Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5-6 (88-89) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

Из дальних странствий возвратясь...

С января 2003 г. ИнЭкА реализует проект «Развитие нормативно-правовой и методической базы общественного участия и защиты прав граждан при реализации градостроительной политики на муниципальном уровне». Проект профинансирован программой ТАСИС Европейской Комиссии. Британские партнеры: «Field Studies Council» и «Groundwork» (London).
Евгений ТЕЛЬГЕРЕКОВ,
Информационное экологическое агентство

Любая деятельность, будь то сборка автомобилей или сочинение стихов, требует определенных навыков и приемов, знания технологий и методики работы. Для реализации проекта «Развитие нормативно-правовой и методической базы общественного участия и защиты прав граждан при реализации градостроительной политики на муниципальном уровне» от его непосредственных участников потребуются как минимум знания методических подходов к организации участия общественности в принятии градостроительных решений.

Собственный наш опыт дает в основном знания негативного характера. Какое уж у нас консультирование с общественностью? Кто и когда спрашивал мнение жителей по поводу планировки дворов, реконструкции улиц, строительства магазинов? Все решения по строительству и реконструкции всегда преподносились свыше как непререкаемые блага. Участие общественности подразумевалось в основном на информационном уровне: мы узнавали из газет, что там-то будет построен стадион, что вот здесь пройдет объездная дорога, и должны были радоваться дальновидности и прозорливости руководителей. Пошло это, надо думать, от батюшки-царя, закреплялось вековой традицией «Вот приедет барин, - барин нас рассудит». В советские присно памятные времена лозунг «Человек - хозяин необъятной родины своей» и не воспринимался иначе как красивая песня.

В нынешнее демократическое время возможности участия граждан в принятии тех или иных решений, по крайней мере, предусмотрены законодательством, и федеральным, и региональным. Градостроительный Кодекс РФ, например, довольно подробно прописывает права граждан на участие в принятии решений при строительстве и реконструкции как с точки зрения демократического процесса, так и с точки зрения соблюдения экологических прав. Однако тексты законов, скорее всего по той же самой традиции, носят декларативный характер, не нормируя формы и методы участия общественности, не регламентируя жестко правила для представителей властных структур и строительных компаний при проведении застройки или реконструкции. Нынешний проект, кстати, он носит еще одно название, ставшее лозунгом, - «Строим город вместе», так вот, наш проект и призван, смеем надеяться, восполнить этот пробел, и на уровне города способствовать разработке соответствующего пакета документов.

Ну, Британия, это отдельный разговор! Ах, этот чуть ли не самый старый монархический институт Европы с неторопливыми традициями парламентаризма. Начальные тенденции некоторой демократии привнесли на острова, надо думать, еще римские легионеры на концах копий.

Однако надо же от чего-то и отталкиваться. Отечественный опыт явно недостаточен. Довольно полные пакеты документов разработаны в Томске и Иркутске, и они нашими экспертами досконально изучены, но эффективность их пока не прошла поверку практикой. Было решено ознакомиться с положением дел с участием общественности в градостроительной сфере деятельности у наших британских партнеров. В мае текущего года для сотрудников Информационного экологического агентства была организована стажировка «Роль общественного участия в процессе планирования».

Нам, участникам стажировки, были продемонстрированы реальные механизмы и четко прописанные методики привлечения общественности к участию в принятии решений при планировании в трех городах Великобритании: Лестере, Бристоле и Лондоне.

Любой процесс планирования изначально содержит в себе элементы общественного участия, он просто невозможен без этого аспекта.

Мы увидели реальную картину участия граждан в процессе стратегического городского планирования и при претворении в жизнь локальных планов реконструкций улиц и парков. Нам было представлено два аспекта этой проблемы. С одной стороны, есть четко прописанное законодательство и методические документы, регламентирующие взаимодействие граждан и поведение чиновников при самых разнообразных формах общественного участия. Спектр форм и методов участия жителей в этих процессах чрезвычайно широк. При этом представители органов власти зачастую привлекают общественность к обсуждению проектов даже тогда, когда этого не требуется законодательно, и находя на это финансирование. С другой стороны, граждане и представляющие их общественные организации сами осознают свою роль в процессе городского планирования и нередко проявляют гораздо больше инициативы, чем представители органов власти.

Пример, иллюстрирующий механизм взаимодействия властей с жителями, который показывает роль горожан в процессе городского планирования. В Лестере, небольшом и по нашим меркам городке, был разработан проект закрытия центра города для въезда личного автотранспорта. Было предложено при подъезде к центру построить несколько специальных парковок, на которых граждане оставляли бы свои автомобили, после чего пересаживались бы в общественный транспорт. Замечательный проект под названием «Парковки и автобусы». Таким образом, планировалось очистить воздух в центре города, решив одну из насущных экологических проблем. Начался процесс общественного консультирования. Информация о проекте была размещена в местной и центральной (Лондонской) печати (Зачем в Лондонской? Владельцы земли могут не проживать в Лестере, а из центральной прессы они узнают, что планируется построить в их владениях), в Интернете, на специальных информационных стендах в городе. Жителям, которых этот проект непосредственно затрагивал, информация была разослана по домашним адресам. Через определенное время были собраны и систематизированы замечания горожан и внесены коррективы в проект. После этого прошел второй этап консультирования с гражданами - были организованы общественные слушания с участием проектировщиков и представителей муниципалитета. То есть, и специалисты, и чиновники приложили немало сил к тому, чтобы убедить горожан в целесообразности проекта. Но для людей, проживающих в непосредственной близости от предполагаемой парковки, их аргументы не стали решающими. Более убедительным для них стало суждение, что если строить парковки на полторы тысячи автомобилей, то это, как раз, ухудшит экологическую ситуацию именно в конкретном районе. Реализация проекта была остановлена. Хотя и сами жители, и представители общественных организаций не сомневаются в том, что экологическую ситуацию в центре города надо менять. И решение по этому поводу обязательно будет приниматься, но уже позднее, когда созреют новые идеи и процедура консультирования с жителями будет организована более эффективно.

Это пример масштабного проекта. Но не менее тщательная и кропотливая работа с горожанами ведется и при обсуждении не столь значительных проектов. Впечатлениями поделятся другие участники стажировки.

Анна Белосохова, ведущий специалист ресурсного центра Информационного экологического агентства:

(Кстати, в Бристоле прослежена неожиданная на первый взгляд зависимость легочных заболеваний от уровня бедности, а не от степени загрязнения воздуха автомобильными выхлопами. -Е. Т.)

- Для Великобритании очень актуальна проблема интенсивного автотранспортного движения. С каждым годом растет количество автомобилей, вследствие чего увеличивается уровень загрязнения воздуха, количество дорожно-транспортных происшествий, случаев заболеваний органов дыхания.

Для снижения все увеличивающейся нагрузки автотранспорта используются различные способы. В Лондоне, например, введена система оплаты за въезд в центр города. В Бристоле внедряется система использования одного автомобиля на две-три семьи, создан городской клуб автомашин, члены которого пользуются автомобилями тогда, когда им это необходимо.

Все проекты, которые так или иначе должны изменить привычный образ жизни людей, обсуждаются и согласовываются с жителями. Поскольку доверие к чиновникам у простых граждан не очень высокое, для работы с общественностью привлекаются общественные же организации, которые выполняют это работу очень успешно и имеют в обществе большое влияние, поскольку используют в своей работе неформальные и интересные методы. Очень понравился опыт работы Бристольской общественной организации «Улицы живы».

Однако непременное стремление к общественному участию доходит иногда до абсурда. Нам привели пример, не замечая его нелепости. Несколько месяцев проходит консультирование с жителями окрестных домов по вопросу благоустройства двора: «Нанять ли дворников для уборки территории или поставить мусорные баки? И если мусорные баки, то где их ставить?». Издержки демократии? Подчеркиваю, наши консультанты не замечали нелепости примера.

«Улицы живы» предлагает жителям свои услуги в организации и проведении различных культурно-массовых мероприятий в пределах одной улицы, например «Дни без машин». В этот день на улице закрывается движение автотранспорта, машины паркуются на стоянках. Устраиваются театрализованные, костюмированные представления, танцы, спортивные игры. Приглашаются артисты и художники. Помимо развлекательной части проводятся и опросы жителей с целью выяснения их отношения к проблеме транспорта. Подобные мероприятия имеют очень большой успех у жителей. Соседи больше узнают друг о друге, ближе знакомятся, находят какие-то общие интересы. В дальнейшем это способствует более активному их вовлечению в процессы общественного участия. Кроме того, на подобных мероприятиях очень эффективно продвигать определенные идеи. Например, показав жителям, как замечательно можно проводить время на улице без машин, предложить и в дальнейшем пользоваться автомобилем как можно меньше - пересесть на велосипед, стать членом городского клуба автомашин или использовать одну машину на двоих.

Еще один путь решения автомобильной проблемы. Оксана Кузнецова, ведущий специалист Центра экологических проектов Информационного экологического агентства:

- В продолжение темы возрождения улиц хочется рассказать и еще об одном интересном факте. Освобождать улицы от машин дело хорошее, но проблемы передвижения она не решает! Улицы закроем, машины поставим, а на работу-то как ехать или за город с семьей?

Вот тут и удивил меня ход английской мысли. Не просто удивил, а поразил. Все гениальное просто. Раз отказаться от машин все равно вряд ли удастся, то нужно хотя бы сократить их количество. Опять вопрос, каким таким образом? И по какому принципу люди должны от машин отказываться. Ну, не «на первый-второй» же им рассчитываться.

Для решения этой проблемы было предложено два альтернативных варианта, не исключающих друг друга.

Во-первых, делить одну машину на двух соседей. Вещь очень удобная. Ну, посудите сами: цена машины, текущий ремонт, топливо, налоги и т.д. - все делится пополам. При этом необходимо просто составить подобие графика по пользованию машиной и дело в шляпе. Но тут есть небольшой минус. Такая «кооперация» возможна только между людьми хорошо друг друга знающими. То есть близкими соседями. А за рубежом существует та же проблема, что и у нас - люди зачастую не знают, как их соседей зовут. Где уж тут говорить о совместном владении и пользовании автомобилем.

Другой вариант - Клуб автомобилей. Здесь уже делить машину придется с незнакомыми людьми. Да и не свою машину. Система простая. Становишься членом клуба, платишь раз в год членский взнос и получаешь карточку. Карточка эта одновременно служит и ключом к автомобилям. В различных местах города припаркованы машины (собственность клуба), при необходимости быстро куда-нибудь добраться вы с помощью карты открываете машину, заводите и - вперед. Единственная просьба - не забудьте заправить. Стоит это удовольствие (аренда) ровно столько, сколько наездили. Самое удивительное, что подобные системы уже начинают работать!

Еще одна гениальная идея по сокращению транспортных потоков - оставлять машину на пригородных парковках, брать там же велосипед и ехать по своим делам.

Ну а для людей, приехавших в город на велосипеде, предусматриваются специальные места, где они могут переменить спортивную одежду на строгий костюм и уже тогда добираться в офисы. А добираться опять же либо на городском транспорте, либо - добро пожаловать в Клуб автомобилей!

Да что-то мы все о машинах, да о машинах? Как говорится, «У кого что болит...».

Да и на этом, думается, мысль общественников не остановится. А нам остается только удивляться и завидовать.

Удивило все же другое. Конструктивное, деловое сотрудничество государства, на всех уровнях исполнительной власти, и общественных организаций. Общественные организации выполняют несвойственную, с нашей точки зрения, роль посредника между государством и населением, получая при этом от государства приличное финансирование. Нет, приличное - это не то слово. Финансирование, достаточное для адекватной оплаты конкретной работы. При этом все представители общественных организаций, с которыми нам приходилось встречаться, свято верят в социальную значимость своей миссии. Активная жизненная позиция, подкрепленная возможностью своей работой зарабатывать на жизнь, а не искать побочных заработков, чтобы сводить концы с концами, являются мощным стимулом для общественной работы. Государство в лице городских советов или других муниципальных образований посредством организованной общественности с гораздо меньшими усилиями, с гораздо меньшим социальным напряжением и продвигает в жизнь свои проекты. Конечно, не все так гладко, как звучит в изложении. Но нам без стеснения продемонстрировали и примеры конфликтных ситуаций и нерешенных пока проблем.

Кстати, все-таки, несмотря на все различия, люди везде очень похожи. Нас пригласили принять участие в общественных слушаниях. Не буду упоминать о предмете консультирования, в данном случае это неважно. Просто, взгляд со стороны. Чиновники делают свою работу, активная общественность активно выступает, пассивная - вяло что-то лепечет, кто-то откровенно спит, кто-то листает журнал. Не правда ли, знакомая картина.

Хочется привести наглядный пример успешного сотрудничества. Лондонский район Сазарк (Southwark), социально не вполне благополучный, но не по нашим, опять же, меркам. Здесь создано и эффективно действует «Стратегическое партнерство» (подобные стратегические партнерства имеются практически во всех городах и графствах), очень странное, на наш взгляд образование, для работы в котором делегируют своих представителей как муниципальные органы (полиция, органы здравоохранения, образования и т. п.), так и представители населения, проживающего в этом районе. Причем, представлен самый широкий социальный срез района: организации по интересам, представители этнических групп, сексуальных меньшинств, члены спортивных секций, детских организаций, корпорации домохозяек и всего, что можно себе представить. Так вот, именно «Стратегическому партнерству» муниципалитет выделяет деньги для развития и обустройства района, а уж Партнерство решает, на что эти деньги тратить: на благоустройство территории, или на борьбу с наркотиками, или на преодоление негативного отношения к полиции. К слову сказать, работа ведется, и немалая: приводятся в порядок запущенные некогда парки, старые автомобильные дороги, благоустраиваются дворы. Что сказать об уровне финансирования: 8 миллионов фунтов стерлингов в год в течение шести лет (1 фунт - примерно 53 рубля. Считайте, читатели, - Е. Т.).

«Не без грусти расставался я с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в многообещающую в будущем грязь милой Родины».
Под этими словами можно было бы смело ставить свою подпись, так пронзительно они верны. Информация к размышлению: это Федор Тютчев, позапрошлый век.

Да, проблемы очень узнаваемы: неухоженность дворов, подростковая наркомания, боязнь предвзятого отношения полиции и прочая, и прочая, и прочая... Но государство, и общественность, осознавая сложность социально-экологических проблем, стремятся к взаимодействию. И это вызывает у нас зависть и печаль.

Что же конкретно из всего многообразного опыта можно применить у нас? Что может помочь в реализации нашего проекта «Строим город вместе»? Прежде всего, это отработанный четкий и эффективный механизм привлечения общественности для разработки планов развития, это примеры конструктивного сотрудничества, а не конфронтации горожан и местной администрации. Устойчивое сообщество возможно через совместные действия жителей, организованной общественности и власти. Это как раз то, чего мы стремимся достичь своим проектом.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов