Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (92) > ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Е. В. ПЕРФИЛЬЕВА,
директор ИнЭкА

С 1995 года в России действует система обязательной экологической оценки планируемой хозяйственной деятельности, способной оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, введенная федеральным законом «Об экологической экспертизе».

В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» на экологическую экспертизу (ЭЭ) представляется вся проектная документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В соответствии с п. 1.4 Приложения к Положению об ОВОС выделяются следующие типы обосновывающей документации в инвестиционном проектировании:

  • ходатайство (декларация) о намерениях;
  • обоснование инвестиций;
  • технико-экономическое обоснование (проект);
  • рабочий проект (утверждаемая часть);
  • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления;
  • материалы ОВОС;
  • материалы обсуждения объекта экспертизы (т. е. обосновывающей документации) с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления совместно с Заказчиком.

Процедура ОВОС описана в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). В Положении об ОВОС подробно описаны этапы ОВОС и состав документов ОВОС (Приложение 4).

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Экологическая экспертиза может быть двух видов:

  • государственная (ГЭЭ)
  • и общественная (ОЭЭ).

ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ по инициативе граждан, общественных организаций или органов местного самоуправления. ОЭЭ организуется общественной организацией, в уставе которой данная деятельность прописана. ОЭЭ проводится с той же целью, что и ГЭЭ. Но, зачастую, наибольший акцент ставится на реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение здоровья населения.

В законе дается следующее определение понятию ЭЭ:

«Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза должна установить:

  • соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;
  • полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;
  • достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия.

Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.

Организация процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В законодательстве РФ под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Современные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду отражены в ряде законодательных документов, а также методических рекомендациях (Приложение 1).

Проведение ОВОС, так же как и ЭЭ, основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Согласно ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды», проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

Во время процедуры ОВОС делается прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий на окружающую среду (ОС). Изучается не только физическая величина непосредственных воздействий (объем выбросов или концентрация вредных веществ), но и ожидаемые изменения в различных компонентах ОС: воде, воздухе, почве, ландшафте, фауне, флоре, взаимосвязи между всеми этими факторами. Должны быть выявлены и описаны все значимые воздействия: как непосредственные, так и непрямые; как краткосрочные, так и долгосрочные, происходящие на всех стадиях жизненного цикла проекта. Должно быть изучено возможное влияние на здоровье населения, историко-культурные ценности и социально-экономические условия.

Последствия осуществления намечаемой деятельности должны быть оценены не только в терминах их величины, но и в терминах их значимости.

Необходимой частью процедуры оценки воздействия на окружающую среду является точное адресное определение объектов воздействия и определение степени повреждения (по максимуму) с последующим определением стоимости потерь, определение формы компенсации, выраженной как в натуральных, так и в денежных измерениях, разработкой инженерных мер по компенсации потерь.

Кроме расчета параметров возможных воздействий на основе проектных данных, среди прочих составляющих, процедура ОВОС обязательно должна включать:

  • рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;
  • выработку предложений по программе экологического мониторинга, которая будет осуществляться после реализации проекта;
  • проведение общественных слушаний по выявлению и обсуждению значимых аспектов воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Результатами ОВОС являются:

  • аналитические материалы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии Заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.

Результаты ОВОС документируются в материалах, подготовленных при данной процедуре, и являются частью документации, представляемой на Государственную экологическую экспертизу.

Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС намечаемой деятельности закреплено законодательными актами (Перечень законодательных актов приведен в Приложении 2).

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется Заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Этапы процедуры ОВОС
  1. Первоначальный этап ОВОС представляет собой уведомление, предварительную оценку и составление технического задания на проведение ОВОС. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности, цели ее реализации, возможные альтернативы, описание условий ее реализации, информацию, предусмотренную действующими нормативными документами, информирует общественность и проводит с ней предварительные консультации. Проект Технического задания должен быть представлен общественности и доступен не менее 30 дней для внесения замечаний и предложений. После внесения необходимых корректировок, Техническое задание на ОВОС утверждается заказчиком. (Требования к техническому заданию приведены в Приложении 3).
  2. На втором этапе проводятся исследования по ОВОС и готовится предварительный вариант материалов по оценке. Заказчик (исполнитель) проводит ОВОС в соответствии с техническим заданием, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов ОВОС. Содержание исследования ОВОС включает определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, анализ антропогенной нагрузки и т. п., определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации, подготовку предварительного варианта материалов ОВОС намечаемой деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) и ряд других вопросов. Предварительный вариант ОВОС должен быть представлен общественности и доступен не менее 30 дней для внесения замечаний и предложений.
  3. Следующий этап представляет собой подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Окончательный вариант готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов должны включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается Заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на Государственную экологическую экспертизу (Типовое содержание материалов ОВОС приводится в Приложении 4).
ТИПОВОЙ ПЛАН
выполнения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
(разработан в рамках тендерных предложений ИнЭкА)
№ этапаНаименование работ и основных этапов
1 этап:Согласование перечня необходимых исходных данных для ОВОС с Заказчиком. Формирование базы исходных данных.
2 этап:
  • разработка проекта Технического задания на ОВОС;
  • анализ исходных данных на полноту и соответствие их нормативным документам в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта;
  • взаимодействие с органами муниципальной власти, специально уполномоченными органами и общественностью по выявлению и учету мнений о значимых аспектах воздействия (проведение круглых столов, соц. опросов и слушаний);
  • формирование перечня значимых аспектов воздействия;
  • обсуждение проекта Технического задания на ОВОС с органами муниципальной власти, специально уполномоченными органами и общественностью (не менее 30 дней в соответствии с законодательством РФ);
  • подготовка и утверждение окончательного варианта Технического задания на ОВОС.
3 этап:Исследования по ОВОС:
  • сбор и анализ нормативных правовых актов, экологические требования которых распространяются на проект;
  • сбор исходной информации для оценки воздействия объектов проекта на окружающую среду;
  • анализ альтернатив, которые могут повлиять на решения по проекту;
  • оценка воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации объектов в случае реализации проекта по выбранному варианту;
  • описание и характеристика источников и видов воздействия, которые будут смягчены или предотвращены, в случае реализации проекта;
  • предложение мероприятий, направленных на ликвидацию или минимизацию воздействия;
  • оценка воздействия на окружающую среду опасных производственных объектов при возникновении аварийных ситуаций;
  • оценка экологических, экономических и социальных последствий реализации проекта по выбранному варианту
4 этап:Формирование предварительного варианта материалов по ОВОС.
5 этап
  • организация и проведение совместно с органами местного самоуправления общественных слушаний по предварительному варианту ОВОС;
  • сбор мнений, предложений и замечаний к проекту ОВОС;
  • подготовка отчета по учету общественных предложений.
6 этапПодготовка окончательного варианта материалов ОВОС и материалов общественных обсуждений в соответствии с Типовым содержанием материалов ОВОС (Приложение 4).
7 этапПредоставление материалов ОВОС в специально уполномоченные государственные органы на государственную экологическую экспертизу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Законодательные документы РФ,

регламентирующие требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.).
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ).
  4. Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
  5. Приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
  7. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ.
  8. Закон о недрах (в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 № 27-ФЗ, от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 02.01.2000 № 20-ФЗ, от 14.05.2001 № 52-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ).
  9. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г.
  10. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников».
  11. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.).
  12. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98 г.
  13. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г.

Методические рекомендации, описывающие требования к проведению и методики проведения оценки воздействия на окружающую среду:

  1. Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. Международный центр обучающих систем. Департамент методологии оценки воздействия на окружающую среду. - М., 1996 г. - 53 с.
  2. Максименко Ю. Л., Горкина И. Д. Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков. / Проект по управлению окружающей средой. Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. - М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997 г. - 117 с.
  3. Руководство по подготовке экологически обеспеченных инвестиционных проектов/ Под общ. ред. Горкиной И. Д., Максименко Ю. Л., Сенчени И. Н.- М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2001 г. - 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень законодательных актов, регламентирующих участие общественности в процессе проведения ОВОС

  1. Международная Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991 г.): ст. 2 п. 2.
  2. Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.): ст. 24 п. 2, ст. 42
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст. 32 п. 2.
  4. Закон РФ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: ст. 19
  5. Земельный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г.): ст. 31 п. 3, п. 4
  6. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приложение к Приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации): глава I (п. 1.6.), глава II (п. 2.5., п. 2.7.), глава III, глава IV
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Требования к содержанию технического задания на проведение ОВОС

  1. Руководство по подготовке экологически обеспеченных инвестиционных проектов/ Под общ. ред. Горкиной И. Д., Максименко Ю. Л., Сенчени И.Н.- М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2001 г.
  2. Техническое задание разрабатывается в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372. Зарегистрировано в Минюсте России 4.07.2000 № 2302
  3. Техническое задание на проведение ОВОС разрабатывается* с целью:
    • определения значимых экологических аспектов инвестиционного проекта (ИП), которые должны быть проанализированы и описаны при проведении оценки и учтены при подготовке Обоснований инвестиций / ТЭО / проекта строительства / проекта реконструкции / проекта модернизации;
    • конкретизации объема, масштаба и содержания предстоящих исследований, его исполнителей и т. д.
Образец
Рекомендации для составления технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС
Рекомендации
к содержанию ТЗ
Информация,
необходимая для проведения ОВОС
1Введение
  • Название ИП
  • Название предприятия-заявителя ИП
  • Цели подготовки ТЗ
2Информация общего характера
  • Краткое описание основных компонентов ИП
  • Цели и необходимость осуществления ИП
  • Краткая предыстория ИП (секторальные планы развития, региональные планы по окружающей среде и т.д.)
3Поставленные задачи
  • Цели и задачи проведения ОВОС
  • Общий круг анализируемой информации, сведений и проблем
  • Сроки проведения ОВОС, увязанные со сроками подготовки обосновывающей документации по ИП
4Требования, предъявляемые к ОВОС
  • Правила, нормативы, постановления, инструкции, которые регламентируют порядок проведения ОВОС, принятые как на федеральном, так и региональном и отраслевых уровнях
  • Перечень информации, необходимой для исследований
5Обследуемая территория
  • Площадь территории, для которой проводится ОВОС (площадь административного района, водосбора, границы воздушного бассейна, места обитания животных, нерестилища и т.д.)
  • Описание состояния окружающей среды этой территории
6Круг анализируемых сведений и проблем
  • Сбор и анализ нормативных правовых актов, экологические требования которых распространяются на реализацию ИП
  • Описание и характеристика источников и видов воздействия, которые будут, смягчены или предотвращены, в случае реализации ИП
  • Анализ альтернатив, которые могут повлиять на решения по ИП (размещение объекта, инженерные, технические решения)
  • Оценка источников и видов воздействия, возникающих в случае реализации ИП по выбранному варианту
  • Описание мер, направленных на ликвидацию или уменьшение воздействия
  • Описание экологических, экономических и социальных последствий реализации ИП по выбранному варианту
  • Проведение общественных слушаний
7Требования к документации, которая должна быть подготовлена в процессе проведения ОВОС
  • Проект Программы изысканий и научных исследований
  • Проект Заявления о воздействии на окружающую среду
  • Заявление о воздействии на окружающую среду
  • Проект Перечня экологических условий реализации ИП
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Приложение к Приказу Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»

Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать как минимум:

  1. Общие сведения.

    1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.

    1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.

    1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.

    1.4. Характеристику типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

  2. Пояснительную записку по обосновывающей документации.
  3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
  5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
  6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
  7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
  8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.
  11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
  12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

    12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

    12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

    12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

    12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

    12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

    12.6. Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.

    12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

  13. Резюме нетехнического характера.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов