Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 10 (93) > НА ЗАМЕТКУ ЭКОЛОГУ

Страхование экологических рисков

КУЗНЕЦОВА О. Б.,
ведущий специалист Центра экологических проектов ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Несмотря на то, что загрязнение окружающей среды всегда было актуальной проблемой, в России такое понятие как «страхование риска загрязнения окружающей природной среды» или «экологическое страхование» до 1994 года было известно лишь небольшому кругу людей.

Открытым для всеобщего обсуждения этот вопрос стал после опубликования приказа МПР № 233 «О проведении эксперимента по развитию экологического страхования» от 26 июля 1994 г. Этот эксперимент должен был доказать успешность идеи об экологическом страховании в России, ведь на страхование возлагалось очень много функций: прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий экологических аварий, расширение возможностей внебюджетного финансирования (ведь средств на предотвращение аварий, ликвидацию последствий, компенсацию убытков пострадавшим как не было, так и нет ни у государства, ни у предприятий).

Эксперимент, проведенный в 1994-1995 годах в некоторых регионах России, в частности, в Воронежской области (который, к слову сказать, был продлен приказом МПР еще на 2 года) показал, что система страхования экологических рисков позволяет компенсировать до 40 % причиняемых убытков. К тому же заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли лучше любого контролера обеспечивает мониторинг состояния всех видов природоохранного оборудования у страхователя.

К сожалению, этот эксперимент выявил и пробелы в законодательстве в области экологического страхования, которые до сих пор остаются незаполненными, хотя введение такого страхования предусмотрено и ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», но обязанность, не подкрепленная ни экономической целесообразностью, ни законодательной базой, остается пустым звуком.

Несколько лет назад (1997 г.) инициативная группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект «Об обязательном экологическом страховании». Но воз и ныне там. Законопроект стал напоминать футбольный мяч: первый вариант «отбили» в ожидании окончания вышеупомянутого эксперимента; второй - не удовлетворил большинство депутатов; в третий - специалисты Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воронежской области предложили ввести новые нормативы, определяющие предельно допустимые значения вредного эффекта, наносимого здоровью человека неблагоприятными факторами окружающей среды и т. д. и т. п. В последние годы над законопроектами по экологическому страхованию с переменным успехом трудились три рабочие группы - при Совете федерации, при думском комитете по экологии и при Министерстве природных ресурсов. Последнее упоминание в прессе о судьбе многострадального законопроекта было связано с намерениями представить его в правительство России для рассмотрения до конца 2002 г.

Что будет дальше неизвестно, но необходимость принятия этого закона очевидна. Ведь закон «Об обязательном экологическом страховании» будет касаться в первую очередь промышленных предприятий, чья деятельность потенциально опасна для окружающей среды. До сих пор ни один законодательный акт не регулировал до конца механизм этого вида страхования. Добровольно страховали свою деятельность, в основном, предприятия, занимающиеся транспортировкой опасных веществ, потому что риск у них очень велик. Но специалисты считают, что экологическое страхование должно быть обязательным, так как промышленность страны основана на добыче и первичной переработке ресурсов, а также на химических и металлургических предприятиях. В случае ЧП на таких объектах ущерб бывает очень большим, и виновник не всегда в состоянии его возместить.

Наличие такого закона упорядочит действия природопользователей, повысит ответственность за сохранение окружающей среды и обеспечит экологическую безопасность предприятий.

Чем же еще так хорош этот законопроект? Да много чем. Именно в таком законе должны быть определены правовые, экономические и организационные основы развития экологического страхования, формирования рынка экологических услуг, в т. ч.:

  • установление критериев охвата отраслей, подотраслей и предприятий, где оно должно вводиться;
  • создание статистического банка данных по экологическим бедствиям и размерам нанесенных народному хозяйству ущербов;
  • определение ставок страховых платежей с дифференциацией их по отраслям и объектам, а также лимитов ответственности страховщика;
  • порядок и источники формирования государственного экологического страхового фонда, направления расходования средств фонда;
  • полномочия и взаимодействие государственных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, страховых компаний, администраций субъектов РФ и предприятий в осуществлении операций экологического страхования.

Что и говорить - не закон, а панацея. Остается только надеяться, что лед тронется, и эти благие намерения и на практике будут выглядеть так же хорошо, как и на бумаге.

Но правотворческая мысль не остановилась только на этом проекте. Наработано очень много полезных документов, принятие которых расширило бы спектр страховых услуг и законодательство в области страховой деятельности РФ:

  • О госудасрственном страховом надзоре в Российской Федерации (проект ФЗ);
  • О порядке осуществления обязательного страхования на территории РФ (проект ФЗ);
  • Об экологическом страховании (проект ФЗ);
  • О соцстраховании (проект ФЗ);
  • О соцстраховании на производстве (проект ФЗ);
  • Об обязательном страховании гражданской ответсвенности при эксплуатации опасного объекта (проект ФЗ);
  • О взаимном страховании (проект ФЗ);
  • Об обязательном противопожарном страховании (проект ФЗ);
  • Об обязательном противопожарном страховании имущества и гражданской ответсвенности юридических лиц (проект ФЗ);
  • О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении (проект ФЗ);
  • О взаимном страховании (проект ФЗ);
  • Об обязательном страховании пассажиров от несчастных случаев (проект ФЗ);
  • Об организации страхового дела в Российской Федерации (проект ФЗ);
  • Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании (проект ФЗ).

Некоторые из них (ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти», ФЗ «Об обязательном противопожарном страховании имущества и гражданской ответственности юридических лиц») уже приняты, очередь за остальными.

В продолжение темы экологического страхования хотелось бы разбавить эти размышления небольшой толикой теории. Хоть про страхование экологических рисков уже написаны горы литературы, не лишним будет еще раз пробежаться по основным понятиям и определениям.

Итак, что же такое страхование экологических рисков…

Этот вид страхования предусматривает ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающей среды:

  • страхование ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод и побережья;
  • страхование ответственности за ядерный ущерб, причиненный третьим лицам в процессе мирного использования ядерной энергии;
  • страхование ответственности за загрязнение грунтовых вод, земли и воздуха;
  • страхование ответственности за ущерб от горнодобывающей деятельности и т. д.

Цель любого страхования - возмещение убытков, и цель страхования экологических рисков - покрытие убытков страхователя, связанные с необходимостью возместить ущерб, который понесли третьи лица в результате загрязнения окружающей среды, явившегося следствием деятельности страхователя.

Ущерб - выражение в денежной форме результатов вредного воздействия аварии и ее последствий на окружающую природную среду.

Понятие «экологическое страхование» чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам (реципиентам), обусловленного технологической аварией или катастрофой.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процессов, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Страхуется предусмотренная законом обязанность страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду (и водоемы). Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права на оборудование и производственную деятельность и права пользования водным пространством или свидетельства о пользовании ими.

Вредное воздействие - воздействие хозяйственной и иной деятельности на природный объект, в результате которого происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования объекта или его части (участка).

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риски, происхождение которых часто не удается идентифицировать, а, следовательно, оценить и адекватно отразить в количественных показателях.

Риск экологический - количественная характеристика экологической опасности объекта, оцениваемая произведением вероятности возникновения на объекте аварии (инцидента, происшествия), на ущерб, причиненный природной среде этой аварией и ее непосредственными последствиями.

Теоретически величина страховой суммы состоит из затрат на предупреждение аварийного загрязнения и оценки воздействия загрязненной среды на реципиента. Для страхователя первое представляет дополнительные, неоправданные расходы в случае отсутствия договора экологического страхования. Для общества и третьих лиц, в чью пользу заключается договор страхования ответственности за аварийное загрязнение среды, такие затраты - часть возмещаемых потенциальных убытков. Осознавая это и оценивая возможное страховое возмещение, страховщик либо сам выделяет средства на предупреждение аварий, либо понуждает (экономически стимулирует) страхователя на природоохранные мероприятия. Их можно либо осуществить, либо учесть в расчете страховой суммы.

Вторая составляющая страховой суммы - это убытки, в результате воздействия поступивших в окружающую среду вредных веществ на реципиентов, и экологическое страхование выступает как страхование ответственности за аварийное загрязнение среды источниками повышенной экологической опасности.

Возможна и такая ситуация, что страховщик, компенсируя убытки страхователя, не создает заинтересованности у последнего в предотвращении аварии. Но даже в этом случае большим плюсом будет наличие ответственных лиц, в противовес сложившейся ситуации, когда найти «крайних» практически невозможно.

Таким образом, обязательное экологическое страхование будет гарантией возмещения ущерба, а также создаст условия и обеспечит экономическое стимулирование предотвращения аварийного загрязнения окружающей среды. Возвращаясь к проекту закона «Об обязательном экологическом страховании» следует обратить внимание на то, что необходимой процедурой для заключения договора страхования называют экологическое аудирование (которое должен провести страховщик). А страхователь обязан представить заключение Государственной экологической экспертизы на объект страхования; декларацию безопасности промышленного объекта РФ и паспорт предприятия (хорошая возможность предприятиям привести в порядок экологическую документацию).

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм частного рынка становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы.

Литература:
  1. Моткин Г. А. Экологическое страхование в рыночной экономике. Экономика и математические методы, 1996 г.
  2. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория и практика. Правовое регулирование обязательного экологического страхования в РФ//Законодательство. - 2000. - № 8.
  3. Третья Всероссийская и первая Международная конференции «Теория и практика экологического страхования»: Рабочие материалы. - М., 1998 г.
  4. Федеральный закон от 16.06.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  6. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов