Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (87) > АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Загрязнитель платит?

САЛЬНИКОВА О. Б.,
руководитель Центра экологических проектов Информационного экологического агентства
Для реализации ФЗ «Об охране окружающей среды» необходимо принять ряд Постановлений Правительства РФ и разработать новые нормативные правовые акты

22 апреля 2003 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О совершенствовании природоохранного законодательства и практики применения Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Законы в области охраны окружающей среды должны быть комплексными и содержать нормы прямого действия. Большое количество декларативных норм или так называемых «отсылочных» не позволяет эффективно их реализовывать. Об этом заявил заместитель Министра МПР РФ, руководитель Государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России Кирилл Янков, выступая на прошедших 22 апреля 2003 года в Государственной Думе парламентских слушаниях «О совершенствовании природоохранного законодательства и практики применения Федерального закона «Об охране окружающей среды».

По словам К. Янкова, в 2003 году планируется принять ряд Постановлений Правительства РФ, необходимых для реализации ФЗ «Об охране окружающей среды». Среди них - «О нормировании в области охраны окружающей среды», «Об осуществлении обязательной экологической сертификации», «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды», «О перечне должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль». Вместе с тем, отметил заместитель главы МПР РФ, существует ряд проблем с их принятием, что связано, в частности, с существующими противоречиями между положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» и специальными законодательными актами, затрагивающими сферу охраны окружающей среды.

Заместитель Министра МПР РФ подчеркнул, что требуется не только гармонизация положений природоохранных законодательных норм, но и разработка новых нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду, государственного экологического контроля, нормирования в области охраны окружающей среды, экологического страхования и экологической сертификации, возмещения экологического ущерба, разработки мер по стимулированию снижения негативного воздействия, природоохранных требований в различных отраслях экономики, экологического образования и просвещения и др. К. Янков сообщил, что в настоящее время МПР России уже осуществляет разработку 17 новых подзаконных актов, затрагивающих сферу охраны окружающей природной среды.

Пресс-служба МПР России

Пожалуй, в экологической сфере нет сейчас проблемы, вокруг которой велось бы столько споров и дискуссий. То, что отсутствие прочной законодательной базы и надежных компенсационных механизмов по возмещению ущерба, наносимого окружающей среде хозяйствующими субъектами, более нетерпимо - признают практически все компетентные политики и ученые. Но вот на то, какой должна быть плата за негативное воздействие на природу и как ее необходимо взимать, - есть несколько точек зрения.

Наиболее четко эти разногласия проявились в подготовленных Правительством РФ и Комитетом ГД РФ по экологии законопроектах о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку проект, вышедший из недр законодательного органа, получил достаточно критическую оценку в правительственных кругах, а предложения Правительства в этой области явно не вызывают восторга у законодателей, наметилось противостояние, которое способно лишь затормозить кардинальное решение вопроса.

В Федеральном вестнике экологического права «Экос-информ» № 3 2003 г. приведена подборка материала, которая дает возможность ознакомиться с различными взглядами на данную проблему.

В вестнике опубликованы Постановление Правительства № 632 от 28.08.92 г., два проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (проект Правительства РФ и проект Комитета ГД РФ по экологии), заключение Правительства РФ по проекту ФЗ, разработанному Комитетом ГД РФ по экологии, комментарий, подготовленный в Комитете ГД РФ по экологии, а также аналитический доклад профессора В. Данилова-Данильяна.

В аналитическом докладе профессора рассматриваются два аспекта реализации принципа «загрязняющий платит». Первый аспект - стимулирующий, связанный с уровнем платежей, второй аспект связан с направлением их распределения и использования. Приведены законодательная база платности за негативные воздействия на окружающую среду и система начисления платежей в период 1992-2001 годы. Представлен анализ законопроектов Правительства РФ и Комитета ГД РФ по экологии, предусматривающих возобновление платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Выводы аналитического доклада профессора В. Данилова-Данильяна:

  1. В Российской Федерации необходимо срочное законодательное решение вопроса о восстановлении действия принципа «загрязняющий платит».
  2. Из рассмотренных законодательных предложений безусловно предпочтительными представляются проекты федеральных законов «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (разработано Минфином России и МПР России).

Участники парламентских слушаний по вопросам природоохранного законодательства рекомендовали ускорить работу над законом «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Выступая на открытии слушаний, председатель думского комитета по экологии Владимир Грачев заявил, что в течение года, прошедшего со времени вступления в силу закона «Об охране окружающей среды», он зарекомендовал себя «как работающий документ», однако для его совершенствования необходимо разработать и принять еще несколько нормативных актов. Среди правовых документов участники слушаний выделили законы «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «О статусе зон экологического бедствия».

Кроме того, собравшиеся рекомендовали в ближайшее время разработать и принять поправки в статью 46 Бюджетного кодекса РФ в части перечисления административных штрафов за экологические нарушения в местные бюджеты того субъекта РФ, в котором произошло правонарушение. Правительству было рекомендовано уточнить порядок проведения государственного экологического контроля.

Участники слушаний обратились к президенту РФ с просьбой рассмотреть вопрос об учреждении федерального органа власти по экологическому контролю.

По материалам Федерального вестника экологического права «Экос-информ», № 3 2003 г.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов