Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 11 (94) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

«Экологическая вертикаль управления»

Из Доклада Министра природных ресурсов Российской Федерации В. Артюхова на III Всероссийском съезде по охране природы

Пресс-служба МПР России
21.11.2003.

С прошлого - второго съезда экологов прошло четыре года.

За эти годы в стране была достигнута реальная стабилизация в социально-экономической сфере, обозначились поступательные темпы экономического роста. Все эти позитивные процессы российская общественность закономерно связывает с политикой, активно и целеустремленно проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации.

В приветствии Президента России мы получили установку к поиску решения проблем укрепления экологической безопасности, реализации Экологической доктрины Российской Федерации.

Эти установки станут руководством к практическим действиям природоохранных структур и экологической общественности.

За последние годы:

  • было сформировано экологическое законодательство;
  • произошло становление системы государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • получила развитие система государственной экологической экспертизы, экологического нормирования, особо охраняемых природных территорий;
  • продолжается формирование системы обеспечения экологической безопасности;
  • в стране возникли профессиональные общественные экологические организации.

Весьма продуктивным и дальновидным шагом стала концентрация функций государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в рамках единого многопрофильного Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что в системе Министерства отлажена экологическая вертикаль управления. В нее входят: Государственная служба охраны окружающей природной среды, Государственная служба контроля, а также территориальные органы Министерства по федеральным округам и субъектам федерации.

Вся эта система наделена необходимыми правами и полномочиями. И, что очень важно, - полностью скоординирована со структурами управления недрами, лесным и водным хозяйством.

Предупреждая вопросы со стороны сторонников экологической автономии, замечу: такой степени влияния и таких властных возможностей природоохранные органы не имели никогда прежде!

Сегодня наши экологи могут напрямую диктовать своим коллегам из других служб и ведомств императивные требования по всем направлениям водо- и лесопользования, лицензионной политики в сфере разведки и добычи полезных ископаемых, по всему спектру вопросов разрешительной деятельности. Другое дело, что этот потенциал далеко не всегда используется в практической работе!

Укрепление позиций экологов в рамках единого министерства полностью подтверждается опытом подготовки, принятия и реализации национальных программ в сфере развития водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства, воспроизводства минерально-сырьевой базы. Все эти вопросы, как вы знаете, рассматривались в последние два года на Государственном совете Российской Федерации под председательством Президента России. При этом в основу программ был положен именно экосистемный подход. Во всех случаях во главу угла были поставлены именно экологические приоритеты.

Полагаю, было бы уместно дать хотя бы самую общую характеристику экологической обстановки в стране.

Свыше 65% территории России фактически не затронуты антропогенным воздействием. То есть по самым строгим критериям, установленным ООН, эти территории имеют ненарушенные экосистемы, сохранившие естественную биопродуктивность и биоразнообразие. Это огромное богатство и огромное преимущество России в решении глобальных экологических проблем.

Вместе с тем, на 15 % территории России состояние окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности. Здесь же отмечаются чрезвычайно тревожные тенденции потери биологического разнообразия.

Но именно здесь - в экологически неблагополучных местах - проживает порядка 60 % населения и производится основная часть ВВП.

Не соответствует санитарным нормам качество воды в почти половине источников централизованного водоснабжения, а также состояние земель во всех крупных городах и промышленных центрах страны.

Экологические проблемы требуют своего разрешения на Байкале и на Юге России, в бассейне реки Волги, на прибрежных территориях Каспийского моря и в районах Крайнего Севера.

Ежегодно растет количество не переработанных промышленных и бытовых отходов. Сохраняются проблемы территорий с радиоактивным загрязнением.

Имеет место ухудшение основных показателей здоровья населения, качества и продолжительности жизни.

Здесь я обязан отметить: все эти проблемы возникли не сегодня, и не вчера! Сложная экологическая обстановка на ряде территорий и акваторий формировалась десятилетиями. По сути дела весь XX век российское общество мирилось с пренебрежительным отношением к проблемам охраны природы.

Неоднократно отмечалось, что в 90-ые годы имел место некоторый спад техногенной нагрузки на окружающую среду. Но он был временным, и был связан с падением промышленного производства. Как только экономический спад сменился подъемом, ухудшение экологической обстановки обозначилось вновь. В первую очередь - в части загрязнения воздуха, почв и водных объектов.

С чем это было связано? С загрузкой устаревших производств, с ускоренным насыщением городов автомобилями, в общей массе - экологически грязными, да и с другими известными факторами.

В частности, нам не удалось сломать негативные стереотипы в экологическом поведении населения и бизнеса. В результате в сфере природопользования усилились тенденции «деэкологизации»; компании «де-юре» или «де-факто» стараются минимизировать затраты на проведение природоохранных мероприятий.

К сожалению, общественная активность сосредоточена в основном на критике государственных органов, а также тенденциозном, выборочном противодействии реализации ряда энергетических, транспортных и водохозяйственных проектов.

В то же время для большей части населения экологическое сознание не является нормой. Общественность с этим по сути смирилась!

Отсюда: свалки бытовых отходов, массовое повальное браконьерство, незаконные рубки леса, загрязнение водоемов, самозахват земель, и многое другое. Все это противоречит не только природоохранному законодательству, но и вековым культурным традициям народов России.

Экологические проблемы России сложнейшим образом смыкаются с проблемами глобальной экологии. Вхождение России в мировой рынок и присоединение к системе международных конвенций накладывает на нас дополнительную ответственность, масштабные обязательства. И одновременно, ставит перед лицом новых проблем.

Все эти проблемы вызывают обоснованную озабоченность политиков, населения, экологической общественности. Они становятся объективным и острейшим вызовом национальной безопасности России, каждому гражданину, обществу, государству.

Ответы на эти вызовы сформулированы в Экологической доктрине Российской Федерации. Этот основополагающий документ, определяющий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, ее цели и задачи на долговременную перспективу, - плод совместных усилий государственных и неправительственных организаций, деловых кругов и ведущих независимых ученых.

Механизмом реализации Доктрины является План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Российской Федерации на ближайшие три года. Этот план был подготовлен и обсужден с участием всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных структур.

Отмечу, что эти целевые программы позволяют реализовать некоторый критический минимум природоохранных мероприятий.

Необходимы, прежде всего, адекватные платежи за использование природных ресурсов, плюс к тому - принцип восполнения экологического ущерба за счет загрязнителей - субъектов бизнеса и домохозяйств. Необходимо, в конечном итоге, общественное осознание того факта, что никто и ничего не может брать от природы бесплатно!

Все это, должно быть отражено в нормативной правовой базе природопользования и защиты окружающей природной среды. За последние десять лет основа этого законодательства создана. Основополагающие нормы закреплены непосредственно в Конституции Российской Федерации.

Однако, экономические реалии и накопленный опыт работы по государственному регулированию использования природных ресурсов, охране окружающей природной среды требуют внесения серьезных изменений в действующее законодательство.

В первую очередь, должны быть уточнены подходы к использованию природных ресурсов с таких позиций, как:

  • экологизации экономической деятельности;
  • более широкого применения гражданско-правовых механизмов;
  • использования упомянутого принципа «пользователь платит», «загрязнитель платит».

Отмечу, что в настоящее время в соответствии с Планом законотворческой деятельности идет активная работа по внесению изменений и дополнений в законодательство об охране окружающей среды.

Кроме того, мы подготовили и согласовали с ключевыми ведомствами принципиально новый законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». По этому закону плата за негативное воздействие на природу становится не частью фискальной нагрузки на бизнес, а стимулирующим, регулятивным и компенсирующим механизмом. Надеюсь, что все формальные препятствия на пути одобрения этого законопроекта будут сняты в самое ближайшее время.

Еще один важнейший аспект нормотворчества - формирование системы природоохранных норм и правил, оценок и индикаторов качества природной среды.

Сегодня положение дел в этой сфере далеко от идеала: природоохранные нормы и правила рассредоточены более чем в 800 документах, при этом 80 % из них имеет лишь рекомендательный характер.

В настоящее время совместно с Минздравом, Минэкономразвитием, Росгидрометом, МЧС и другими заинтересованными ведомствами мы ведем планомерную работу по обеспечению единого методологического подхода при формировании эффективной системы нормативов.

В этих рамках мы должны придать большее значение углубленной разработке и использованию методов интегральной эколого-экономической оценки состояния природных комплексов и природоресурсного потенциала территорий. На основе таких оценок можно было бы делать более взвешенные выводы по поводу динамики развития ситуации в конкретных природных комплексах и находить оптимальные природоохранные решения.

Исключительное значение для развития экологического нормирования будет иметь постановление Правительства «О нормировании в области охраны окружающей среды». Его проект нами подготовлен; в настоящее время идет работа по его окончательному согласованию и уточнению.

Хотел бы перейти теперь к текущей природоохранной деятельности, которую ведет министерство совместно с органами исполнительной власти в центре и на местах, общественными экологическими организациями.

Начну с экологического мониторинга; это информационная основа всей деятельности в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Мониторинг проводится силами стационарных и передвижных лабораторий и станций с использованием информационных технологий и средств дистанционного зондирования Земли. В 22 особо проблемных регионах действуют региональные мониторинговые и ситуационные центры.

Создана круглосуточная информационная вертикаль, замкнутая на Ситуационный центр в министерстве.

Составной частью системы экологического мониторинга является специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) МПР России. На их основе министерство создает федеральную сеть лабораторий анализа и мониторинга окружающей среды. Ежегодно отбирается более 80 тысяч проб. В том числе - образцы почв, природных и сточных вод, промышленных выбросов в атмосферу. Выполняется свыше полумиллиона аналитических определений.

Итоговыми документами системы экологического мониторинга, обобщающими его результаты, являются:

  • текущие оценки состояния природной среды,
  • экологические атласы России,
  • ежегодный государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации».

В Министерстве создаются:

  • системы автоматизированного получения, обработки и хранения необходимой лесопожарной, гидрометрической, гидрометеорологической и другой информации;
  • единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки;
  • интеллектуальные системы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования пожаров и водности;
  • механизмы оптимального отбора и реализации защитных мероприятий.

Вся эта работа ведется силами наших специализированных государственных служб с самым активным участием экологической науки и общественности.

Следует отметить, что наиболее активным аспектом мониторинга экологической ситуации является контроль соблюдения экологического и природоохранного законодательства.

В прошлом году было проверено более 200 тысяч объектов. Выявлено около 150 тысяч нарушений, предъявлено исков на 2,7 млрд. рублей. В правоохранительные и налоговые органы передано свыше 15 тысяч дел; возбуждено уголовных дел - 4,4 тысячи; привлечено к уголовной ответственности - 1 220 человек.

В связи с нарушениями природоохранительного законодательства была ограничена, приостановлена или прекращена хозяйственная и иная деятельность свыше 2200 предприятий.

Но, к сожалению, число нарушений не снижается.

В этом вопросе мы рассчитываем на помощь правоохранительных органов, развитие и совершенствование работы природоохранной прокуратуры и экологической милиции. Не малая роль должна принадлежать общественным экологическим организациям.

Хотел бы сказать несколько слов о таком действенном инструменте, как система пообъектного контроля соблюдения экологических норм. Эта система уже сегодня охватывает свыше пятисот тысяч предприятий. По каждому из них установлены и контролируются десятки параметров с точным учетом емкости территориальных экосистем и специфики производства, выпускаемой продукции, отходов, выбросов и сбросов.

Эту повседневную трудную и весьма конфликтную работу выполняют тысячи экологических контролеров и инспекторов. Кто-то из них работает в нашей системе, другие в системе Минздрава, Росгидромета, Госстандарта, Минсельхоза, других ведомствах.

Особенно острый аспект этого контроля - безопасное обращение с отходами производства и потребления. Ежегодно в стране образуется свыше 2 млрд. тонн промышленных и бытовых отходов. Наша экономика перерабатывает около 60 % из них.

Думаю, что нам удалось серьезно продвинуться в решении этой проблемы:

  • разработан полный пакет подзаконных актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • налажена паспортизация опасных отходов, нормирование образования отходов и утверждение лимитов на их размещение, лицензирование соответствующей деятельности по обращению с опасными отходами;
  • ведется государственный кадастр отходов, состоящий из федерального классификационного каталога отходов, государственного реестра объектов размещения отходов и банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов;
  • реализуется ряд инновационных проектов по переработке и обезвреживанию различного вида отходов.

Все это позволило нам взять под полный контроль массовую утилизацию отходов и повысить уровень их переработки. Мы надеемся, что к 2010 году мы в основном решим задачу безопасного обращения с отходами.

Не могу не остановиться на проблематике государственной экологической экспертизы. Россия полностью перешла на общепринятый в развитых странах порядок независимой экологической экспертизы. За Министерством остаются функции организации экспертизы и утверждения ее результатов.

На федеральном уровне в 2002 году государственные экологические экспертизы проведены по 250 объектам. На территориальном уровне проведено более 48 тысяч экспертиз. Примерно 20 % проектов возвращается на доработку или отклоняется.

К сожалению, есть немало примеров, когда в процессе экологической экспертизы проявляется беззубость или, напротив, ангажированность в принципиальных вопросах, допускаются упущения профессионального плана, чрезмерно затягиваются сроки экспертиз. В результате страдает авторитет самого института экологической экспертизы, что, разумеется, недопустимо.

Среди новых механизмов, которые стимулируют предприятия на природоохранную деятельность, назову экологическую сертификацию, экологический аудит и экологическое страхование. Эти механизмы мы сегодня активно апробируем.

Все это - в одном направлении: к формированию экологически ответственного бизнеса.

Мы не должны занимать крайние и непримиримые позиции. Позитивных результатов мы можем добиваться только систематическими профессиональными действиями и общими усилиями заинтересованных ведомств, руководителей регионов, общественности, бизнеса.

Экологическая доктрина рассматривает сохранение биоразнообразия и его неистощительного использования как важный элемент перехода России к устойчивому развитию.

В последние годы министерством было обеспечено единое методическое, организационное и финансовое управление заповедниками и национальными парками. Это позволило наметить меры по сохранению и развитию этой системы и сконцентрировать внимание на следующих основных задачах:

  • создание новых государственных природных заповедников и национальных парков;
  • сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов;
  • развитие экологического просвещения;
  • развитие научных исследований и экологического мониторинга;
  • развитие экологического туризма.

Разработаны Стратегии и реализуются практические меры по сохранению отдельных, наиболее уязвимых редких видов, таких как амурский тигр, зубр, барс и некоторые другие. Здесь наш главный враг - массовое браконьерство; и особенно - злостное браконьерство по коммерческим заказам.

Заметный шаг сделан в части системы профессионального образования и экологического просвещения. Мы имеем достаточно проработанные программы образования и обучения. Подготовлены и выпускаются учебники, учебные пособия, листовки, социальная реклама.

В процесс экологического просвещения включены СМИ, учреждения культуры, особенно библиотеки, большинство общественных организаций.

В стране действуют десятки тысяч кружков юных экологов и натуралистов. При участи МПР России ежегодно проходят многочисленные смотры-конкурсы работ учреждений и организаций, связанных с экологическим просвещением и образованием.

Сегодня общее руководство этими процессами осуществляют созданный в МПР России Консультативный совет по экологическому образованию и просвещению.

Министерство рассматривает свою работу по экологическим проблемам исключительно в рамках постоянных контактов с общественностью, населением, средствами массовой информации.

Мы обязаны быть открыты для журналистов во всем, что касается текущей деятельности министерства, нормотворчества, важнейших экологических экспертиз и всех наших прочих решений. Это - прямое требование Министра!

Сегодня в центре нашей работы - Общественный экологический совет. Он создан нами совместно с представителями ведущих научных центров, а также экологических общественных организаций.

В дни съезда началось формирование Координационного совета, призванного решать проблемы на стыке природопользования и охраны окружающей природной среды. Имеется в виду, что в его состав войдут руководители ведущих компаний - природопользователей, представители экологических организаций и органов государственной власти.

Хочу также выделить несколько форм работы с населением, которые мы с успехом реализуем в последнее время. Это:

  • наши «общественные приемные», созданные в каждом территориальном органе;
  • налаживание круглосуточной «горячей линии» с населением;
  • включение общественного контроля в систему экологического мониторинга и госконтроля;
  • широкое привлечение общественности к экспертизе проектов, решению вопросов использования лесных земель, проведению конкурсов на права пользование недрами, водами, лесами.

Пользуясь трибуной съезда, хотел бы поблагодарить всех экологов -общественников и журналистов, работающих на благо охраны окружающей природной среды.

Уверен, что на главные экологические вызовы времени мы сумеем ответить совместными усилиями общества, государства и бизнеса, центра и регионов. Другими словами, совместными действиями всей нашей сильной, единой России.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов