Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5-6 (88-89) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2001 году»

Мы продолжаем публикацию материалов Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2001 году».

Государственный экологический контроль и государственный контроль

Государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Государственный контроль в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области осуществлялся службой государственного контроля в соответствии с Положением о КПР по Кемеровской области. Штатная численность службы в 2001 г. составляла 16 чел., в том числе 10 госинспекторов непосредственно работали в регионах Кемеровской области. На службу государственного контроля КПР по Кемеровской области возлагались следующие функции:

  • Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
  • Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • Государственный контроль за охраной объектов животного мира и среды их обитания, сохранением биологического разнообразия;
  • Государственный экологический контроль, в т.ч. за охраной атмосферного воздуха, обращением с отходами производства и потребления;
  • Государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции.

Для решения поставленных задач перед КПР по Кемеровской области в области государственного контроля кроме собственных сил и средств использовались следующие источники:

  • проведение совместных проверок с территориальными подразделениями других федеральных органов государственной исполнительной власти по Кемеровской области, природоохранной прокуратурой, ФСБ, МВД;
  • привлечение отдельных специалистов из негосударственных организаций в качестве внештатных инспекторов;
  • координация деятельности по проверке соблюдения природоохранительного законодательства предприятиями с организациями, созданными и финансируемыми органами государственной исполнительной власти субъекта Федерации.

Такие механизмы взаимодействия позволили расширить сферу контроля и сэкономить средства как КПР по Кемеровской области, так и средства субъекта Федерации - Кемеровской области.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

За 2001 г. инспекторами геологического контроля в соответствии с планом работы и во внеплановом порядке было проверено 108 объектов недропользования, находящихся в эксплуатации у горнодобывающих предприятий и организаций, проводящих работы по геологическому изучению недр. Совместно с другими органами (Госгортехнадзора, МНС и др.) проверено 18 учетных единиц контроля.

В результате проверок выявлено 137 нарушений законодательства о недрах и нормативно-правовой базы недропользования.

Для устранения недостатков и нарушений, выявленных в результате контрольной деятельности, руководителям предприятий направлено 69 предписаний с установлением конкретных сроков исполнения, 16 из них выполнено.

Основными нарушениями законодательства о недрах являются:

  1. Самовольное пользование недрами (ведение работ без лицензии, переуступка прав недропользования без оформления лицензий, производство работ без оформления уточненного горного и земельного отводов). Эти нарушения выявлены у ОАО «Шахта «Крапивинская», ООО «Шахта Южно-Сибирская» ЗАО «Инвест-Уголь», ОАО «Разрез «Листвянский», ГП «Шахта Бунгурская», ОАО «Разрез «Новоказанский-Западный», ОАО «Разрез Талдинский-Северный», Кузбасского центра мониторинга производственной и экологической безопасности, ГП Красновоярская ГГП, ГП Южно-Кузбасская ГРЭ, ФГУ ГП «Запсибгеолсъемка» и др.
  2. Несвоевременное внесение ресурсных платежей за недропользование и на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бюджеты. При проверках предприятий выявлены неплатежи в бюджеты разных уровней в сумме 311890,574 тыс. руб., в т.ч. по отчислениям на ВМСБ - 243309,647 тыс. руб. Недропользователям выданы предписания о погашении задолженности по ресурсным платежам. Подобные нарушения допускали: ОАО «Шахта Абашевская-Н», ОАО «Шахта Ульяновская», золотодобывающие и геологоразведочные предприятия ОАО «ЦЗРК», НКГГЭ, ЗАО «Южсибгеоцентр», а/с «Кузнецкая».
  3. ОАО «Разрез Талдинский» при эксплуатации месторождения базальтов не начисляло и не вносило в бюджет платежи за добычу и отчисления на ВМСБ. В ходе совместной проверки с МНС выявлены и возвращены дополнительно в бюджет неплатежи в сумме 72,16 тыс. руб.
  4. Нарушение стандартов и норм ведения геологоразведочных работ (проведение геологоразведочных работ по неутвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации и без экспертизы ПСД, бурение скважин без геофизических исследований, отсутствия регистрации в ТГФ работ геологического назначения и т.д.).
  5. Нарушение правил и норм эксплуатации недр (не полное извлечение из недр запасов угля, недостоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов каменных углей, срыв сроков и порядка ведения горных работ, невыполнение природоохранных условий лицензий и т.д.).

При проверках золотодобывающих предприятий выявлены случаи выборочной отработки блоков с балансовыми запасами, отсутствие эксплуатационного опробования, несвоевременное проведение рекультивации нарушенных земель.

Такие нарушения допускали - ОАО «Шахта 7 ноября», ОАО «Шахта Тайжина», ОАО «Шахта № 12», ОАО «Шахта Ульяновская», ЗАО «Южно-Кузбасский модуль», ОАО «Кузнецкая инвестиционно-строительная компания», Салаирская ГОК, РЭП «Мартайга», а/с «Рубин», а/с «Фарт», а/с «Золотая корона».

Государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов

В течение 2001 г. госинспекторами, осуществляющими водный контроль, как в соответствии с планом работы, так и во вне плановом порядке - по заявлениям УМНС КО, КУГ РФ и УБОП по КО, заданиям руководства было проверено 237 предприятий Кемеровской области, на которых проверено 478 учетных единиц контроля. На предприятиях выявлено 222 нарушений водного и природоохранного законодательства, в т.ч.:

  • самовольное пользование водными объектами (ВО) без специального разрешения (лицензии) - 32;
  • несоблюдение порядка предоставления и использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах ВО и их прибрежных полосах - 79;
  • сверхлимитный забор и (или) сброс сточных вод в ВО - 20;
  • превышение нормативов ПДС вредных веществ в ВО - 31;
  • нарушение правил эксплуатации водохозяйственных (ГТС, очистных сооружений), иных сооружений и средств водоучета - 41;
  • аварийные ситуации - 7;
  • прочие нарушения - 12.

11 материалов проверок переданы в правоохранительные органы для правовой оценки. По материалам проверок госинспекторами выдано 222 предписания на устранение нарушений, 76 из них устранено. В 2001 г. вынесено 9 постановлений о приостановке хозяйственной деятельности на объектах, связанных с пользованием водными ресурсами.

Предъявлено природопользователям 11 исков на возмещение ущерба водным ресурсам на общую сумму 215, 2 тыс. руб., в 2001 году взыскано 6 ущербов на сумму 136,4 тыс. руб.

На нарушителей водного и природоохранного законодательства наложено 190 административных взысканий на сумму 153,3 тыс. руб., взыскано в добровольном и принудительном порядке судебными приставами 54,2 тыс. руб., что составляет 35,3 %.

Государственный экологический контроль, в т.ч. за охраной атмосферного воздуха, обращением с отходами производства и потребления, земельный контроль

В 2001 г. было проверено 597 предприятий области, на которых выполнено 609 проверок. По результатам проведенных проверок выявлено 546 нарушений, из которых за отчетный период устранено 244.

Распределение выявленных нарушений по видам выглядит следующим образом:

  • самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель - 5;
  • загрязнение земель - 19;
  • захламление земель - 14;
  • нерациональное использование с/х земель, использование земельных участков способами, приводящими к порче земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и предотвращению процессов, ухудшающих состояние земель - 4;
  • нарушение установленного режима использования земель - 4;
  • порча и уничтожение плодородного слоя почвы - 6;
  • нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению - 3;
  • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства - 6;
  • отсутствие разрешительных документов на обращение с опасными отходами - 11;
  • нарушение требований нормативно-технической, технологической или разрешительной документации, регламентирующей порядок обращения с отходами на предприятии - 30;
  • отсутствие или недостоверность данных по учету отходов на предприятии (организации), на полигоне промотходов - 20;
  • несанкционированное размещение, в том числе утеря отходов на территории промплощадки или при транспортировании - 32;
  • передача или прием на полигон отходов, для которых разработаны эффективные методы переработки или использования в качестве вторичных ресурсов - 21;
  • отсутствие или ненадлежащее осуществление производственного контроля в области обращения с отходами - 25;
  • отсутствие или ненадлежащее функционирование системы мониторинга состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия- 38;
  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных государственных органов - 37;
  • превышение нормативов ПДВ или ВСВ загрязняющих веществ в атмосферу - 22;
  • отсутствие или ненадлежащее ведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу - 74;
  • эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы - 91;
  • невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха - 41;
  • прочие нарушения - 43.

Выдано 546 предписаний на устранение выявленных нарушений природоохранительного законодательства, 32 материала передано в прокуратуру для правовой оценки.

По требованиям, предписаниям и представлениям приостановлена деятельность 30 объектов. Предъявлено 14 исков за загрязнение атмосферного воздуха, земельных ресурсов, несанкционированное размещение отходов, о возмещении ущерба на сумму 5 066,9 тыс. руб.

Наиболее крупные иски:

  • В/Ч 01641 (г. Юрга) - на сумму 382,72 тыс. руб. за захламление земель;
  • РЭП «Мартайга» - на сумму 1022,9 тыс. руб. за захламление земель отходами ;
  • ООО «Водолей» - на сумму 3 634,3 тыс. руб. за размещение вскрышных работ на несанкционированной площадке;
  • ОАО «Разрез Ольжерасский» - на сумму 10,7 тыс. руб. за отсутствие нормативов ПДВ на котельной.

На нарушителей природоохранного законодательства наложено 454 административных взысканий на сумму 661,5 тыс. руб., взыскано 161,8 тыс. руб., что составляет 24,4 %.

В 2001 г. произошло 7 случаев аварийного загрязнения атмосферного воздуха, земель:

  • ОАО «Химпром» - выброс хлора в атмосферу;
  • ОАО «Химпром» - выброс хлора в атмосферу;
  • Мариинская нефтебаза ОАО «Кузбасснефтепродукт» - загрязнение нефтепродуктами промплощадки;
  • Завод «Коммунар» - загрязнение промплощадки кислотой;
  • Красноярская железная дорога - авария 2 цистерн из-под хлора, выброс хлора в атмосферный воздух;
  • ОАО «Азот» - загрязнение промплощадки серной кислотой;
  • Новокузнецкая птицефабрика - загрязнение земель аварийным сбросом хозбытовых сточных вод на рельеф местности.

Госинспектора приняли участие в работе 104 государственных и рабочих комиссий по приемке в эксплуатацию объектов завершенных строительством, и в 110 комиссиях по выбору площадок под намечаемое строительство.

В 2001 г. на территории Кемеровской области была проведена очередная операция «Чистый воздух». За время операции было проверено 14224 единиц автотранспорта, приостановлена деятельность 286 единиц транспорта, проверено 54 АЗС и склада ГСМ, 366 предприятий эксплуатирующих автотранспорт, 9 станций технического обслуживания автомобилей.

Контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов

В 2001 г. инспекторами службы госконтроля проверено 98 объектов, выявлено 29 нарушений, выдано 15 требований и предписаний. Предъявлено к взысканию с нарушителей 98,7 тыс. руб., привлечено к административной ответственности 7 чел.

Материалы проверки незаконной порубки леса на территории Кемеровского сельского лесхоза с ущербом 7150 руб. направлены в Кемеровскую межрайонную природоохранную прокуратуру для расследования.

В 2001 года государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в Кемеровской области осуществляли 935 инспекторов лесной службы различного ранга из 23 лесхозов и ШНС, 14 инспекторов аппарата лесной службы.

В порядке осуществления госконтроля проверено 180 лесосек РГП и 311 - под рубки промежуточного пользования. Из них с неудовлетворительным качеством отвода - 15 лесосек площадью 94 га. Лесосек текущей разработки проверено 203, из них на 30 выявлены нарушения. Сумма начисленных неустоек составила 100 тыс. руб.

При контрольном освидетельствовании инспекторами выявлено 18 лесосек с неудовлетворительным качеством. Характерным нарушением является незаконная порубка в объеме 411 м3 на сумму 393 тыс. руб.

В результате проверок за допущенные нарушения при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, было выдано 20 предписаний и составлено 18 протоколов, а также передано в природоохранную прокуратуру области материалов на 8 нарушителей с суммой ущерба лесному хозяйству 570 тыс. руб.

При ревизии обходов выявленный ущерб составил 715 тыс. руб. За безответственное отношение лесников к выполнению своих обязанностей по осуществлению государственного контроля к дисциплинарной ответственности было привлечено 26 человек, к материальной - 8. Количество лесников, поощренных за результы ревизии обходов, составило 48.

За пожароопасный период возникло 131 очагов на площади 738,9 га. Выявлено 8 виновников лесных пожаров, составлено протоколов 248 о нарушении ППБ, начислено штрафов 4,7 тыс. руб. за нарушения ППБ, взыскано 4,3 тыс. руб. В порядке госконтроля проверено 20 участков, пройденных лесными пожарами площадью 290 га. Для профилактики лесных пожаров и противопожарной пропаганды состоялось 38 выступлений по областному радио и 17 - по телевидению.

Сведения об осуществлении государственного контроля за 2001 год
Численность инспекторского состава, осуществляющего государственный контроль16
Количество предприятий, находящихся на учете7049
Количество проведенных проверокВсего 1570
Количество выявленных нарушений, в т.ч. нарушено:
Законодательство о недрах
Водное законодательство
Законодательство об охране атмосферного воздуха
Законодательство о государственной экологической экспертизе
Законодательство по обращению с отходами производства и потребления
Земельное законодательство
Лесное законодательство
934
137
222
187
85
210
64
29
Устранено нарушений320
Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранительного законодательстваВынесено постановлений о привлечении к административной ответственности Всего, шт.644
Всего на сумму, тыс. руб.814,8
с юридических лиц, тыс. руб.471,6
с должностных лиц, тыс. руб.335,0
с граждан, тыс. руб.8,2
Вынесено постановлений о возмещении вредаВсего, шт.26
Всего на сумму, тыс. руб.5279,0
Взыскано штрафов (тыс. руб.)всего216,0
По требованиям, предписаниям, представлениям и искам органов госконтроля КПР по Кемеровской областиприостановлена или прекращена деятельность предприятий, объектов, агрегатов (всего шт.)41
прекращено финансирование работ (шт.)2
приостановлены или отменены неправомерные решения органов местного самоуправления (шт.)0
отозваны лицензии на осуществление деятельности (шт.)1
Возмещено ущерба Всего на сумму, тыс. руб.187,8
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов