Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5-6 (88-89) > ЭКОНОМИКА-ЭКОЛОГИЯ-ЗДОРОВЬЕ

Не строить стены - наводить мосты

Татьяна ЯРЦЕВА,
пресс-секретарь ГУПР по Кемеровской области

Тревожная ситуация в сфере лицензирования недропользования в Кемеровской области разрешилась, благодаря «наведению мостов» между Администрацией области и Министерством природных ресурсов России. Взаимопонимание и долгожданные результаты были достигнуты в ходе визита представителей МПР. О результатах рабочей поездки заместители министра МПР России Петр Васильевич Садовник и Кирилл Вадимович Янков рассказали экологической общественности и журналистам региональных СМИ. Брифинг состоялся 20 июня в Главном управлении природных ресурсов по Кемеровской области. Петр Васильевич Садовник сообщил о подготовке и реализации программы лицензирования недропользования. Экологическую ситуацию в Кемеровской области охарактеризовал Кирилл Вадимович Янков, он также сообщил об изменении порядка взимания платы за загрязнение окружающей среды. Совместно с заместителем губернатора по ТЭК Анатолием Юрьевичем Дюпиным, представители МПР ответили на вопросы журналистов региональных средств массовой информации и активистов общественного экологического движения.

Заявленная цель поездки - откорректировать план действий по лицензированию угольных участков, по словам П. В. Садовника, достигнута. Это произошло благодаря совместной работе: были подготовлены протоколы, которые уже подписаны рабочей комиссией и губернатором, а в ближайшие дни их подпишет министр МПР Виталий Григорьевич Артюхов.

Кузбасс находится на 1 месте по России в обеспечении объемов добычи угля. Вполне объясним интерес государства к стратегии развития угледобычи в регионе. Несколько ранее на всех уровнях говорилось о необходимости отрегулировать энергетический баланс в государстве для того, чтобы ясно представлять перспективы развития угольной отрасли, исходя из реальных и будущих потребностей. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: в мае этого года Правительством РФ была принята, одобрена энергетическая стратегия на период до 2020 года. Согласно этой стратегии в 2020 году планируется объем добычи угля 425 млн. тонн по России, а по Кузбассу - 180 млн. т. Соответственно этих объемов добычи можно достичь тогда, когда будут вовлечены запасы каменного угля, а их у нас 40 млрд. т.

Но не столько необходимость формирования государственных подходов к стратегии угледобычи объясняет задержку с выдачей лицензий. Звучавшее в СМИ беспокойство относительно «вялой» работы МПР по выдаче лицензий, действительно, имеет под собой основания. Только объектом для критики должно стать не МПР, а несогласованная работа правительственных министерств и ведомств.

Дистанция огромного размера лежит между намерением освоить участок недр и получением его в собственность в результате конкурса или аукциона. Совместное решение о том, какие месторождения разрабатывать, принимают администрация области и МПР, затем специалисты ГУПР проводят сложную, трудоемкую предварительную работу: составляется Перечень предложений по объектам недропользования, исходя из первоочередных потребностей области в том или ином ресурсе. Работа усложняется тем, что первоначальные документы по объектам и самому Перечню приходится переделывать не единожды, пока не появится удовлетворяющий всех итоговый документ. Оформление Перечня требует нескольких месяцев напряженной работы специалистов по лицензированию ГУПР. Очень часто в ходе работы требования резко меняются, а это дополнительные задержки, которые негативно воспринимаются и областной администрацией, и недропользователями. Чтобы не было досадных задержек, прежде всего, необходимы последовательность и согласованность уже на начальном этапе, на местах.

Но вот Перечень составлен, тогда начинается неизбежный и долгий этап согласований. Перечень согласовывается на уровне области с муниципальными образованиями тех территорий, где находится участок и владельцами земельных участков, с экологической и лесной службами, Госгортехнадзором, администрацией области. После предварительного согласования и утверждения в Москве: в МПР, Минфине, Минэкономразвития, Генштабе, Госгортехнадзоре и др., на основании утвержденного перечня в ГУПР составляются Программный перечень, Проект условий аукционов или конкурсов, которые опять проходят согласования по тому же кругу.

В итоге получается, что в октябре-ноябре прошлого года администрация области совместно с ГУПР отправили условия аукционов и конкурсов, и потребовалось полгода согласований по одним лишь министерствам. О чем это говорит? Нет четко разработанного норматива прохождения документов, и Правительству пора принимать такие законодательные акты, которые позволяли бы контролировать и отслеживать эту ситуацию.

Несомненно, условия конкурса или аукциона - серьезный документ, от качества которого зависит дальнейшая эффективность использования недр. Эти условия попадают в лицензии, и потому требуют серьезной проработки. Но необходимо уже сегодня предпринять шаги, чтобы сократить время прохождения документов. И тому есть объяснение: у многих инвесторов не хватает терпения дожидаться итогов всех необходимых бюрократических процедур.

Сейчас ситуация выправилась, в Кемеровской области действует своеобразный «конвейер» объявления конкурсов и аукционов. По словам заместителя губернатора по ТЭК Анатолия Дюпина, в этом году по 37 участкам будут проведены аукционы, по 22 участкам будут подведены итоги, т.е. предприятия уже начнут работу на участках, полученных в результате конкурсов или аукционов. В начале 2004 года будут проведены аукционы и конкурсы еще по 17 участкам.

В эти дни в СМИ объявлены аукционы на разрез Задубровский-Северный, на 3 участка на территории бывшего разреза Листвянский, угли марки Т, Тешский участок, марка Т, прирезка по шахте Распадская, это марка ГЖ. Первый конкурс будет проведен 28 августа, это подарок МПР ко Дню шахтеров.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов