Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (92) > НА ВСТРЕЧУ III ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Роль общественных организаций в решении экологических проблем

(из доклада на областной экологической конференции 23 сентября 2003 г.)

В г. Кемерово 23 сентября состоялась областная экологическая конференция. Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из доклада директора региональной общественной организации «Информационное экологическое агентство» Перфильевой Е. В. Это выступление наиболее ярко характеризует состояние общественного экологического движения, роль общественных организаций в решении социальных и экологических проблем. Стратегические, программные темы, предложенные Перфильевой Е. В. для представления на III Всероссийский съезд по охране окружающей среды, направлены на стимулирование разработки и реализации федеральных целевых программ и инструментов экологического менеджмента, которые находятся в компетенции органов федеральной власти, так как их наличие или отсутствие напрямую сказываются на возможности регуляции экологических проблем регионов.
Перфильева Е. В. как представитель общественной экологической организации избрана делегатом на III Всероссийский съезд по охране окружающей среды. Пожелаем всем делегатам конструктивной и плодотворной работы на съезде.
Е. В. Перфильева,
директор региональной общественной организации,
«Информационное экологическое агентство»,
г. Новокузнецк, ул. Лазо, 4,
тел./факс (3843) 72-05-75, 72-05-78, 72-05-79, 72-05-80,
E-mail: elena@ineca.ru

В настоящее время отмечается новый период развития экологического движения, который характеризуется переходом от традиционных (прогосударственных) форм природоохранной работы к экологическим инициативам.

Наиболее эффективным результатом является планирование и реализация новых, уже совместных межсекторных проектов, направленных на решение социальных и экологических проблем.

Не смотря на различные инновации, которые реализуют общественные экологические организации, можно выделить несколько основных задач:

  • распространение экологически значимой информации (выпуск буклетов, бюллетеней, журналов, создание экологических интернетовских сайтов и т. п.)
  • экологическое просвещение и образование (круглые столы, семинары, общественные лекции и дискуссии, общественные экологические библиотеки и т. д.)
  • общественный экологический контроль (экологические инспекции, общественный экологический мониторинг, участие в процедуре ОВОС, проведение общественных экологических экспертиз, судебная защита экологических прав граждан и т. п.)
  • оказание консультационных и экспертных услуг.

Если говорить о роли общественных экологических организаций в решении экологических проблем, то она имеет серьезные ограничения как со стороны не проработанного законодательства в этой сфере, так и недостаточной осведомленности представителей органов власти в вопросах общественного участия.

Законодательство РФ содержит много деклараций о взаимодействии власти и общественности, правах граждан на участие в принятии решений, но отсутствие конкретных механизмов реализации данных деклараций и методических рекомендаций позволяют представителям органов власти манипулировать нормами законов.

Современная практика взаимодействия власти и НПО строится чаще всего за счет ресурсов самих НПО.

Поэтому главная роль общественных организаций в решении социальных и экологических проблем видится в создании традиций партнерства между всеми секторами общества, проработке механизмов, форм и методов конструктивного взаимодействия, а также в участии в разработке норматино-правовой и методической базы как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

В решения конференции для представления на III Всероссийский съезд по охране окружающей среды необходимо включать стратегические, программные предложения и вопросы. На основе региональных предложений будут формироваться приоритеты национальной экологической политики. Поэтому регионы должны лоббировать разработку и реализацию федеральных целевых программ и тех инструментов экологического менеджмента, которые находятся в компетенции органов федеральной власти, так как их наличие или отсутствие напрямую сказываются на возможности регуляции экологических проблем региона.

  1. Для сырьевых регионов, каковым является Кемеровская область, крайне важно дальнейшее развитие экономических и финансовых механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Наиболее важными направлениями на современном этапе являются:

    А) Внедрение рентного подхода в налогообложении. Для этого необходимо провести реструктуризацию налогооблагаемой базы. Существующая система налогообложения базируется на обложении труда (подоходный налог) и капитала (налог на прибыль, НДС и т. д.). Ресурсные налоги составляют незначительную долю поступлений, хотя природно-ресурсный потенциал - это база для налогообложения, созданная без затрат. Кемеровская область строит свою экономику на эксплуатации минерально-сырьевой базы, поэтому она должна приносить основной доход в бюджеты страны и региона. Для осуществления такого перехода нужна новая стратегия экономической реформы, предусматривающей коренное изменение налоговой политики. Новая налоговая политика должна быть, в первую очередь, направлена на стимулирование рационального природопользования и снижения загрязнения окружающей среды.

    Б) Развитие экономических механизмов обращения с отходами. Не только производственные, но и бытовые отходы стали бичом современного общества. Гораздо эффективнее создать льготный налоговый режим и другие экономические стимулы для бизнеса, занимающегося утилизацией и переработкой отходов, чем пожинать последствия разбухающих свалок, влекущих за собой загрязнение природной среды.

    В) Внедрение залоговых фондов, страхования ответственности или других экономических и финансовых механизмов при реализации деятельности, влекущей за собой нарушение земель (на 01.01.2003 г. в Кемеровской области имеется 64743 га нарушенных земель). Для угольных регионов, каковым является Кузбасс, одной из наболевших проблем является крайне низкий процент рекультивации нарушенных земель (2,08 % в год, при возникновении 2 % новых нарушенных земель, такими темпами для рекультивации всех нарушенных земель потребуется 1250 лет).

  2. Для Кемеровской области, где большинство населения проживает в промышленных городах с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, важным аспектом управления должен стать механизм реализации прав граждан на возмещение ущербов от вреда здоровью. Для реализации данного механизма необходимо:
    • систематизировать информацию о структуре ущербов от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды;
    • разработать методики установления причинно-следственных связей и зависимостей между загрязнением окружающей среды и вредом здоровью населения;
    • разработать механизмы возмещения ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды;
    • разработать нормативные акты, регламентирующие механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды.
  3. Проблема качественной питьевой воды также стала одной из основных региональных экологических проблем. Здоровье населения напрямую зависит от качества продуктов питания и питьевой воды. Необходимо включить Кемеровскую область в федеральную целевую программу по чистой питьевой воде.
  4. Для реализации эффективной экологической политики необходимы адекватный государственный экологический контроль и качественный экологический мониторинг. Ликвидация в 2000 году Госкомэкологии сильно подорвала формирующуюся службу государственного экологического контроля. В результате реорганизации было существенно уменьшено количество государственных инспекторов, эффективность надзора за соблюдением природоохранным норм резко снизилась. Это не замедлило сказаться на повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, увеличении удельных показателей использования природных ресурсов на единицу продукции. Непроработанность на законодательном уровне разграничения полномочий в области экологического контроля между различными уровнями власти приводит не только к конфликтам между ветвями власти, возможностям манипуляций, но и к бюрократическим барьерам при реализации хозяйственной деятельности.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов