Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5-6 (88-89) > СРЕДА ОБИТАНИЯ

Общественная экологическая экспертиза как двигатель прогресса

Информационное экологическое агентство получило приглашение провести общественную экологическую экспертизу проекта обоснования инвестиций строительства второй очереди Саяногорского алюминиевого завода.
Светлана БЕЛОЗЕРОВА,
ведущий специалист Центра экологических проектов РОО «ИнЭкА»

СаАЗ стоит посреди степи, нереально глядя в небо своими алюминиевыми трубами. Нереально - потому что в три стороны простираются необъятные просторы хакасских степей, в четвертой, с востока неспешно несет свои воды Енисей, на юге горизонт замыкают синие горные массивы Саян, в воздухе парят орлы. И среди всего этого царства природы (в полном смысле слова) завод выглядит игрушечным, как будто созданным в процессе компьютерной игры.

На территории предприятия - ровно подстриженные газоны, асфальтовые тротуары с белыми бордюрами и аккуратными кирпичными остановками. Такое чувство, что находишься на предприятии не в России, а где-нибудь в Европе.

Объяснение этому довольно простое.

Саяногорский алюминиевый завод (СаАЗ) построен относительно недавно - 18 лет назад. Все производственное оборудование, по мере его внедрения, соответствовало передовым технологиям на тот момент. (Для сравнения - технологическое оборудование Новокузнецкого алюминиевого завода служит с середины двадцатого века). Завод являлся своего рода полигоном для испытания новейших разработок, ноу-хау. А это говорит о том, что изначально были заложены высокая производительность, использование чистых материалов и сырья, и, соответственно, снижение экологической нагрузки [вредного воздействия] на окружающую среду.

Кроме того, недавно предприятие сертифицировалось по стандарту ISO 14000, и это не могло не отразиться как на внешнем облике завода, так и его экономической привлекательности как партнера на мировом рынке алюминия. Необходимо отметить тот факт (а это именно так), что сертификация прошла не только формально, по бумагам, она отразилась буквально на всем, «прочувствована» каждым человеком, работающим здесь.

Предприятие является градообразующим: подавляющее большинство жителей работает на СаАЗе, поэтому неудивительно, что большое внимание отводится социальному аспекту - повышению благосостояния, заботе о здоровье работающих, оказанию материальной помощи различным образовательным организациям города, проведению экскурсий школьников по цехам и производствам завода.

Город также следит за развитием предприятия, об этом свидетельствует активность жителей. В настоящее время горожане обеспокоены возможным ухудшением экологической ситуации в связи со строительством второй очереди завода.

Поэтому Администрация г. Саяногорска инициировала проведение общественной экологической экспертизы проекта обоснования инвестиций строительства второй очереди Саяногорского алюминиевого завода.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (№174-ФЗ от 25.11.1995 г., с изменениями от 15 апреля 1998 г.) определение экологической экспертизы звучит следующим образом:

Экологическая экспертиза может быть двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ по инициативе граждан, общественных организаций или органов местного самоуправления. ОЭЭ проводится независимыми экспертами с той же целью, что и ГЭЭ, акцент ставится на реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранении здоровья населения.

Общественная экологическая экспертиза проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Уставная деятельность РОО «Информационное экологическое агентство» предполагает проведение общественной экологической экспертизы, ИнЭкА имеет опыт проведения общественных слушаний, ее специалистами была проведена работа по усовершенствованию системы экологического менеджмента на Новокузнецком алюминиевом заводе при подготовке предприятия к сертификации по международному стандарту ISO 14000 - все это и явилось определяющим при выборе организации для проведения общественной экологической экспертизы данного проекта.

Итак, каковы задачи экологической экспертизы? Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приложение к Приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372), ЭЭ должна установить:

  • соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;
  • полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;
  • достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» на экологическую экспертизу представляется вся проектная документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Результатом общественной экологической экспертизы является Сводное заключение - итоговый документ, отражающий точку зрения экспертной комиссии (или организации, проводящей экспертизу) в отношении объекта экологической экспертизы.

Заключение экспертной комиссии ОЭЭ предоставляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам (ст. 25 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

На начальном этапе проведения общественной экологической экспертизы проекта обоснования инвестиций строительства второй очереди Саяногорского алюминиевого завода закономерным явилось доведение до сведения всех заинтересованных сторон процедуры, целей и задач ОЭЭ. Для этого во время визита экспертов ИнЭкА в г. Саяногорске был организован круглый стол с участием представителей Администрации города, общественности, представителей ООО «Русал УК», СаАЗа, а также разработчиков проектной документации - института ВАМИ. На заседании круглого стола обсуждались вопросы как о самом понятии общественной экологической экспертизы, так и в контексте расширения Саяногорского алюминиевого завода, было предложено всем желающим высказать свои замечания и предложения для последующего их учета при вынесении окончательного заключения ОЭЭ, были оговорены сроки проведения экспертизы (с 9 июня по 9 июля).

Традиционно в нашей стране ОЭЭ проводится для прекращения деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта, когда иным способом этого добиться уже не представляется возможным. В случае с Саяногорским алюминиевым заводом дело обстоит иначе. Задачей экспертизы будет являться не прекращение деятельности (замораживание строительства второй очереди), а приведение предпроектной документации в соответствие с требованиями законодательства, учет мнения общественности при строительстве новой очереди, а также доведение до общественности результатов экспертизы.

В данном случае имеет место как раз «совещание» с общественностью, как это делается во всех цивилизованных странах, и как это должно быть и у нас.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов