Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 9 (92) > ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Предпосылки и особенности развития экобизнеса в регионе

(на примере Кемеровской области)

Г. Е. МЕКУШ,
к.г.н., доцент кафедры общей и региональной экономики Кемеровского государственного университета
mekush@kemsu.ru

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является согласование интересов бизнеса и оздоровления окружающей среды, участие предпринимателей в разработке и реализации механизма устойчивого развития. При этом сбалансированное развитие социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей в деятельности предприятий как главного субъекта в сфере природопользования.

В Экологической доктрине Российской федерации (2002 г.), подготовленной ко Всемирному саммиту «Рио+10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одной из приоритетных мер по снижению загрязнения и ресурсосбережения предусмотрено опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства1. Если за рубежом использование принципов экологического управления стало реальным фактором политики управления предприятия в сфере экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Экологическая политика все более реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государств, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития.

Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Что касается мировой торговли экологическими товарами и услугами, то по оценкам их рынок достигает в настоящее время более 500 млрд.долларов. Ежегодно его рост составляет порядка 6-7 % в год2. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, попадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности как страны в целом, так и их отдельных регионов в частности. Начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес». Совместная рабочая группа экспертов ТПП России, бывшей Госкомэкологии России и предпринимателей подготовили предложения - проекты программ по внедрению принципов экологически ориентированного управления предприятиями, охватывающие все организационные, технологические стороны обычного предприятия и жизненного цикла продукции: от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экоаудита до маркетинга и сбыта.

Недостаточная изученность данной проблемы, неразработанность нормативных документов и методических принципов и подходов по внедрению систем экологического управления в России, ставит данную проблему в число наиболее актуальных. Кроме того, вопросы экономического регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды в основном до последнего времени были ориентированы на промышленные предприятия, как основные источники загрязнения. В то же время, указанные разработки и исследования практически не коснулись малых предприятий, включая предприятия торговли, общественного питания и т. д. Для решения указанных проблем требуется осуществление комплекса мер на новой методической основе. Однако многие вопросы теории и практики экологизации экономики в сфере малого бизнеса, в том числе за счет применения принципов экологического управления, в России не решены, что предопределяет практическую ценность данного исследования.

Одним из важнейших направлений в решении проблем устойчивого развития Кемеровской области является формирование рынка экологических услуг и товаров. Пожалуй, одна из главных возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг. Пока не существует общепринятой международной классификации этого нового рынка. В разных странах и в России в это понятие входит различная продукция. Формы экологического предпринимательства могут быть разнообразными. Его виды: основное и дополняющее предпринимательство, по формам собственности и сферам деятельности и т. д. Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли это:

  • Производство экотехники, оборудования, приборов и устройств;
  • Разработка новых и малоотходных технологий, новых веществ;
  • Повторно-последовательное использование свойств и качеств ресурса;
  • Утилизация отходов (рециклинг);
  • Меры, способствующие увеличению извлечения полезных ископаемых;
  • Производство экологичных товаров и услуг.

По сфере деятельности экологическое предпринимательство может быть:

  • Производственное;
  • Коммерческое (деятельность в сфере обращения);
  • Финансовое (кредиты, акции);
  • Посреднические (экомаркетинг, экоинформация, консалтинг);
  • Экологическое страхование и лизинг.

Экологическое предпринимательство должно занять свою нишу в бизнесе. Оно должно быть представлено как крупным, так и средним и малым бизнесом, В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных его ресурсов в полной мере.

Изучение этого вопроса затрудняет то обстоятельство, что эта продукция не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой, Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка. При этом возникают серьезные методологические проблемы. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии.

В Кемеровской области сформировалось большое количество предпосылок для развития экологического предпринимательства. Во-первых, это крупный промышленный район на территории которого находятся около 7 тысяч предприятий-природопользователей, оказывающих мощнейший прессинг на природную среду. По объемам промышленного производства область занимает 9 место среди всех субъектов Российской Федерации. Высокая антропогенная нагрузка на природную среду большую часть территории Кемеровской области превратила (по результатам экологической экспертизы) в зону экологического бедствия. Экологический фактор в заболеваемости населения стал одним из приоритетных. Вероятность заболеть раком на порядок превышает допустимый уровень. В шахтерских городах из-за экологического фактора возникает дополнительно до 500 смертей в год. Это значительно обострило экологическую потребность населения Кемеровской области и определило спрос на экологически благоприятную продукцию и, в первую очередь, чистую питьевую воду.

По результатам социологического опроса ВЦИОМ ухудшение состояния окружающей среды респонденты ставят на 7-е место, опережая даже несправедливое распределение доходов(9), слабость и беспомощность государственной власти (11) и вооруженные конфликты в отдельных регионах России. Следовательно, экологическая обеспокоенность населения, в том числе на потребительском рынке, хотя и не является приоритетом, в то же время эти проблемы имеют в опросах свою устойчивую нишу.

Начало формирования рынка экологических товаров и услуг в регионе, как и в России в целом, начал формироваться в начале 90-х годов, когда активизировалось общественное движение «зеленых» и обозначились параметры экологической потребности. С 1996 г. на территории Кемеровской области осуществляется лицензирование в области охраны окружающей среды. Данным направлением занимается отдел нормирования и лицензирования службы охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов по Кемеровской области. Как показывают материалы этого отдела, количество участников рынка экологических услуг и работ только за три последних года увеличилось почти в четыре раза. Наибольшее распространение получили услуги по экоаналитическому контролю и оценке воздействия на окружающую среду, меньше производство экологичной продукции, например, питьевой воды и продуктов питания, потому что этот бизнес требует большего вложения капитала. Число занятых экологоориентированным бизнесом в Кемеровской области уже более 3000 человек. Общее количество юридических и физических лиц, получивших лицензии на оказание экологических услуг в течение трех лет стало более двухсот. В основном это предприятия малого бизнеса, где занято от трех до тридцати человек. Федеральных лицензий, зарегистрированных на территории Кемеровской области - 3 (экологический аудит, экологическое обучение и работы по наладке и эксплуатации контрольно-измерительного оборудования).

Анализируя ситуацию развития рынка экологических работ и услуг в Кемеровской области, можно сделать вывод о том, что он динамично развивается. Вместе с этим, следует признать, что он еще слаб, деформирован, не способен оказывать влияние на экологическую ситуацию в регионе. Кроме того, список участников этого рынка далеко не полный. Особо можно выделить бизнес по сбору и утилизации твердых бытовых отходов и производству чистой питьевой воды. В области ежегодно образуется более 2млн. тонн твердых бытовых отходов. Малый и средний бизнес в последние годы начал принимать активное участие в сборе и утилизации отходов потребления. В 2002 году было собрано и утилизировано чуть более 20% создавшегося за год объема отходов потребления. По сравнению с развитыми странами, где макулатура и металлолом собираются до 94% образовавшегося объема, это очень незначительно. Приведенные данные можно считать приблизительными, потому что официальная статистика по отчетности регулярно не ведется. Часто бизнес по сбору и утилизации отходов потребления не лицензирован и даже криминализирован. Причин здесь несколько и, в первую очередь, нежелание предпринимателей легализовать свой бизнес. Они не усматривают в этом заинтересованности местных органов власти и не имеют экономического стимулирования в развитии их деятельности. В Кемеровской области принят закон «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Кемеровской области». Он регламентирует правовые отношения при образовании отходов, обязывает нормировать и лицензировать образование отходов и предписывает органам исполнительной власти разработать порядок экономического стимулирования деятельности по снижению образования отходов, их утилизации и обезвреживания. Возможно в ближайшее время можно ожидать разработанный региональный экономический механизм обеспечивающий экономическое стимулирование экологоориентированного бизнеса.

Статистические данные по производству экологически безопасной продукции, в том числе чистой питьевой воды, практически отсутствуют в официальной статистике. В настоящее время можно назвать несколько производителей чистой питьевой воды в Кемеровской области - это фирмы «Ирбис» (г. Новокузнецк), «Талинка», «Чистая вода» и др. (г. Кемерово). Вместе они производят около 180 тысяч 19-ти литровых бутылей в год, что не обеспечивает даже 10% потребности населения области в чистой питьевой воде.

Поскольку экономические условия нашей страны на сегодняшний день не позволяют иметь рынок экологических работ и услуг, сравнимый по объему с развитыми зарубежными странами, необходима целенаправленная политика государства. Государство должно быть заинтересовано в экологическом предпринимательстве и стимулировать его развитие.

Среди экономических механизмов стимулирования экологического предпринимательства выделяют следующие:

  • необходим значительный объем государственного заказа (как федерального, так и субъектов федерации);
  • максимальное стимулирование потребления экологической продукции посредством льготного кредитования и последовательного совершенствования системы платного природопользования;
  • обеспечение адресного выделения средств: на конкретную экологическую продукцию, на преимущественное финансирование местных программ и т. д.
Литература:
  1. Экологическая доктрина Российской Федерации//Российская газета.- 31.08. 2002.
  2. Бобошко В. И. Экологическая этика и предпринимательская деятельность//Природа и общество в новом тысячелетии. Глобализация и региональные эколого-экономические проблемы. 4-я межд. конф. Росс. Отд. межд. общества экологической экономики. Саратов, 1999.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов