления в Госдуму может быть еще раз отодвинут, считает Бусарова.

Разрабатываемый законопроект призван восполнить недостатки существующей нормативной базы в части определения размера и порядка сбора экологических платежей. Он должен, в частности, заменить действующее постановление правительства № 632, отдельные положения которого были признаны Верховным судом незаконными. Кроме того, планируется определить статус платежей: Конституционный суд признал их по сути налоговыми, и разрабатываемый законопроект должен закрепить данную форму этих сборов.

Экология снова в цене

Почти десять лет предприятия исправно платили за загрязнение окружающей среды. Это продолжалось до тех пор, пока на одном из них не обратили внимание на то, что плата берется на основании правительственного постановления, хотя Бюджетный кодекс требует обязательного оформления всех регулярных платежей законом. Конституционный суд по этому поводу уже высказывался вполне определенно. Основываясь на этом, Верховный суд плату признал незаконной. Пока промышленники подсчитывали сумму, которую они хотели бы вернуть из государственной казны, Конституционный суд пришел на помощь бюджету и признал платеж вполне законным. Теперь уже представителям загрязняющего окружающую среду бизнеса пришлось считать, сколько им нужно доплатить за время «экологических каникул», и надеяться, что государство не потребует еще и пени за просрочку платежей. Правда, вскоре Верховный суд пришел им на помощь. Он признал не соответствующими закону отдельные положения того правительственного постановления, которым «экологические» платежи были установлены.

Исполнительная власть оказалась в еще более сложном тупике. Хотя решение Конституционного суда не остановило работу правительственных чиновников над законом, заменяющим плату за загрязнение окружающей среды платой за негативное воздействие на окружающую среду. Но Минприроды, которое занимается разработкой соответствующего законопроекта, никак не удается договориться с Минэкономразвития и МНС о едином подходе. А налоговики не могут понять, что делать с этими платежами сейчас: требовать от промышленников доплаты и по каким ставкам или самим возмещать предприятиям незаконно выплаченные ими суммы?

Крупный бизнес выступает за целевое использование экологических платежей

Крупнейшие промышленные и добывающие предприятия, в том числе «ЮКОС», «ЛУКойл», ТНК, «Газпром», Новолипецкий металлургический комбинат и «Норильский никель», обратились к правительству и парламенту с призывом законодательно закрепить целевое использование экологических платежей.

Как отмечали представители этих предприятий в своих выступлениях на круглом столе «Государство и бизнес: экологический перекресток», средства, получаемые от экологических платежей, изначально поступают в бюджеты различных уровней, а уже затем - по остаточному принципу - идут на финансирование природоохранных мероприятий. Между тем, по мнению участников круглого стола, эти средства должны сразу направляться в целевые фонды. Представители предприятий выступают за то, чтобы было законодательно закреплено требование направлять средства от экологических платежей на значимые природоохранные программы, а не распылять их среди множества мелких.

Кроме того, представители компаний предложили установить в законе ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 15 % выше уровня ставок, действовавших до 2001 года (с 1 января 2001 года размер платы за загрязнение окружающей природной среды был индексирован в размере до 94 раз), и затем поэтапно увеличивать их в течение ближайших 15 лет с учетом уровня технического перевооружения предприятий.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов