Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 5-6 (88-89) > ФОНДЫ И ГРАНТЫ

Форум грантополучателей

Татьяна ЯРЦЕВА,
пресс-секретарь ГУПР по Кемеровской области

Грант - «халява» или труд?

Грант. Что это? Стартовый капитал для бизнеса? Благотворительная помощь? Филантропия состоятельных стран для обездоленных? Или есть некий подвох, эдакий троянский конь под соусом добрых дел? Грант - бесплатный сыр в мышеловке? Или попросту «халява»?

На эти вопросы я попыталась найти ответ в ходе состоявшегося 19-20 июня в Кемерове Форума грантополучателей, организованном администрацией области. Многим из присутствующих Форум оказался полезным, есть предложения сделать это мероприятие традиционным.

Наибольший интерес вызвало обсуждение темы «Бизнес и гранты», которое вышло живым и неформальным на круглом столе с тем же названием. Деловых людей интересовала возможность получения информации о грантах, перспективные контакты с грантодателями, или, как их еще благородно называют - донорами. Некоммерческие общественные организации присутствовали с теми же целями, а заодно позиционировали себя в нужной целевой аудитории. Журналисты рыскали в поисках сенсации. Чиновники реализовывали политику открытости и гражданской ответственности, которую декларирует Правительство. Главное, как всегда на подобных мероприятиях происходило в кулуарах.

Где урвать «халяву»?

Первоочередной и животрепещущий вопрос: как получить грант? Многие считают, что для этого нужно быть «своим». Есть слухи, что большие деньги получают на халяву, практически не отчитываясь за них. Думаю, без злоупотреблений не обходится ни одна сфера человеческой деятельности, однако это не должно дискредитировать саму идею.

Все, кто когда-либо оформлял заявку, сошлись во мнении, что грант получить реально, но крайне трудно. Мало грамотно оформить заявку, которая должна соответствовать тематике, быть актуальной и результативной. Главное, чего ждет от вас донор - решения проблемы. По мнению Владимира Архангельского, регионального координатора программы ТАСИС, деньги даются не на поддержку отдельных людей, бизнеса, а на решение злободневных для общества проблем. Действие гранта можно сравнить со своеобразным пусковым механизмом, который создает среду для необходимых процессов: от развития предпринимательства до формирования гражданского общества, способного, отстаивая свои интересы, влиять на власть.

- Гранты для нас значат очень много, на их средства происходит развитие новых направлений работы. Грантовые средства инициируют развитие перспективных направлений и позволяют посмотреть со стороны на свои проблемы, - рассказал Владимир Цыганков из областной научной библиотеки им. В. Федорова.

Через заявки на грант можно отслеживать, какая проблема наиболее значима, оперативно реагировать на потребности людей, т.е. донорская помощь рассматривается, как катализатор процессов, необходимых обществу. Что ж, если подходить с этой позиции, то вполне объяснимы трудности с получением финансовых средств. Донор оценивает потенциальных грантополучателей с точки зрения: как будут реализованы те задачи, которые стоят перед моей организацией. По словам Евгения Лямина из консалтинговой компании «Прок», написание заявки на грант можно уподобить с составлением бизнес-плана. Евгений не имел опыта составления заявок на грант, но написал заявку с маркетинговых позиций, и грант был получен. Выходит, что кредитуют только тех, кто покажет свою состоятельность, надежность, деловые качества.

Власть «Третьей власти»

Тогда как быть молодым, неопытным некоммерческим общественным организациям, у которых нет пока авторитета и опыта в написании заявок? Добрые дела вершить хочется, но солидные грантодатели, действительно предпочитают сотрудничать с теми, кто уже зарекомендовал себя. Да и бизнес не спешит расставаться со своими кровно заработанными, резонно рассуждая: зачем действовать через посредников в лице фондов, общественных организаций, если можно оказать помощь адресно, напрямую? По данным Сибирского центра поддержки общественных инициатив, в Сибири существует около 3,5 тыс. некоммерческих общественных организаций. Как показывает практика, только треть из них реально работает. При этом в Кемеровской области их количественный рост в два с лишним раза отстает от соседних регионов. Причиной тому и недостаток финансирования, и слабое информационное и функциональное взаимодействие внутри сектора. У общественных организаций существуют трудности взаимодействия с властью, также сказывается недостаток знаний в области маркетинга, менеджмента, финансов, права.

Интересен опыт администрации г. Междуреченска, которая организовала конкурс «Муниципальный грант» для общественных организаций, делающих свои первые шаги. Проанализировав ситуацию с получением грантов, организаторы пришли к выводу о необходимости поддержки таких организаций и стали помогать, максимально упрощая процедуру выдачи средств, пусть пока небольших. В итоге, силами общественников решаются такие проблемы города, как детский спорт и туризм, летний отдых учащихся и др.

Добрые дела, забота о немощных, пожилых, инвалидах, поддержка здравоохранения и образования, или, как их еще называют, социально значимые проекты, кто отвечает за их реализацию? Государство поддерживает социальную сферу на средства налогоплательщиков, привлекает инвестиции. Валерий Шабанов из Департамента социальной защиты населения администрации области рассказал про сотрудничество с Российско-европейским фондом. На оказание помощи населению, решение проблемы пожилых людей, Правительство Великобритании выделило 1 млн. 100 тыс. долларов. Были созданы 5 учреждений социального обслуживания по зарубежным стандартам. В г. Кемерово оборудована социально-реабилитационная квартира, где есть все для самообслуживания и самопередвижения инвалидов и немощных пожилых людей. Существует потребность в средствах ухода, значительно облегчающих жизнь таких людей. Однако обращение к местным предпринимателям с просьбой наладить выпуск такого оборудования не нашло отклика. Казалось бы, бизнес заинтересован в выпуске тех товаров, которые будут пользоваться устойчивым спросом. Не было поддержано предпринимателями и предложение властей о создании частного дома престарелых.

Есть социальный заказ, но нет интереса со стороны бизнеса. В чем причина? Бизнес существует и развивается благодаря прибыли, видимо, инвестиции в социальную сферу не дают выгоды. С другой стороны, власть потребительски относится к бизнесу, об этом говорили на Форуме многие предприниматели. Бизнес инвестирует средства на благотворительность, но часто результаты совместных проектов властные структуры приписывают себе. Многие крупные компании, тот же ЮКОС, по словам Елены Малицкой, президента Сибирского центра поддержки общественных инициатив, дают средства на социально значимые проекты с условием, что они пойдут в обход властных структур. И не будут потрачены ни на зарплату, ни на цели, напрямую несвязанные с проектом.

Были претензии в адрес СМИ, которые результаты социально значимых проектов не воспринимают в качестве информационных поводов. За упоминание фирмы-благотворителя, с нее требуют оплаты за «скрытую» рекламу. Поэтому актуален вопрос о социальной ответственности СМИ. Общество необходимо оповещать о важных общественных событиях. Выход в том, чтобы сами СМИ выступали в качестве грантополучателя, либо партнера при получении гранта, тогда эти события получат освещение в прессе. Если же компания преследует цели формирования собственного имиджа, то необходимо в добрые дела закладывать издержки по их пропаганде.

Зачем им это надо?

Каковы истинные причины, побуждающие иностранные государства давать средства, порой немалые? Мнения по этому поводу разные. Одни верят в развитую на Западе филантропическую деятельность, что люди состоятельные могут совершенно безвозмездно отдавать излишки тем, кто в этом нуждается.

Поверить в это трудно, понятие излишков для хронически нищих людей не существует. Но, возможно, речь идет не о материальных, а моральных критериях. О потребности человека творить добро, сострадать, помогать. Высокие душевные порывы нельзя сбрасывать со счетов.

Скептически настроенные граждане видят в деятельности доноров корыстный интерес. Некоторые фонды подозревались в промышленном шпионаже. Если вспомнить процедуру написания заявки, можно предположить, что эти подозрения небеспочвенны. Заявитель подробно излагает суть проекта, вот тебе идея, которая только ждет своего часа реализации. Перекачка идей, перекачка умов.

Выгода в том, чтобы оснащать наши предприятия своим оборудованием, своими технологиями, пусть передовыми, но, опять же, они приходят к нам из-за рубежа, и дают прибыль тем, кто их нам продает. Многие фонды действуют в нескольких сферах: промышленной, социальной, экологической. Не являются ли социально значимые проекты прикрытием для собственных интересов, своеобразным «пропуском» для реализации собственных целей?

Все эти вопросы остаются без ответа, поскольку истинных своих намерений никто не декларирует. Логичнее, на мой взгляд, следующее предположение. Мировому сообществу выгодно иметь в лице России благополучного соседа. Кому нужен сосед обозленный, нищий, воинственно размахивающий боеголовками? Способствуя развитию гражданского общества, общественных организаций, малого и среднего бизнеса, тем самым запускаются необратимые процессы демократизации и рыночной экономики. При решении наиболее значимых социальных проблем в России достигается стабильность в мире, пусть ценой денег иностранных налогоплательщиков.

И в самом деле, так ли нужны эти попытки докопаться до побуждений грантодателей? Главное, если есть голова на плечах, ясный ум, хорошие идеи, умение грамотно и убедительно их излагать, приступайте к написанию грантов! И людям поможете, и себя не обидите, так что дерзайте.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов