Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 7-8 (90-91) > ЭТО ИНТЕРЕСНО

Джинсы отмечают день рождения

(c)Washington ProFile

Джинсовый папа

Джинсы изобрел эмигрант из Германии Леви Страус/Levi Strauss, который содержал магазин готовой одежды в Калифорнии, в ту пору охваченной «золотой лихорадкой». Его основными клиентами были золотоискатели и шахтеры, которые нуждались в прочной и дешевой одежде. Особые претензии у них были к карманам, которые быстро рвались (старатели использовали карманы для хранения образцов породы). В конце 1872 года Страус познакомился с портным Джейкобом Дэвисом/Jakob Davis, который придумал скреплять карманы штанов заклепками для вящей прочности.

У Дэвиса не было $68, необходимых для того, чтобы подать патентную заявку. Страус одолжил их изобретателю, а также заказал первую партию штанов из голубой саржи с усовершенствованными карманами. Традиционный голубой цвет джинсовой ткани также объясняется не дизайнерским расчетом, а вполне прозаическими причинами. В 19 веке самым дешевым и стойким красителем считалось индиго, придававшее тканям темно-синий цвет.

В 1873 году торговец и портной получили патент на это изобретение, создали совместную компанию Levi Strauss & Co и начали массовый выпуск джинсов. Доселе продающаяся модель джинсов Levi's 501является практически точной копией первых джинсов, которые тогда и до 1960 года назывались waist overalls (приблизительно термин можно перевести, как «комбинезон до пояса») - так обычно называли рабочую одежду всех видов. Любопытно, что Саймон Дэвис - сын Джейкоба Дэвиса в 1912 году также стал изобретателем - он придумал детский комбинезон. В 1986 году Леви Страус впервые в мире снабдил джинсы кожаным лейблом, на котором были изображены две лошади, пытающиеся разорвать джинсы.

Несмотря на достаточно короткую историю, существует несколько загадок джинсов. В частности, до конца неясно происхождение терминов «джинсы»/jeans и деним/denim (таким образом обозначается вид хлопковой ткани, из которой сшиты джинсы). Большинство историков сходятся во мнении, что термин «деним» происходит от исковерканной английским произношением французской фразы - serge de Nimes (саржа из города Нима). Однако еще в 17 веке была известна ткань «саржа из Нима», которая, правда, изготавливалась из шелка и шерсти. Любопытно, что тогда же в Англии производилась хлопковая ткань, называемая «джин»/jean - считается, что веком ранее ее производили в итальянском городе Генуя (англичане произносили его название, как «Джино»), а потом неизвестные коммерсанты перенесли технологию в Англию. В Америке деним стали производить в начале 18 века. Считается, что Леви Страус дал своим штанам название «джинсы», чтобы подчеркнуть, что они сшиты из хорошо известной и качественной ткани.

Джинсы - ничто. Их имидж - все!

Изначально это была одежда людей грубого физического труда, фактически явный признак того, что носитель джинсов находится на самой нижней ступеньке социальной лестницы. Джинсы носили только в Калифорнии и нескольких соседних штатах. В США до середины 1950-х годов джинсы были популярны лишь среди жителей западных штатов страны, большая часть американцев знала об их существовании, но отнюдь не стремилась приобрести их.

В 1930-е годы джинсы сделали первый шаг к общественному признанию. Это произошло, когда компания Levi Strauss & Co в годы Великой Депрессии и массовой безработицы столкнулась с падением спроса. Тогда было принято решение попытаться продать джинсы более обеспеченным слоям населения. Для этого была начата рекламная кампания - джинсы стали рекламировать ковбои, герои вестернов, которые на самом деле джинсов не носили. В результате джинсы приобрели новый статус - они стали восприниматься, как деталь туалета мужественного и благородного мужчины. Горожане, впрочем, не спешили приобретать джинсы, оставляя их сельским жителям.

В 1935 году была создана первая модель джинсов для женщин, однако она не получила широкого распространения до Второй Мировой войны. С началом военных действий и массовым притоком женщин в промышленность джинсы сделали следующий шаг к массовому признанию: они стали одеждой не только для мужчин, но и для представительниц прекрасного пола, желавших носить на работе не только удобную и дешевую, но и более-менее привлекательную одежду. Джинсы воспринимались как знак свободы и независимости, а также как символ того, что тяжелые времена обязательно пройдут (подразумевалось, что как только война закончится, американцы вновь начнут носить респектабельную одежду, а не грубые парусиновые штаны).

После начала Второй мировой войны джинсы, о существовании которых знали лишь американцы, вышли на международную арену. Их носили некоторые военнослужащие США и члены их семей, которые познакомили с изобретением Страуса и Дэвиса иностранцев. Периодически на военных базах США в Европе издавались приказы, запрещавшие женам военнослужащих носить джинсы, дабы не позорить Америку перед европейцами. Однако джинсы все-таки завоевали Европу. Под их натиском пала даже консервативная Великобритания. В 1946 году британская фирма M Cooper, ранее специализировавшаяся на пошиве военной формы, стала впервые в Европе изготавливать джинсы. Распространению джинсов способствовал послевоенный дефицит. В конце 1940-х годов британское правительство ежегодно выдавало каждому жителю страны 30 купонов на покупку одежды. Костюм оценивался в 26 купонов, костюм кочегара в 4 купона. Джинсы, которые воспринимались как самая бросовая одежда, «стоили» всего один купон.

В 1950-е годы началась «джинсовая революция», благодаря которой джинсы завоевали планету. Своей популярности они были обязаны певцам Элвису Пресли, Джеймсу Дину и киноактеру Марлону Брандо. Пресли, например, исполнил песню «Тюремный Рок»/Jailhouse Rock. В клипе заключенные были одеты в джинсовую одежду. Кумиры молодежи носили джинсы, исполняя роли борцов с привычным порядком вещей. Более того, впервые джинсы стали восприниматься как сексуальная одежда. В 1952 году на женских джинсах впервые появилась «молния» - это была пощечина консервативной морали.

В 1960-е годы джинсы стали неотъемлемым атрибутом нонкомформистов. В мире набрало силу движение хиппи, пацифистов, рокеров - для всех них джинсы стали своеобразной формой одежды, символом протеста. Результатом стал бурный рост числа компаний, выпускающих джинсы и их экспансия в новые страны и регионы. В 1961 году джинсы стали продавать в мировой столице моды - Париже. В 1967 году джинсы были впервые представлены на выставке в Москве. В СССР и странах Восточной Европы джинсы тоже стали признаком свободомыслия, а также символом богатства и преуспевания, поскольку достать их было крайне трудно.

1970-е годы перевели джинсы на более высокую ступеньку социальной лестницы. Бывшие бунтовщики остепенились и превратились в солидных буржуа. В 1972 году было впервые отмечено ношение джинсов обитателями аристократического французского курорта Сен-Тропез. Ношение джинсов приобретало символическую функцию - люди в возрасте одевали эти штаны, чтобы продемонстрировать свою молодость, энергичность и сексуальность. В 1970-е годы джинсы привлекли внимание некоторых кутюрье. Американский модельер Келвин Кляйн/Calvin Klein одел в джинсы супермодель Брук Шилдс/Brooke Shields. Джинсовые модели создали Dolce&Gabbana, Gavalli, Helmut Lang и другие законодатели моды.

В 1980-е годы имидж джинсов вновь сменился. Они стали символом самолюбия и богатства. Тогда впервые появились «вареные» джинсы и начались эксперименты с их цветовой гаммой. Для супербогатых людей создавались особые модели, украшенные драгоценным камнями. В 1980-е годы дебютировали джинсовые костюмы, которые на короткое время стали персонами грата в деловых кругах. 1990-е годы добавили джинсам солидности. Постаревшая молодежь 1950-х перенесла на джинсы ностальгические воспоминания о традиционных семейных ценностях, старом добром времени и утраченной молодости. Молодежь постепенно отошла от восприятия джинсов, как символа свободы - она стала носить другие типы брюк. Джинсовая индустрия мира лишилась самых активных и многочисленных потребителей и оказалась в кризисе. Старейшая и крупнейшая джинсовая компания мира Levi Strauss & Co в 1999 году продала джинсов на $ 5,1 млрд. - на 28 % меньше, чем в 1996 году ($ 7,1 млрд.).

2000-е годы пока не сформировали новой джинсовой идеологии. Производители джинсов производят модели, рассчитанные на все возрасты и вкусы. Некоторые компании, такие как Denim, изготавливают ограниченные партии джинсов, рассчитанные на знатоков. Ныне в гардеробе среднестатистического американца находится семь пар джинсов. Житель США надевает джинсы четыре раза в неделю. На исторической родине джинсов можно купить пару джинсов за $ 25 или за $ 200. Старые модели, обнаруженные в бабушкиных сундуках, продаются на аукционах за сотни тысяч долларов. В конечном итоге, к джинсам начали относится так, как обычно относятся к добротной, качественной, но совершенно обычной одежде.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов