Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (92) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

Парламент начинает работу.
От теории к практике

С мая 2003 г. ИнЭкА реализует проект «Студенческий экологический парламент». Проект направлен на привлечение молодежи как наиболее активной и перспективной части населения для защиты экологических прав. Финансирование проекта осуществляется Европейской Комиссией через Российский региональный экологический центр (РРЭЦ).
Надежда СУДАКОВА,
руководитель Ресурсного Центра ИнЭкА
Анна БЕЛОСОХОВА,
ведущий специалист Ресурсного Центра ИнЭкА

В одном из прошлых номеров мы писали, что одна из задач проекта «Студенческий экологический парламент» - привлечение молодежи к разработке процедур участия общественности в принятии градостроительных решений (эта работа осуществляется в рамках проекта ИнЭкА «Строим город вместе»).

Студенческий Экологический Парламент (СЭП) был сформирован на конкурсной основе. Из 40 человек, участвующих в конкурсе, в Парламент вошло 15. Это студенты 1-3 курсов четырех ВУЗов города: Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, Новокузнецкого филиала Сибирской академии государственной службы, Кузбасской государственной педагогической академии и Сибирского государственного индустриального университета. Будущие специальности большинства ребят - «геоэкология» и «государственное и муниципальное управление».

Одним из этапов проекта было обучение студентов: с 5 по 15 августа для них был организован обучающий курс «Участие общественности в решении экологических проблем города», который состоял из 7 семинаров:

  1. Технологии партнерства органов местного самоуправления и общественных организаций.

    В ходе семинара студенты узнали об особенностях голосования, преимуществе многомандатной системы перед одномандатной, о том, какие бывают формы участия граждан, и о том, что законодательная база РФ несовершенна. Были приведены конкретные примеры работы территориальных общественных самоуправлений (ТОС). Для закрепления материала был организован тренинг-практикум. Работа в группах позволила обобщить и систематизировать знания.

  2. Экологические проблемы г.Новокузнецка.

    Во время семинара был сделан обзор экологических проблем г.Новокузнецка, приведена динамика рождаемости и смертности населения, дана интегрированная оценка общественного здоровья населения и др. Студенты узнали о разных видах выбросов и сбросов, источниках загрязнения города, о структуре налогообложения и о том, что объемы финансирования экологических программ недостаточны. Для представителей СЭП стало открытием, что в нашем городе дожди щелочные (что связано со спецификой промышленности), а не кислотные. Студенты отметили, что данный семинар позволил сформировать представление о будущей профессии.

  3. Инструменты муниципального экологического менеджмента.

    На семинаре студенты познакомились с понятием «экологический менеджмент», с международными стандартами систем экологического менеджмента (СЭМ), с основными элементами системы экологического менеджмента (экологическая политика, планирование, внедрение программы экологического менеджмента, периодическая оценка выполнения программы), с преимуществами внедрения СЭМ в России, а также с проблемами внедрения СЭМ. Ведущим семинара были приведены примеры добровольной экологической деятельности (использование элементов СЭМ) на предприятиях Томской области.

    На основании приведенных примеров ребята сделали вывод, что одной из основных причин экологических проблем и трудного процесса внедрения СЭМ на российских предприятиях является русский менталитет. Была отмечена неэффективность весьма объемной природоохранной законодательной базы.

  4. Законодательные механизмы решения экологических проблем.

    Во время семинара студенты узнали об экологических правах и обязанностях граждан, об алгоритме действий граждан при намечаемом строительстве, о том, что термин «экологическое законодательство» некорректен. Для всех стало открытием, что отсутствует юридическая регламентация общего природопользования, и что Министерство природных ресурсов совмещает управляющую и контролирующую функции. На семинаре были отмечены особенности независимой (общественной) экспертизы, которая предшествует государственной экологической экспертизе. Впервые студенты узнали о том, что помимо возмещения материального и морального вреда существует возмещение экологического вреда, хотя прецедентов пока не существует.

  5. Взаимодействие активной общественности со средствами массовой информации.

    Представители СЭП узнали о формах, методах, стилях поведения и проблемах работы со средствами массовой информации, о правилах составления пресс-релиза. В ходе тренинга ребята познакомились с принципом предоставления информации для СМИ в виде «перевернутой пирамиды». Студенты узнали о целях и задачах, стоящими перед СМИ.

  6. Общественное участие в подготовке планирования и принятии экологически значимых решений.

    Студенты узнали о различных методах общественного участия, которые используются для разных ситуаций, о путях влияния общества на решение экологических проблем. Было отмечено, что 25 % от бюджета проекта строительства необходимо использовать на выявление мнения общественности для достижения наибольшего эффекта. И что при строительстве какого-либо объекта необходимо принимать во внимание блага, которые в результате получит общественность, а также негативные последствия. Студентам понравился приведенный пример из практики западных банков - не давать ссуды на строительство при отсутствии учета общественного мнения.

  7. Методы общественного участия в принятии градостроительных решений.

    Семинар состоял из трех частей: практика Великобритании, теоретическая и практическая часть. Студенты познакомились с опытом Соединенного Королевства по привлечению общественности при градостроительной деятельности. Было приведено несколько интересных фактов, например, для разработки стратегического плана развития отводится 4,5 года; зонирование территории в стратегических планах осуществляется путем выявления общественного мнения и т. д. Ребята узнали о «лестнице общественного участия», о важной роли фасилитатора при организации общественного участия и характеристиках, которыми он должен обладать. Было отмечено, что информация, предоставляемая гражданам во время организации общественного участия, должна быть доступной, своевременной и полной. Для закрепления теории были проведены ролевые игры, на которых ребята научились правильно составлять анкеты и информационные обращения к гражданам. Тренинг по методу «реальное планирование» показал, насколько сложно работать с общественностью, как сложно «быть общественностью» и принять несколько идей из многообразия предложенных при ограниченном финансировании.

Ведущими семинаров были сотрудники и привлеченные консультанты ИнЭкА, экологи, юристы.

После окончания курса ребятами была проделана реферативная работа, которая включала в себя обзор законодательства и охватывала следующие темы:

  • экологические права и обязанности граждан России (содержание, гарантии, формы реализации, способы защиты и т. д.);
  • полномочия органов местного самоуправления и общественных объединений по охране окружающей природной среды;
  • взаимодействие государства, муниципалитета и общественности при охране окружающей природной среды;
  • экологический контроль;
  • экологическое образование и воспитание.

Первой практической работой для участников СЭП стало проведение анкетирования «Изучение мнения жителей города Новокузнецка по вопросам защиты экологических прав граждан при реализации градостроительной политики». Во время празднования Дня города ребятами на улицах было опрошено около 300 человек. Анкетирование продолжается: теперь на вопросы будут отвечать представители власти и бизнеса. Результаты анкетирования будут использоваться при разработке процедур общественного участия при реализации градостроительной политики.

Следующий этап проекта - серия «круглых столов», на которых студенты будут встречаться с представителями исполнительной и представительной власти, контролирующих органов, общественных организаций и бизнеса, словом с теми, кто так или иначе имеет отношение к принятию градостроительных решений. Во время «круглых столов» ребята познакомятся с деятельностью структур, участвующих в процессе принятия решений в области городского строительства, смогут получить ответы на интересующие их вопросы, так сказать, «из первых рук». Один из таких «круглых столов» на тему «Функции Госсанэпиднадзора при решении вопросов градостроения», соответственно, с участием представителя Госсанэпиднадзора по г. Новокузнецку, состоялся в начале сентября.

Строительство жилого дома N№ 33г по ул. Тольятти

«Точечная» «девятиэтажка» пристраивается к уже существующим домам таким образом, что перекрывается один из двух въездов-выездов во дворе. Двор, на территории которого проживает 2,5 тысячи человек, превращается в не продуваемый ветрами, не освещенный солнцем «колодец». Срок действия проектных и разрешительных документов на строительство закончился в 1998 году. И снова жители не были даже проинформированы о намечаемом строительстве, не говоря уже об учете их мнения. С 15 августа 2003 года стройка приостановлена инспекцией госархстройнадзора.

В настоящее время представители Студенческого Экологического Парламента, используя знания, полученные в ходе обучающего курса, «круглых столов» и реферативной работы, совместно со специалистами и консультантами ИнЭкА разрабатывают проекты Положения об общественном консультировании по вопросам городского строительства и Регламента для заказчиков хозяйственной деятельности об общественном консультировании по вопросам городского строительства, которые затем будут переданы в Совет народных депутатов г. Новокузнецка с предложением о рассмотрении и утверждении. Ребята готовят буклет, содержащий информацию о правах граждан при осуществлении городского строительства; алгоритм действий при нарушении этих прав; перечень организаций с контактами, где можно получить информацию относительно законности начатого строительства и т. д. Этот буклет будет издан тиражом 1000 экз. и будет распространяться среди жителей города.

Для применения на практике теоретических знаний и для отработки механизма общественного участия в вопросах городского строительства представители Парламента будут участвовать в организации и проведении общественных слушаний и консультаций по нескольким строительным объектам, один из которых уже определен.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов